Педагогический проект « Здравствуй, гостья зима»
проект (старшая группа)

Асланукова Наталья Викторовна

В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Актуальность проекта в том, что он позволяет в  условиях воспитательно- образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий,  побед и успеха. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx79.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Здравствуй, гостья Зима»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Теремок» города Белово»

Утверждено

 Педагогическим  советом

 Протокол № ____________

 От _______________________

Заведующий МБДОУ

детский сад № 53 города Белово

Шевелева Оксана Ивановна

Здравствуй, гостья Зима

                                                     

                                                         Белово

                                                          2020

                           

                   Составитель: Асланукова Наталья Викторовна, воспитатель

Педагогический проект

« Здравствуй, гостья  зима»

                                       

                                          Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

 Педагогика должна дать направление

этим случайностям.

                                                                   В.Ф.Одоевский

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Наименование проекта

«Здравствуй, гостья зима»

Участники проекта

Воспитатель, дети, родители

Сроки и этапы реализации проекта

Декабрь  (01.12.-30.12.)

1 этап – подготовительный.

  1. Определение проблемы, постановка цели и задач.
  2. Изучение методической литературы.
  3. Разработка проекта.
  4. Подбор методических материалов, пособий для работы с детьми.
  5. Подбор стихов, посвященных зиме. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме.
  6. Выбор форм работы с родителями.
  7. Выбор основных мероприятий.
  8. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
  9. Определение и формулировка ожидаемых результатов.

2 этап - основной, реализация проекта.

  1. НОД с детьми в соответствии с перспективным планом.
  2. Проведение бесед.
  3. Проведение игровой деятельности.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Пополнение развивающий среды.

3 этап – итоговый.

      1. Обработка результатов реализации проектов.

2.Итоговая презентация проекта.

      3.Праздничный новогодний утренник.

4.Оформление совместно с родителями выставки поделок к Новому году.

Познавательная деятельность

    1.Беседы

    2.Просмотр иллюстраций с изображением зимы.

    3. Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.

     4.Рассматривание альбома «Зима».

    5.Наблюдение за птицами.

     6. Наблюдение за снегопадом.

     7.Наблюдения за деревьями зимой.

      8.Опытно-экспериментальная  деятельность со снегом и водой.

Коммуникация

Сюжетно- ролевые игры

«Накорми зверей зимой», «Встреча Нового года», «Семья», «В гости к снеговичку»

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Так бывает или нет?»,  «Правильно – неправильно», «Что забыл нарисовать художник?», «Какой, какая, какое», «Когда это бывает?»,

  Речевое развитие

  1. Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о зиме.
  2. Чтение художественной литературы о зиме.
  3. Заучивание стихотворений о зиме.
  4. Конкурс чтецов ( стихи о зиме).
  5. Итоговое мероприятие «Новогодний утренник».

Художественно-эстетическое развитие

 (рисование)«Зимний пейзаж»«Снежинки»;

(аппликация)«Ночной зимний город»;

 (лепка)«Зимние забавы».

Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима».

Взаимодействие с родителями

  1. Оформление выставки « Новогоднее чудо»
  2.  Рисование рисунков

Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, дети 5-6 лет, родители

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Результаты реализации проекта:

- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом.

 - Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря.

- Развитие творческих способностей детей.

- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.

- Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

- Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (для педагогов).

В ходе реализации проекта, наряду с поставленными задачами, у детей параллельно развились следующие положительные моменты: дети научились понимать красоту природы, высказанную словами (стихи, а также с помощью кисти художника). Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам.

Проблема:  Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о зимних явлениях в природе. Они  не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Дети владеют небольшими знаниями о зимующих птицах, об их жизни в зимний период. 

           Актуальность:

            У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.

В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Актуальность проекта в том, что он позволяет в  условиях воспитательно- образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий,  побед и успеха. Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

          Цели и задачи, гипотеза

Цель:

создать условия для формирования у детей целостной картины мира, развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей через интегрирование образовательных областей.

   

Задачи: 

 расширять и углублять знания детей о живой и неживой природе зимой; уточнять, обобщать и активизировать словарный запас;

 развивать связную речь, ее выразительность; развивать память, мышление, внимание;

 способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей, воображения, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств;          воспитывать любовь, бережное отношение, умение восхищаться красотой природы;   содействовать формированию сотрудничества в детско - родительских отношениях, укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни; познакомить с зимними играми и забавами;

познакомить с традициями праздника Новый год: изготовление подарков.

