Главные вкладки

    Проект "Разноцветная неделя для детей средней группы"
    проект (средняя группа)

    Табунщикова Вероника Леонидовна

    С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

    Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_raznotsvetnaya_nedelya_v_sredney_gruppe.docx51.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

    Танцевали мы и пели,

    Так устали, просто чудо!

    Разноцветную неделю

    Мы устроим вам повсюду.

    Что же это за неделя?

    Вы не знаете? Расскажем!

    Это дело — не безделье.

    Все цвета мы вам покажем.

    Актуальность проекта:

    Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

    Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с цветом, формирование у них сенсорных эталонов цвета, и с другой – недостаточный уровень знаний и умений детей привели к выбору темы проекта.

    Объект проекта: цвета радуги.

    Предмет проекта: качества цвета.

    Цель проекта: усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

    Задачи проекта:

    • закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
    • научить построению цветовых сочетаний по образцу;
    • научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;
    • находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
    • учить детей различать теплые и холодные цвета;
    • упражнять в умении рассказывать о цвете;
    • упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
    • закреплять знания о цвете в памяти;
    • обучать действиям с цветом по словесной инструкции;
    •  создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
    • привлечь детей к созданию коллективной  композиции;
    • развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
    • развивать речь и словарный запас детей;
    • тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
    • воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

    Тип проекта:

    По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательный.

    По содержанию: обучающий.

    По числу участников проекта: групповой

    По профилю знаний: многопредметный.

    По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

    Участники: воспитатели, дети средней группы.

    Термин выполнения: краткосрочный (с 5 по 12 февраля)

    Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

    Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

    Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

    Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.

    Предполагаемый результат проекта: дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни.

    Предполагаемый продукт проекта: создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак), коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

    Список литературы:

     1. Анцифирова Н.Г. Необыкновенное рисование// Дошкольная педагогика, №7(72) сентябрь 2011г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , СПб

    2.  Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 48с.

    3.  Оберемок С.М. Методы проектов в дошкольном образовании. – Новосибирск, 2005

    4. Открытые мероприятия для детей средней группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Авт.- сост.: Аджи А. В., Воронеж: ООО «Метода», 2015. – 184 с.

     5. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

    6. Тимофеева А.А. Проектный метод в дошкольном образовании // Детский сад – Теория и практика - 2012, №9

    7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 – 120 с.

    8. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 – 112с.

    Содержание проекта

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап.

    Определение темы проекта.

    Формулировка цели и определение задач.

    Подбор материалов по теме проекта.

    Составление плана основного этапа проекта.

    Основной этап

    Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

    Список мероприятий основного этапа

    Дидактические игры:

    «Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».

    Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»

    Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»

    Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»

    Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».

    Подвижные игры: «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»

    Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»

    Аппликации: из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»

    Эксперементирование: смешивание цветов «Цветная вода»

    Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» ( Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»), «Синяя вода», «Раз, два – радуга».

    Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»

    Заключительный этап

    Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)

    Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»

    Составление портфолио проекта.

                  Содержание работы в процессе реализации проекта:

    Вовлечение в деятельность

    Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».

    Понедельник — день красного, оранжевого, желтого  цвета.

    Вторник – день зеленого цвета.

    Среда – день голубого и синего цвета.

    Четверг – день фиолетового цвета.

    Пятница – разноцветный день.

    План работы

    Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета

    У нас секретов нет,

    Самый лучший красный цвет.

    Цвет оранжевый без сомненья,

    Нам поднимет настроенье.

    Желтый самый главный цвет,

    Потому что это солнышка свет.

    1-ая половина дня:

    1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной  радуге; 5) комбинированное  занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга»: работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек»), дидактическая игра на внимание  «Цвета», аппликация «Чудо-птица»

    2-ая половина дня:

    1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».

    Вторник – день зеленого цвета

    Цвет зелёный у листочка,

    Подо мхом зелёным кочка,

    И зелёные иголки

    Целый год растут на ёлке.

    В. Косовицкий

    1-ая половина дня:

    1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.

    2-ая половина дня:

    1) НОД на тему: «Зеленая сказка» (цель: развивать восприятие цвета), чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3) дидактическая игра с кубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)

    Среда – день синего и голубого цвета

    А небесную лазурь,

    Море после хмурых бурь

    Голубой подарит цвет.

    Бесподобен с ним рассвет.

    И искриться в Новый год

    Голубея снег и лёд

    Е. Горева.

    1-ая половина дня:

    1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее",  «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика  «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи.  В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» (цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме): рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».                                                                                                      

    2-ая половина дня:

    1) беседа: « Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;

     «Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»;  7) прослушивание песни «Синяя вода»

    Четверг – день фиолетового цвета.

    А вот с цветом фиолетом
    Повстречаться можно летом.
    Фиолетовы бананы?
    Нет! На грядке баклажаны!
    Солнцем будит ото сна
    Цвет фиалковый весна.

    В. Черняева

    1-ая половина дня:

    1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

    2-ая половина дня:

    1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики»  («Стрелка, стрелка, покружись…»), игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».

    Пятница – разноцветный день (заключительный этап)

    Я подарок разноцветный

    Подарить решила маме.

    Я старалась, рисовала

    Четырьмя карандашами.

    Но сначала я на красный

    Слишком сильно нажимала,

    А потом, за красным сразу

    Фиолетовый сломала,

    А потом сломался синий,

    И оранжевый сломала...

    Все равно портрет красивый,

    Потому что это - мама!  

    Петр Синявский.

    1-ая половина дня:

    1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» (цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».

    2-ая половина дня:

    1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит!); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга»,  творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»

     

     Отчёт по проектной деятельности:

    Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

    Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник — красный, оранжевый, желтый  цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

    В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета  были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

    Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

    В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

    Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

    В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята  приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут -  дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)

    Ключевые понятия

    Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физическихфизиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

    Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.

    Радуга - это атмосферноеоптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана).

    Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

    Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

    Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

    Творчество - это  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

    Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

    Эксперимент (также о́пыт) в научном методе —  это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

    Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

    Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

    Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

    Закреплять знания цветового спектра у детей.Учить детей рисовать радугу.Учить различать цвета теплые и холодные тона....

    Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы

    Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.Этот проект значим для всех его участников:Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.Педагоги: продолжение...

    творческий арт - проект "Разноцветная неделя" для детей средней группы

    творческий арт - проект "Разноцветная неделя" для детей средней группы...

    Совместная деятельность детей и родителей вечер развлечений для родителей и детей средней группы «Как на Масленой неделе…»

    Совместная деятельность детей и родителейвечер развлечений для родителей и детей средней группы«Как на Масленой неделе…»Цель проведения вечера развлечений: совместное с родителями воспитание и развити...

    Творческий проект «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада.

    Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Задачи проекта: Закреплять знания цветового спектра у детей.Научить детей рисовать радугу, ...

    Паспорт творческого проекта «Разноцветная неделя» для детей средней группы детского сада

    Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя....

    Дистанционное обучение дошкольников 2 группы по теме недели «Встречаем птиц».средняя группа( вторая неделя)

    Дистанционное обучение  «Дома некогда скучать!»Для того чтобы ваша самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, предлагаем вашему вниманию дистанционное обучение дете...