Проект "Елочка зеленая иголочка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших лесных массивов, не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего «лёгкие нашей планеты». Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.

Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).

Актуальность реализации проекта «Зеленая елочка – живая иголочка» очевидна. По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. Повсеместно открываются елочные базары.

Проходя мимо них, мы наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом, представляем себе, как эти красавицы будут смотреться у нас дома, и лишь небольшая часть прохожих задумывается о том, как пострадали природные богатства. О елке - новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику.

Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. Скоро отшумит праздник и сотни тысяч елок, еще недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elochka_-_zelenaya_igolochka.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Полянка"


Проект «Ёлочка – зелёная иголочка»

 подготовительной гр. "Б"

"Солнышко"

Автор проекта:

Чегаровская Е.Е.

Богданова А.П.

г.Кстово

2020г

Участники: воспитанники подготовительной группы , педагоги группы, родители воспитанников.

Тип: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.

Пояснительная  записка.

Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших лесных массивов, не тронутых человеком. А ведь лес – это прежде всего «лёгкие нашей планеты». Деревья вырабатывают кислород, без которого ни люди, ни животные не могут обходиться ни минуты, если в воздухе мало кислорода – становится трудно дышать.

Огромное значение в настоящее время придается экологическому образованию подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте ребёнок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому, главной целью педагогов в этой области является: формирование начал экологической культуры (правильного отношения ребенка к окружающей природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется).

Актуальность реализации проекта «Зеленая елочка – живая иголочка» очевидна. По традиции в канун Нового года мы хотим поставить себе в дом живую елочку. Повсеместно открываются елочные базары.

Проходя мимо них, мы наслаждаемся неповторимым хвойным ароматом, представляем себе, как эти красавицы будут смотреться у нас дома, и лишь небольшая часть прохожих задумывается о том, как пострадали природные богатства. О елке - новогодней красавице написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику.

Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. Скоро отшумит праздник и сотни тысяч елок, еще недавно таких красивых и нарядных, превращаются в самый обыкновенный мусор.

Такое отношение к окружающей среде делает все человечество более уязвимым. Если мы хотим, чтобы наши дети дышали чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы.

Главная цель нашего проекта - сохранение зеленых насаждений в округе детского сада в преддверии новогодних праздников. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Искусственная елочка – хорошая альтернатива натуральным елям, и компромиссное решение проблемы сохранения хвойных лесов на нашей планете.

Цель проекта   формировать представления детей о хвойных деревьях, ответственное отношение к природным богатствам родного края; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.

Задачи проекта

• формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;

• развивать познавательный интерес к миру природы;

• развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

• способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; • способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели;

• формировать эстетическое отношение к природе;

• учить понимать и ценить разную красоту: живого растения и хорошо сделанного предмета: воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.

Ожидаемые результаты:

• повышение уровня знаний, умений, представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев, понимать и правильно взаимодействовать с природой, умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе;

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный:

  • Анализ предметной среды.
  • Подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски и т.д.).
  • Подготовка детской литературы, дидактических и подвижных игр.
  • Изучение интернет – ресурсов.
  • Создание презентаций о хвойных деревьях.
  • Разработка сценариев мероприятий.

2 этап: Основной:

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Перспективное планирование по реализации проекта

Образовательная область

Основные цели и задачи

Тема

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес»

Цель: Развивать умения самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Учить развивать сюжет на основе знаний полученных при восприятии окружающего.

Формирование основ безопасности

Беседа «Как правильно украшать ёлку»

Цель: расширить знания об источниках опасности в приготовлении к новогодним праздникам.

Дидактическая игры: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: закрепить представления детей о безопасном поведении в природе.

Познавательное развитие

Ознакомление с миром природы

Беседа: «Хвойный лес»

Цель: Уточнить понятия «Хвойные деревья». Развивать мыслительные процессы путём сравнения.

- «Когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку»

- «Как встречают Новый год в других странах»

 - «Маленькой елочке хорошо в лесу!»