 

             

         Ожидаемые результаты по проекту:

  • Углубятся  знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;
  • Разовьется исследовательская  деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом;
  • Разовьется монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря;
  • Разовьются творческих способностей детей;
  • Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Формы реализации проекта:

  • Беседы
  • Наблюдения
  • Досуговая деятельность
  • Игровая деятельность
  • Продуктивная деятельность детей
  • Чтение художественной литературы

        План реализации проекта.

п/п

Мероприятия

Цели

Сроки реализации

1 этап – подготовительный.

1.

Беседа с родителями на тему проекта

Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

1-я неделя.

2.

  Консультация для родителей «

Просвещение родителей по данной теме.

1-я неделя.

3.

Подбор демонстрационного материала,  художественной литературы

Создать условия для реализации проекта «Здравствуй, гостья Зима»: составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности.

1-я неделя.

4.

 Оформление альбома

Пополнение   предметно – развивающей среды.

1-я неделя.

2 этап – основной.

5.

Чтение художественной литературы о зиме

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки: «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка», С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Есенин «Поет зима, аукает…», И. Суриков «Зима»,  «Белый снег», Н. Павлова «Где зимуют почки?», «Под снегом на лугу», В. Бианки «Лес зимой», З. Александрова «Снежок»

Разучивание стихов и загадок о зиме.

Составление рассказа по картинам: «Зима», «Зимние забавы», «У кормушки»

Углублять и расширять знания о зиме,воспитание интереса к литературным произведениям

2-3 недели.

6.

Рассматривание иллюстраций  о  зиме

Вызвать интерес  и углублять знания о времени года зима

2-3 недели.

7.

Познавательная деятельность

Наблюдение на прогулках за природными явлениями: (снегопад, метель, вьюга, иней, оттепель) и за  изменениями погоды, птицами, деревьями.

НОД по познавательному развитию.

 Беседы: «Зимушка-Зима», «Зимние месяцы», «Зачем нам зима?», «Животные и растения зимой», «Зимние забавы», «Птицы зимой», «Зимние приметы», «Где прячутся насекомые зимой?», «Что делают деревья зимой?»

2-3 недели.

8.

Игровая деятельность:

Д.Игры- «Времена года», «Кто, где живет?», «Когда это бывает?», «Зимний календарь», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Назови одним словом» и др.

Цель: совершенствование знаний и представлений у детей о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, развитие грамматического строя речи, обогащение словарного запаса детей.

2-3 недели.

9.

Художественн- эстетическое развитие

Рисование: «Зимний узор», «Дерево зимой»,  «Лес зимой», «Волшебный лес», «Снегурочка», «У новогодней елки», «Снеговик», «Снегири».

Лепка, пластилинография: «Девочка в зимней шубке», «Снеговик», «Снегири на ветке»

Аппликация: «Сапожок», «Новогодняя ёлка», «Снеговик», «Бусы на ёлку», «Снежинка»

Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка».

Прослушивание аудиозаписи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка» и и.д

Познакомить с картинами И.Грабаря «Февральская лазурь»и И. Левитана «Деревня

зимой».

Картинки «Зимние виды спорта»

Рассматриваниезимних пейзажей,

Музыка

Слушание: «Как натоненький ледок», «Ты

мороз, мороз ,мороз…», детские зимние песенки.

Муз\игра: «Угадай песню» - упражнять в

угадывание

знакомых песен о зиме.

- слушание музыки:П.Чайковский «Времена года.

Январь», Вивальди альбом «Времена года. Зима».

- разучивание песен «Ледяная девочка», «Зимушка-зима»; Новый Год?» на муз. Чичкова, «-

Прослушивание аудиозаписи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Санки», «Снежинка» и и т.д.

- Итоговое мероприятие «Новогодний утренник»

 Продолжать формировать представления детей о 

 - Развивать творческие навыки и умения

2-3 недели.

10.

Оформление выставки рисунков, лепки, аппликации по теме.

 1).Выставка рисунков и творческих работ (поделок) на зимнюю тематику.

Развитие детского художественного творчества, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

2-3 недели.

3 – этап заключительный.

11.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе  деятельности детей.

4 неделя.

12.

     Выставка рисунков, поделок, аппликаций «Волшебница Зима»

4 неделя.

13.

Новогодний утренник «Веселый праздник Новый год!».

