Инклюзивное образование
консультация (подготовительная группа)

Не секрет, что на сегодняшний день к дошкольной программе предъявляется ряд новых требований к занятиям, внеурочной деятельности, да и вовсе к организации учебного процесса. Существуют некоторые виды образования, такие как: поликультурное, дуальное, а более подробно рассмотрим инклюзивное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование в дошкольном возрасте глазами           педагога- психолога

Не секрет, что на сегодняшний день к дошкольной программе предъявляется ряд новых требований к занятиям, внеурочной деятельности, да и вовсе к организации учебного процесса. Существуют некоторые виды образования, такие как: поликультурное, дуальное, а более подробно рассмотрим инклюзивное образование.

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором абсолютно все воспитанники, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных  и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных структурных подразделениях, которые,  в свою очередь, учитывают их особые образовательные потребности  и оказывают необходимую специальную поддержку.

Существуют различные мнения на счет данного образования. Кто-то считает, что оно несет только отрицательные результаты, а кто-то , наоборот, считает, что инклюзивное образование всё же имеет положительные стороны.

Для того, чтобы остановиться на конкретном мнении, я предлагаю рассмотреть те самые достоинства и недостатки. На мой взгляд, положительные стороны заключаются в следующем:

  • все воспитанники получают образование наравне со своими сверстниками;
  • благодаря такому виду образования, окружающие принимают воспитанников такими , какие они есть;
  • у окружающих формируются такие навыки, как терпимость, взаимоподдержка;
  • сами воспитанники не чувствуют себя ненужными, с ними всегда кто-то находится в контакте;
  • воспитанники на примере своих сверстников стремятся стать лучше, идут к поставленной цели, несмотря ни на что;
  • при данном образовании, развиваются сильные стороны у воспитанников с особенными потребностями;
  • все воспитанники в группе учатся взаимодействовать друг с другом;
  • даже сами воспитатели благодаря такому виду образования овладевают новыми педагогическими методиками.

Что касается недостатков, то они следующие:

  • не всегда воспитанники могут усвоить предлагаемый материал, так как он может быть для них представлен в недоступном виде;
  • не все дошкольные учреждения оснащены необходимым оборудованием для таких воспитанников;
  • в настоящее время  в дошкольных учреждениях не всегда  хватает   педагогов дополнительного образования для облегчения учебного процесса.

Исходя из вышеперечисленного, все же, я считаю, что данное образование имеет место быть, так как, положительных сторон куда больше, нежели отрицательных.

Но я не отрицаю тот момент, что могут возникнуть трудности при таком образовании. Трудности будут больше в тех моментах, которые не зависят от воспитателя, а именно это оборудование, которое имеется в дошкольных учреждениях. Ведь не все дошкольные учреждения оснащены нужными приборами, вещами. Ведь для того, чтобы обучение было более успешным, нужно заранее продумать и рассмотреть места для воспитанников, технические средства, которые не нанесут вреда воспитаннику.  Также,  воспитатели не в праве менять устоявшеюся программу, по которой необходимо заниматься. А ведь не все воспитанники могут воспринимать ее такой, какая она есть,  в самом деле. Поэтому, воспитатели вынуждены делать дополнительные материалы, которые облегчают обучение и создают для воспитанника ситуации успеха.  

При инклюзивном образовании  воспитатель должен, прежде всего, применять определенные формы, методы и приемы, которые, во-первых помогут всем воспитанникам сплотиться, во-вторых включат детей с особенностями в учебный процесс, благодаря которому, воспитанники будут стремиться только к поставленной цели.

Воспитателю, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности нужно учить детей сотрудничеству. Это можно сделать, работая в парах, группах. Соответственно, перед самим заданием, нужно четко объяснять правила работы при взаимодействии, и разъяснять внятно само задание, которое воспитаннику нужно выполнить. Каждое выполненное задание должно оцениваться воспитателем, для того, чтобы повышать мотивацию к учебному процессу. Необязательно оценка должна быть бальная, она может быть еще словестная, которая придает воспитаннику большую  уверенность в себе.

Помимо этого, следует использовать наглядный материал, который не только повышает интерес к учебному процессу, но и становится подсказкой к выполнению определенных заданий. Воспитателю важно, чтобы воспитанник мог высказываться по тому или иному вопросу в независимости от правильности ответа. Этому может служить прием «Закончи фразу». Благодаря данному приему воспитанники высказывают свои мысли, чувства, а также развивают свою речь. Очень хорошо, когда воспитатель предлагает задание творческой направленности. Благодаря такому заданию воспитанник сможет проявить все свои таланты и способности.

В своей практике, я никогда не выделяла воспитанников. Для меня все дети равны. Кто-то хорошо рисует, кто-то решает задачи по математике, а кто-то  очень красиво и аккуратно делает аппликацию, а это значит, что  у каждого есть сильные стороны, которые нужно развивать. Я всегда стараюсь сплотить воспитанников с помощью игровых моментов, разных форм работ. Воспитанники должны уметь поддерживать друг друга, помогать и сочувствовать, ведь в дальнейшей жизни им предстоит находить новых друзей, знакомых в независимости от их отличительных особенностей. Все мы люди - все разные и по-своему уникальны. В каждом из нас заложен талант, который нужно развивать, а не прятать. Поэтому, инклюзивное образование, на мой взгляд, имеет больше положительных сторон, нужно лишь продумать работу с ребятами, которым действительно нужна помощь. Все мы можем оказаться в различных ситуациях, нужен лишь правильный подход, чтобы ни в коем случае, не навредить. Закончить свою статью я хочу одним замечательным высказыванием, которое доказывает, что каждый  ребенок имеет право на образование, нужно только правильно организовать его учебное пространство.

«Образование – право каждого человека,

имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы,

демократии и устойчивого развития…

нет ничего более важного,

никакой другой миссии,

кроме образования для всех…»

Кофи Аннан

Список используемой литературы

  1. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. – М.: Просвещение, 2008. – 82 с.
  2. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст]/ А.В. Запорожец.- М.:Педагогика,  1986.-296с.
  3. Кольберг,  Н. А.Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения[Текст]/ Н.А.Кольберг//Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 698-700.
  4. Кордуэлл, М. Психология. А - Я. Словарь-справочник [Текст]/М.Кордуэлл .-//М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.-448с.      
  5. Монина, Г. Б. Игры для гиперактивных детей [Текст / Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс .-С.:Речь,2011.-52с.
  6. Шацкова, В.Н. Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://smogendrr.ru/simplepsy/metodika-izuchenie-samoregulyatsii-u-v-ulenkova 
  7. Эльконин , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст]: для педагогов, психологов/ Д.Б. Эльконин.- Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.-416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...