Цель: формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены

Просмотр познавательных мультимедиа презентаций о хвойных деревьях.

Цель: развитие познавательного интереса, любознательности; воспитание бережного отношения к природе.

Рассматривание энциклопедий, дидактического материала по теме «Хвойные деревья»

Цель: расширять представления детей о хвойных деревьях.

Дидактическая игра: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: закрепить представления детей о правильном поведении в природе.

Наблюдения:

Наблюдение 1. "Чем ель не похожа на другие деревья?"

Цель. Рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки отличающие ее от других деревьев.

Наблюдение 2. "Как различить ель, сосну и лиственницу?" У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твердые. Сосна выше ели, ветви у нее наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголочки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами.

Наблюдение 3. "Чем ель на участке отличается от игрушечной елки?"

Цель. Уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке: кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево  получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала(пластмассы); у нее нет корней, она не  растет; с нею  можно играть, ее можно украшать игрушками.

Наблюдение 4. "Сколько лет елке?"

Цель. Показать детям,  что сегодня у ели вырастают новые ветки. Сверху  на  дереве ветки молодые, короткие, а снизу старые, самые длинные. Сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно:  маленькая елочка, 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста, поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

Наблюдение 5. "Как себя чувствует сломанная елка?"

 Цель. Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели. Очень сильный ветер может сломать ее. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в морозную зиму. Человек может навредить ели, если будет резать ствол ножом, ломать ветви, если задумает спилить ее к новогоднему празднику. Ели  можно помочь:  прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно отряхнуть ветви от тяжелого снега, бережно с ней обращаться.

Наблюдение 6. "Ель – очень красивое и полезное дерево"

Ель – стройное дерево, потому что сверху вниз ее ветки увеличиваются постепенно. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок, двор, парк.

Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

Формирование элементарных математических представлений

Дидактическая игра «Логическая ёлка»

Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Дидактическая игра «Украсим ёлку»

Цель:  упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа.

Речевое развитие

Развитие речи

Организованная образовательная деятельность

Тема: Зима. Хвойные деревья.

Программные задачи. Уточнить понятие «Хвойные деревья». Активизировать, расширять словарь по теме. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей образовывать существительное в предложном падеже от существительного в именительном падеже, правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Развивать мыслительные процессы путем сравнения хвойных и лиственных деревьев. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

"Маленькой ёлочке , хорошо в лесу"

Программные задачи.  Формирование представлений о необходимости сохранения ёлочки и способах ёё замены

Организованная образовательная деятельность

Тема: Зима. Новый год.

Программные задачи. Закрепить представления о новогоднем празднике, уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Закрепить пространственное значение предлога под, учить детей выделять и называть предлог под в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.

Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением, временную ориентацию. Развивать эмоционально – положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Воспитывать у детей эстетическое восприятие, стремление поздравить близких с праздником.

"Защитим ёлочку- зелёную иголочку"-составление сказки по опорным вопросам. заданному началу предложения.

Цель: Воспитывать экологическое  мировозрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их

Дидактическая игра «Новогодняя ёлка»

Цель: закрепить понимание предлогов «на» и «под»; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.

Дидактическая игра"Украсим ёлку"

Цель: Развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги

Развивающие игры

"Найди сходство и различие","Угадай, какое дерево"," С какой ветки детки"

Цель: Закреплять знание детей о ели. Развивать память, внимание.

Приобщение к художественной литературе

Разучивание стихотворений к новогоднему празднику.

Цель: развивать память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания праздника.

Чтение рассказа С. Михалков «Ёлочка»

Цель: формирование сочувствия маленькой ёлочке, переживания за неё.

Чтение стихотворений.

Цель: развивать воображение, чувство ритма, чувство прекрасного; воспитывать эстетические чувства

Чтение сказок о ёлочке.

Цель: развивать умение внимательно слушать сказку, понимать смысл.

Загадывание загадок.

Цель: развивать логическое мышление, речь, формировать интерес к загадкам.