4 неделя

Выводы: 

 В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также наблюдение за живой и неживой природой зимой. Понравилось кормить  зимующих  птиц. Дети, очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость  жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах. Родителям понравилось участвовать в выставке поделок и рисунков, изготовление кормушек для зимующих птиц. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско – родительские отношения.

Заключение

За время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период), они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе.

Список используемой литературы:

1 Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2014 г.

2 «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич Волгоград: Учитель, 2012

3 Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г.

4.Методическая литература: «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2006г;

5.«Экологическое воспитание» С.Н.Николаева;

6.«Организация деятельности уголка природы» П.Г. Федосеева;

7.«Знакомим дошкольников с миром природы» Е.И.Золотова;

8.«Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик;

9.«Четыре времени года» С.А. Веретенникова;

                                                                                                   

                                                                                                                         Приложение 1.

НОД по познавательному развитию « Зимушка-Зима»

Программные задачи: Закреплять знания о зиме, упражнять в подборе родственных слов к слову « снег», развивать логическое мышление ( учить устанавливать причинно -  следственные связи), формировать умение образ –но описывать содержание, колорит и настроение картины, понимать её замысел, обогащать лексику синонимами.

ХОД НОД

Воспитатель.

Отгадайте, ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасив все витрины? ( В. Лунин)

Дети. Зима!

Выставляется картина с изображением зимы.

Воспитатель. Чтобы порадовать нашу гостью, давайте поиграем в « Зимние слова». Дети встав в круг, передают мяч друг другу, называют « зимние» слова : метель, вьюга ,снеговик, снежинка, мороз и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Думаю, зима довольна. Когда вы слышите слово «зима», что вы представляете?.

Дети.  Снег.

Воспитатель. Я начну декламировать стихотворение И. Лопухиной «Снегопад», а вы, пожалуйста добавляйте подходящие по смыслу  слова – родственники слову « снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю    ( снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые  ( снежинки).

На посёлки, на лужок

Всё снижается     ( снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее  ( снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в   ( снежки).

Словно в белый пуховик,

Нарядился    ( снеговик).

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка   ( Снегурка).

На снегу –то посмотри,-

С  красной грудкой   ( снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил   ( снег).

Молодцы! С этим заданием справились! Что вы можете сказать о зиме в наших краях? Какая она?

Дети.  Мягкая,  тёплая, пасмурная, дождливая, сырая.

Воспитатель. Что вы ещё можете сказать о зиме?.

Дети.  Зимой, когда идёт снег, очень красиво, можно играть в снежки, кататься на санках.

Воспитатель.  А у зимы есть недостатки?

Дети. Бывают снежные заносы, метели, вьюги, гололёд, дуют сильные северные ветры, стоят крепкие морозы.

Воспитатель.  Влияет ли погода на ваше настроение? ( подводит детей к пиктограммам).  Когда идёт снег и на улице не очень холодно, безветренно, какое у вас настроение? Скажите и покажите соответствующую пиктограмму

Дети.  Весёлое, радостное, довольное, счастливое, чудесное, прекрасное ( по-казывают  и объясняют).

Воспитатель.  А если на улице сильный, колючий ветер или  вместо пушис –того снега пошёл дождь, каким становится ваше настроение?

Дети.  Грустным, печальным, недовольным, безрадостным.

Воспитатель.  

Хочу поднять ваше настроение, немного вас взбодрить.

Музыкальный этюд под  музыку А. Вивальди   « Зима». Дети выполняют движения согласно выделенным словам стихотворного текста.

Завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым бело.

Наконец всё стихло, землю замело.

И. Токмакова.

Воспитатель.  Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая или белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная. За её красоту люди придумали ей ласковые, красивые названия. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь запомнить те выражения, в которых зиму называют по – особому.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй,  зимушка – зима!

(Дети называют).

Вспомните, как ещё называют зиму писатели, поэты в своих произведениях?

 Дети.  Гостья – зима, Зима – волшебница, Чародейка, Рукодельница, Матушка, Царица.

Воспитатель. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настрое –ние каждый по – своему, и рассказывают нам. Поэты в стихах, композиторы в звуках музыки, художники в картинках. Закройте глаза и послушайте пьесу П.И. Чайковского « Январь» из цикла « Времена года». ( Дети слушают).

Какую зиму вы представили, слушая это музыкальное произведение?

