Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Власова Людмила Анатольевна

Статья

Одним из самых актуальный, обсуждаемых и требующих внимания педагогов и родителей является вопрос о безопасности дошкольника.

Как формировать навыки безопасного поведения ребенка в буту и на улице?

Что требуется от родителей и как проводят работу по фоомированию навыков безопасного поведения педагоги детскго сада?

Даная статья в лаконичной и простой форме отвечает на эти и многие другие вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Эссе

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь – обеспечение безопасности. В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана первоочередной, поэтому и в наши дни она находит отражение в программных и методических документах организации дошкольного образования.

Актуальность заявленной темы заключается в том, что от сформированности навыков безопасного поведения зависит жизнь самого ребенка. В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными для жизни ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю мер опасности внешних проявлений природных и бытовых условий, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты детей – дать элементарные знания основ безопасности.

В информационной основе данного эссе лежат труды А.С. Вернадского, И.М. Сеченова, А.Н. Леонтьева и других ученых.

В своей работе мы выявили несколько видов средств ознакомления детей с основами безопасности:

- Словесные (ситуации загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);

- Практические (дидактические игры, игры драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);

- Наглядные (наблюдение, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы).

Все эти средства обогащают социальный опыт ребенка. Игра дает ребенку «доступные способы моделирования окружающей среды, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности». Игры дают возможность:

- познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления, учить различать потенциально опасные предметы;

- сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствий их нарушения, о способах безопасности поведения;

Художественная литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Примером для детей служат литературные произведения: сказки и стихотворения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Пожар» Б. Житков, «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак, «Как огонь воду замуж взял» Е. Пермяк, Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Г.-Х. Андерсен «Девочка со спичками», Г. Остер «Вредные советы» и многие другие.

Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения является ситуативно-имитационное моделирование.

В частности, при изучении дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход, ребенок – пассажир городского транспорта, ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, самокат, санки, ролики и т.д.).

Таким образом, общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально-опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения в быту. Работу по формированию основ безопасности у детей мы проводим, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь всё, чему учат детей, они должны применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»    Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»     Кустовое методическое объ...