Художественно – эстетическое развитие

Изобразительная деятельность. Рисование.

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Большие и маленькие ели».

Программное содержание. Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и выше по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Наша нарядная елка».

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки.

Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления.

Еловая ветка с новогодними игрушками

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет»

Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке строение еловой ветви. Цветными карандашами изображать тонкие иголки на ветке. Развивать художественный вкус.

Рисование плакатов «Берегите лес!»

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Раскрашивание раскрасок «Хвойные деревья».

Цель: развитие детского творчества, закрепить умение закрашивать рисунок, карандашами проводя штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура.

Изобразительная деятельность. Лепка

Организованная образовательная деятельность

 Лепка «Ёлочки».

Цель: развивать навыки лепки барельефа - изображения из пластилина на плоской пластине.

 

Музыкально-художественная деятельность.

Пение песен о ёлочке.

Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова.

Праздник «Новогодние краски»

Цель: чувство удовлетворения всех участников проекта, вручение грамот и подарков.

Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Беседа: «Польза хвойного леса»

Цель: рассказать о значении хвойных деревьев в жизни человека.

Пальчиковая гимнастика «Украшаем ёлочку».

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Физическая культура

Подвижные игры:

«Салки – ёлочки»

Цель: упражнять в умении быстро бегать; ориентироваться в пространстве, учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

«Ель, ёлка, ёлочка»

Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.

Совместная деятельность педагогов с родителями:

  • Информация для родителей «Деревья хвойных пород».
  • Советы для родителей «Как выбрать ёлку для праздника».
  • Памятка для родителей «Безопасное обращение с ёлкой».

Совместная деятельность родителей с детьми:

  • Беседы родителей с детьми о хвойных деревьях.
  • Выполнение творческих заданий.
  • Помощь детям в выставке рисунков.
  • Чтение художественной литературы дома.
  • Помощь в создании поделок.

3 этап: Итоговый:

Выводы:

В процессе проживания темы проекта дети проявили активный познавательный интерес, воспитанники узнали много нового и интересного о зеленой красавице, об ее значении в природе и жизни человека. Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Реализация этого проекта способствовала   сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто  так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового.

Список использованных источников

1. Ю.А.Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников» Волгоград 2008г.

2.Т.А. Шарыпина «Беседы о русском лесе» Москва 2010г.

3. Горощенко В.П. Природа и люди М., «Просвещение», 1976

4. А.А.Плешаков Зеленые страницы М.: Просвещение, 1994

5. Ресурсы Интернета, журналы, газеты

6. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 6-7 лет» М.: "Просвещение, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Елочка-елочка, зеленая иголочка."

Творческая работа родителей с детьми....

"Елочка - зеленая иголочка"

Ознакомление детей с невидимыми нитями природы, показать взаимосвязи в лесу между растениями и животными на примере дерева ель. Воспитывать доброе отношение к ели, сопереживать и желание сохранить зел...

Конспект НОД "Елочка - зеленая иголочка"

Наш сад работает в тесном контакте с Серпуховским педколледжем. Воспитатели проводят занятия для студентов. Я подготовила и провела занятие по экологическому воспитанию "Елочка - зеленая иголочка"...

Паспорт творческого проекта «Елочка - зеленая иголочка»

Паспорт творческого проекта «Елочка - зеленая иголочка» Тип проекта:По доминирующему методу: творческий.По числу участников: групповой.По времени проведения: краткосрочный. По характер...

Проект "Елочка зеленая иголочка"

Цель:Формирование ценностного отношения к объектам живой природы в процессе организации познавательно – игровой деятельности.Задачи:1.Развитие потребности в приобретении новых знаний об объектах...

Конспект НОД по познавательному развитию (экология) "Елочка - зеленая иголочка"

Конспект НОД по познавательному развитию (экология)...

СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО УТРЕННИКА « АЙ! ДА ЕЛОЧКА - ЗЕЛЕНЫЕ ИГОЛОЧКИ «

:        Пусть звонко музыка играет ,                Спешите к нам в нарядный зал...