Дети. Сказочную, красивую, радостную, но непостоянную : то тихую, то ветреную, стремительную.

Воспитатель. А сейчас поиграем в игру « Волшебный мир зимней сказки».

Постарайтесь украсить историю особенными словами и выражениями.

Зима пришла, словно  (хозяйка, волшебница).  Выпал первый снег. Он был (белый,  пушистый, мягкий).  Он украсил землю, как   ( ковёр, покрывало).

Деревья похожи на  ( сказочные фигуры, статуи, богатырей, снежных людей).

Мороз быстро превращает воду в   ( лёд) и тогда она похожа на  ( стекло, зеркало).  Оконные стёкла украшены узорами.  Они красивые, чудесные, необычные. Весь мир становится похож на  ( сказку, волшебную страну,  дворец  Снежной королевы.

Воспитатель. Молодцы! Хотелось бы вам встретиться с волшебной –зимой?

Давайте отправимся в зимний лес и посмотрим, как зима там хозяйничает. Но

Сначала оденемся теплее : в лесу холодно и морозно.  

Физминутка :

Мы идём, мы идём ( дети маршируют)

По дорожке мы идём. Звонко песенку поём.

Ля - ля  - ля.

Через сугробы мы шагаем, ноги выше поднимаем.

( шагают, высоко, поднимая колени).

Всё равно вперёд идём. Смело песенку поём.

Тра – та –та.

А теперь на лыжи встали ( двигаются скользящим шагом)

Очень быстро побежали. Мчимся с горки, не молчим.

А задорно так кричим: « Ух –ух –ух».

 А теперь закройте глаза, а я произнесу волшебные слова : « По щучьему веленью, по моему хотенью, пусть будет так, чтобы мы очутились в зимнем лесу!». Откройте глаза.( На проекторе появляется картина И.И Шишкина « Зима» ). Представим, что мы в этом лесу. Посмотрите вокруг, прислушайтесь.  Что вы слышите?

Дети. В лесу тишина.

Воспитатель.  Чем пахнет воздух в лесу?

Дети. Смолой, хвоей, свежестью, морозом.

Воспитатель. Посмотрите на этот лес, расскажите : какой он?

Дети. Таинственный, неподвижный, большой, дремучий, спящий, заколдо –ванный, сказочный, снежный.

Игра « Сравни, на что похоже»

Снег пушистый, как   (вата, пух).

Снег мягкий, как  ( перина, одеяло).

Снег нежный, как    (шёлк)

Ветер колючий, как  (лёд).

Лёд  гладкий, как    ( стекло).

Наше дыхание тёплое, как тёплое, как   ( парное молоко, пламя).

Снежинки кружатся, как    ( парашютики, тополиный пух, бабочки)

Снежок тает, как  ( сосулька, мороженое)

Сосулька  плачет, как   ( ребёнок).

Зайчик прыгает, как  ( мячик).

Зайчик мчится быстро, как  ( стрела, вихрь).

Воспитатель. Пора  возвращаться в детский сад.   (Звучит музыка).

На одной ножке покружитесь и в саду окажитесь. Вот и закончилось путе –шествие. Вижу, оно вам понравилось. У вас хорошее, приподнятое настроение. Дома нарисуйте картину о зиме, зимнем лесе и придумайте ей название. А наша гостья- зима осталась довольна встрече с вами.

                                                                                                   

                                                                                                              Приложение 2.

Пословицы и поговорки о зиме.

  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  • Два друга — мороз да вьюга.
  • Зима лето пугает, да все равно тает.
  • Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.
  • Снег глубок — год хорош.
  • Живет и такой год, что на день семь погод.
  • Зима спросит, что твое лето приносит.
  • Осень богата хлебом, а зима снегом.
  • Зимний денек — воробьиный скок.
  • На Новый год день прибавился на заячий скок.
  • Готовь зимой телегу, а летом сани.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.












                                                                                               
Приложение 3

                              Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода, 
И снова снега кутерьма. 
Но по душе нам время года 
С морозным именем: (зима).

Падают снежинки, 
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! -
Это к нам  пришла ... ! (Зима)

Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)

С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается?  ( зима )

Наступает 
Белый сон...
Всё покроет 
Белым он -
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город, 
Каждый дом
Спит
Под белым 
Полотном.

(Зима )

Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем:    (зима).

В. Стручков


Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома
В гости к нам пришла (Зима.)

