Инклюзивное образование
консультация (подготовительная группа)
Не секрет, что на сегодняшний день к дошкольной программе предъявляется ряд новых требований к занятиям, внеурочной деятельности, да и вовсе к организации учебного процесса. Существуют некоторые виды образования, такие как: поликультурное, дуальное, а более подробно рассмотрим инклюзивное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в дошкольном возрасте глазами педагога- психолога
Не секрет, что на сегодняшний день к дошкольной программе предъявляется ряд новых требований к занятиям, внеурочной деятельности, да и вовсе к организации учебного процесса. Существуют некоторые виды образования, такие как: поликультурное, дуальное, а более подробно рассмотрим инклюзивное образование.
Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором абсолютно все воспитанники, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных структурных подразделениях, которые, в свою очередь, учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Существуют различные мнения на счет данного образования. Кто-то считает, что оно несет только отрицательные результаты, а кто-то , наоборот, считает, что инклюзивное образование всё же имеет положительные стороны.
Для того, чтобы остановиться на конкретном мнении, я предлагаю рассмотреть те самые достоинства и недостатки. На мой взгляд, положительные стороны заключаются в следующем:
- все воспитанники получают образование наравне со своими сверстниками;
- благодаря такому виду образования, окружающие принимают воспитанников такими , какие они есть;
- у окружающих формируются такие навыки, как терпимость, взаимоподдержка;
- сами воспитанники не чувствуют себя ненужными, с ними всегда кто-то находится в контакте;
- воспитанники на примере своих сверстников стремятся стать лучше, идут к поставленной цели, несмотря ни на что;
- при данном образовании, развиваются сильные стороны у воспитанников с особенными потребностями;
- все воспитанники в группе учатся взаимодействовать друг с другом;
- даже сами воспитатели благодаря такому виду образования овладевают новыми педагогическими методиками.
Что касается недостатков, то они следующие:
- не всегда воспитанники могут усвоить предлагаемый материал, так как он может быть для них представлен в недоступном виде;
- не все дошкольные учреждения оснащены необходимым оборудованием для таких воспитанников;
- в настоящее время в дошкольных учреждениях не всегда хватает педагогов дополнительного образования для облегчения учебного процесса.
Исходя из вышеперечисленного, все же, я считаю, что данное образование имеет место быть, так как, положительных сторон куда больше, нежели отрицательных.
Но я не отрицаю тот момент, что могут возникнуть трудности при таком образовании. Трудности будут больше в тех моментах, которые не зависят от воспитателя, а именно это оборудование, которое имеется в дошкольных учреждениях. Ведь не все дошкольные учреждения оснащены нужными приборами, вещами. Ведь для того, чтобы обучение было более успешным, нужно заранее продумать и рассмотреть места для воспитанников, технические средства, которые не нанесут вреда воспитаннику. Также, воспитатели не в праве менять устоявшеюся программу, по которой необходимо заниматься. А ведь не все воспитанники могут воспринимать ее такой, какая она есть, в самом деле. Поэтому, воспитатели вынуждены делать дополнительные материалы, которые облегчают обучение и создают для воспитанника ситуации успеха.
При инклюзивном образовании воспитатель должен, прежде всего, применять определенные формы, методы и приемы, которые, во-первых помогут всем воспитанникам сплотиться, во-вторых включат детей с особенностями в учебный процесс, благодаря которому, воспитанники будут стремиться только к поставленной цели.
Воспитателю, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности нужно учить детей сотрудничеству. Это можно сделать, работая в парах, группах. Соответственно, перед самим заданием, нужно четко объяснять правила работы при взаимодействии, и разъяснять внятно само задание, которое воспитаннику нужно выполнить. Каждое выполненное задание должно оцениваться воспитателем, для того, чтобы повышать мотивацию к учебному процессу. Необязательно оценка должна быть бальная, она может быть еще словестная, которая придает воспитаннику большую уверенность в себе.
Помимо этого, следует использовать наглядный материал, который не только повышает интерес к учебному процессу, но и становится подсказкой к выполнению определенных заданий. Воспитателю важно, чтобы воспитанник мог высказываться по тому или иному вопросу в независимости от правильности ответа. Этому может служить прием «Закончи фразу». Благодаря данному приему воспитанники высказывают свои мысли, чувства, а также развивают свою речь. Очень хорошо, когда воспитатель предлагает задание творческой направленности. Благодаря такому заданию воспитанник сможет проявить все свои таланты и способности.
В своей практике, я никогда не выделяла воспитанников. Для меня все дети равны. Кто-то хорошо рисует, кто-то решает задачи по математике, а кто-то очень красиво и аккуратно делает аппликацию, а это значит, что у каждого есть сильные стороны, которые нужно развивать. Я всегда стараюсь сплотить воспитанников с помощью игровых моментов, разных форм работ. Воспитанники должны уметь поддерживать друг друга, помогать и сочувствовать, ведь в дальнейшей жизни им предстоит находить новых друзей, знакомых в независимости от их отличительных особенностей. Все мы люди - все разные и по-своему уникальны. В каждом из нас заложен талант, который нужно развивать, а не прятать. Поэтому, инклюзивное образование, на мой взгляд, имеет больше положительных сторон, нужно лишь продумать работу с ребятами, которым действительно нужна помощь. Все мы можем оказаться в различных ситуациях, нужен лишь правильный подход, чтобы ни в коем случае, не навредить. Закончить свою статью я хочу одним замечательным высказыванием, которое доказывает, что каждый ребенок имеет право на образование, нужно только правильно организовать его учебное пространство.
«Образование – право каждого человека,
имеющее огромное значение и потенциал.
На образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития…
нет ничего более важного,
никакой другой миссии,
кроме образования для всех…»
Кофи Аннан
Список используемой литературы
- Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. – М.: Просвещение, 2008. – 82 с.
- Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст]/ А.В. Запорожец.- М.:Педагогика, 1986.-296с.
- Кольберг, Н. А.Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения[Текст]/ Н.А.Кольберг//Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 698-700.
- Кордуэлл, М. Психология. А - Я. Словарь-справочник [Текст]/М.Кордуэлл .-//М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.-448с.
- Монина, Г. Б. Игры для гиперактивных детей [Текст / Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс .-С.:Речь,2011.-52с.
- Шацкова, В.Н. Психологическая характеристика и особенности поведения детей младшего школьного возраста[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://smogendrr.ru/simplepsy/metodika-izuchenie-samoregulyatsii-u-v-ulenkova
- Эльконин , Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Текст]: для педагогов, психологов/ Д.Б. Эльконин.- Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.-416с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В статье рассматривается понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...
Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14564431","...
Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск
Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...
Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ
При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...
Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.
Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...
"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"
Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...