Заковала лужи в лёд.
Бьёт и зверя – птицу влёт.
Зябнут вишенки в саду.
Да не сладко коль приду.
(Зима.)

У Хозяйки сто забот
Накопилося за год.
Пришла, взмахнула рукавом
И стало всё белым - бело.
Лежат снега по всей округе,
А в рукаве метели-вьюги.
Для всех рассыпала снега.
Дома как белые стога.
Чернеет лес и гладь реки
Уже изрезали коньки.
(Зима.)

Пришла вслед за туманами.
Туманами - обманами.
Только было сыро - блёкло,
А уже в узорах стёкла.
И окутал шумный град
Леденящий, стойкий хлад. 
 (Зима.)

Хлопнула в ладоши -
Все поля в пороше.
Молвила словечко -
Зазвенела речка.
На дома надела шапки
Птицам зябко, греют лапки.
(Зима.)


Скачет с Севера Царица,
Золотой туман клубится.
Погоняет трёх Коней,
А метелицы за ней.
(Зима.)


Дышит хладом.
Гордится нарядом
Из пушистого снега -
Ледяная нега.
(Зима.)

Г. Таравкова


На дворе трещит мороз,
Он кусает больно нос,
Снег на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Праздник Новый Год идёт,
Детям радости несёт,
Угадайте время года,
Что с  холодною погодой,
День короткий,ночью тьма,
На дворе стоит ...(Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится.        
(Вьюга)

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути -
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг-друга.
Что же это? Это...(вьюга


В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер...
Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний ... (Мороз)

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?

(Мороз.)


По земле колдун идёт,
Бородой седой трясёт.
Как на воду он дохнёт,
Превращается вся в лёд.
А когда злодей летает,
Всё живое замерзает.
(Мороз)


Мы бежали лыжный кросс.
Кто хватает нас за нос
И румянит щёки
Гонит на уроки.
(Мороз.)

В. Стручков


Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья
Птицы снялись на кочевья.
Звери в шубы прячут нос.
Грозен Дедушка (Мороз.)

Кусает словно пёс.
На  стекле пушистый хвост.
(Мороз.)

Стеклянный Кот
По лужам идёт.
Стеклянит лужи
Дыханьем Стужи.
(Мороз.)

Узорами пишет,
А грамоты не разумеет.
 (Мороз.)

Звонкий мастер Холодей
Вымостил всю реку
Без пилы и без гвоздей
В помощь человеку.
(Мороз.)

З. Полежаева

На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.

Одеяло белое не руками сделано. 
Не ткалось и не кроилось, 
С неба на землю свалилось.

(Снег)

Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.

(Снег)

Хлопок с неба повалил
Землю зябкую укрыл.

(Снег)

Ю. Алешин

Выпал с неба чистый мел -
Городок наш посветлел.
У зимы пока разбег
Утром встал, растаял (Снег)

В. Стручков

Из дырявого Мешка
Наземь падает Мука.
Ладошкой сжал мучицу
Получил - водицу.

(Снег)


Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.

(Снег)

Зимой лежит.
Весной бежит.

(Снег)

Упала Вата на поля
Вся белёшенька земля.

(Снег)

Плывут Тучи бородаты.
Борода из ваты.
Зимою ваты
Полно у хаты.
В руки взял - расстаяла.
Мокрый след оставила.
От ваты ничегошки
Мокрые ладошки.

(Снег)

Белое Одеяло
На город упало.
Стоят дома и замки
Полные гордой осанки
В белых шапках.
Цветочные клумбы -
В белых охапках!

(Снег)

Белые Заплаты
Падают у хаты.
У берёзы, у сосны
И лежат там до весны.

(Снег)

Лежит Шуба
Всем люба.

(Снег)

Вся земля укрыта Ватой
Урожаев жди богатых.

(Снег)

И. Дарнина

Словно бабочка кружится
И на землю спать ложится.
Он холодный и пушистый,
А на солнышке искристый.

Г. Таравкова

Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний...(Снег)

Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.

(Лед)

На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?

(Лед)

Лежит Хрусталь
Зимний Царь.

(Лед)

Ю. Алешин

Зима. Мороз мосты куёт,
А мы коньками режем (лед).

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну,конечно,это-...(Лёд.)

С. Мельников


Не стекло и не хрусталь,
А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это…( лёд)






                                                                                Приложение №4

Стихи о зиме.

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!

                                                                                                 Приложение 6

Опыты.

Опыт №1.Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.


Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать


опыт №3.Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт.




Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы. Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.


Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народнуюпотешку:

Снег пушистый лёг на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из снега).


Опыт №5.Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.


Опыт №6.Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.


Опыт №6. Ледяной секретик

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.


Опыт №7.Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.





















                                                                                                     Приложение №7

Телестудия «Зимушка-зима»

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима»

А зима наша очень разная – она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. В ней есть что-то молодое, веселое. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Снег скользкий, легкий и красивый. Санки летят по снегу, коньки скользят по льду – дух захватывает. Хорошо зимой! Ребята, что же это такое?

Что-то веет ветерок, холодом пахнуло,
Словно зимушка – зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки.
На деревья, на кусты сыплются… (
Снежинки.)

Дети читают стихотворение.

Мы белые снежинки, летим, летим, летим, дорожки и тропинки
Снежком запорошим. Вот эта тучка серая, она была нам дом,
С нее мы опустились и здесь мы отдохнем.

Звучит музыка “Вальс”.

Девочки танцуют танец “Снежинок”.

Ведущий: Снежинки белые, пушистые, откуда вы?

– От волшебницы-зимы.

– Что же сама-то не идет?

– От детей подмоги ждет.

– Что же они должны сделать?

– Помочь Зиме разодеть природу в невидимые наряды.

Все рассматривают фотоальбом с зимними пейзажами.


Дети читают:

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой подвязалась сосна.
На полянах все бело, снег в сугробы намело…
Что ж Зима-то не идет, свою песню не поет?

Зима: Я иду, иду, иду. Укрываю, что могу.


Ребята:

Величава Зима – называть тебя хочется не по имени просто,
А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна. Утро кажется розовым,
Снег под синими елями. Ветер с веток березовых
Сыплет хлопьями на головы. Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!

Зима: Ребята, сегодня вы узнаете много удивительного о природе, Но прежде отгадайте загадки:

  1. Летит орлица по синему небу – крылья распластала,
    солнышко застлала. (
    Туча.)
  2. Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает.
    и бормочет, и поет, убаюкивает? (
    Дождь.)
  3. Он всюду – в поле и в саду, но в дом не попадет.
    И никуда я не пойду, покуда он идет. (
    Дождь.)

Сейчас поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам передают синоптики. А как еще можно узнать об изменениях погоды?

Выступление редакции программы “Прогноз погоды”.

– Знаете ли вы, ребята, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Обратимся к русскому народному календарю. На Руси с древнейших времен люди внимательно наблюдали за изменениями погоды и складывали народные поговорки и приметы, многие из которых дошли до наших дней.

  1. Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, если на сухую – скоро сойдет.
  2. Если зима снежная – лето дождливое.
    Если зимой вьюги – летом ненастье.
  3. Зимой много инея – летом много росы.
  4. Если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь.
  5. Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
  6. Снежные хлопья становятся крупными – будет оттепель.
  7. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
  8. Глухой лай собак зимой предвещает снег.
  9. Если стекла начинают потеть при двойных рамах, морозы усилятся.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.

Идет представление “Фенологического дерева” – зимние явления в природе.

  1. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица.
  2. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
    А как ветер нападет, этот бархат опадет.
  3. Он вошел – никто не видел,
    Он сказал – никто не слышал.
    Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
  4. Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.

Назовите зимние месяцы.

Каждый месяц имеет свой характер, который проявляется в изменении природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Декабрь – “студень” или “лютень”, февраль – “кривые дороги”, “ богорей” (за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и “кривые дороги”), январь – “сечень” (рассекает зиму на две части).

Зима: Приглашаю вас, ребята, к себе в гости.

Игра-разминка “Снег”.

На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег.
Заискрилось поле, снег, снег.
Белое раздолье, снег, снег.
По лугам, полянам, снег, снег.
На катке стеклянном – снег, снег.
И летит, кружится снег, снег.
Нам румянит лица снег, снег.

Перед вами лесная поляна, нас встречает лесной сторож. Как вы думаете, кто это? (Снеговик). Проводим игру “Кто быстрее вылепит снеговика”.

Вы слепили их так ловко, вместо носа тут морковка.
Уголечки вместо глаз, шляпой служит старый таз.

Выступление редакции программы “Диалоги о животных”.

Представляют выставку книг “Как зимуют дикие животные” и книжки – раскладушки: “Как зимует белка”, “Как зимует ежик”, “Как зимует лягушка”.

Как же звери и птицы проводят зиму? Одни впадают в сон: медведи, барсук, хомяки, ежи. Все, кто засыпает, впадает в спячку и к осени увеличивают запас жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой и перьевой покров. Белки, мыши, полевки и другие устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дома в толще снега. Одни птицы улетают на юг, другие откочевывают на зиму в более южные районы. А какие же птицы зимуют у нас?

Приглашаем принять участие в викторине.

Викторина

  1. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
  2. Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
  3. Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
  4. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
  5. У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
  6. Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)
  8. Почему клесты выводят птенцов зимой? (Много корма.)
  9. Что помогает клестам добывать корм?
  10. Почему дятел летом питается насекомыми, а зимой – семенами хвойных растений? (Зимой дятел кузнец, а летом – врач.)

Выступление редакции программы “Здоровье”.

– Как вы думаете, ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело. А другие редко? Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все ни почем? (Они закаляются.)

Сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй секрет – хороший характер, третий секрет – правильное питание и режим дня, четвертый секрет – ежедневный физический труд.

– Как вы думаете, трудно ли выполнять все это и стать долгожителем?

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!

– В зимнее время необходимо особенно заботиться о своем здоровье: Закалять свой организм, правильно питаться, употреблять витамины, заниматься спортом, правильно подбирать одежду для прогулок и занятий спортом.

 Послушайте советы:

  1. Постарайтесь не лениться: каждый раз перед едой, прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
  2. И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам и, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
  3. Свежим воздухом дышите по возможности всегда, на прогулки в лес ходите, он вам силы даст друзья!
  4. Чистить зубы надо пастой. Друг зубов – зубная паста.
  5. Чтобы зубы были крепкими, грызи морковку с репкою.
  6. Чтобы зубы не болели, вместо пряников, конфет ешьте яблоки, морковку – вам, ребята, наш совет.
  7. Мы открыли вам секреты как здоровье сохранить, выполняйте все советы и легко вам будет жить.

Редакциям были предложены задания с целью проверки уровня знаний по теме проекта.

Редакция программы “Здоровье”

  1. Как нужно питаться и подбирать продукты в зимнее время года?
  2. Как необходимо одеваться зимой? Чем отличается одежда для прогулок и одежда для занятий спортом?
  3. Какими видами спорта можно заниматься зимой?
  4. Назовите способы и правила зимнего зкаливания.
  5. Какие народные средства профилактики и лечения простуды вы знаете?

Редакция программы “Клуб путешественников”

  1. Какой вы увидели почву в зимнее время года?
  2. Как выглядят водоемы зимой, в чем экологическая роль ледяного покрова? Перечислите водоемы нашего города.
  3. Назовите изменения, происходящие в жизни растений в зимнее время года: какими мы видим хвойные и лиственные растения зимой, почему лиственные растения на зиму сбрасывают листву?
  4. Опишите зимний лес. Чем отличается его состояние от другого времени года?
  5. Какие меры безопасности нужно соблюдать зимой на водоемах?

Редакция программы “Прогноз погоды”

  1. О каких месяцах так говорят и почему: году – начало, зиме – середина; зиму замыкает – новому сезону дорожку прокладывает.
  2. Назовите главные признаки наступления зимы в природе.
  3. Определите, какая будет весна по состоянию природы в зимнее время по народным приметам: Если в феврале сильные морозы – весна будет (ранняя). Длинные февральские сосульки сулят весну (долгую). Начало февраля погожее – и весну жди (раннюю и пригожую). Теплый февраль приносит весну (холодную). Февраль богат снегом, апрель (водою).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Педагогический проект "Здравствуй, лето!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, лето» (организация  воспитательно-образовательной работы в ДОУ в летнее время) Оздоровления детей в период летней оздоровительной компании; обога...

Педагогический проект ЗДРАВСТВУЙ ДЕТСКИЙ САД!

  Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зав...

Педагогический проект "Здравствуй, детский сад!"

Тип проекта: информационно - практико-ориентированныйУчастники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители, педагог-психологМасштаб проекта: краткосрочныйЦель проекта: успешная адаптация детей 4-5 ле...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА"

 Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков. Такая помощь старшим дошкольникам может состоять, например, в организации игр...

Педагогический проект "Здравствуй, лето!"

Педагогический проект "Здравствуй, лето!"...

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Педагогический проект на тему: «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода  адаптации. Актуальность: Детство - годы чудес. ...