Укрепление партнерства среди дошкольников через использование социоигровых технологий
план-конспект урока (средняя группа)

Архипова Анна Леонидовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_arhipova_a.l.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

   

                                                       МБДОУ «Улыбка»

Консультация на тему: «Укрепление партнёрства среди дошкольников через использование социоигровых технологий» (из опыта работы).

                                                    Подготовила: Архипова А.Л.

                       г. Черногорск, 2020

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, обнаруживать и развивать свои способности, познавать новое и самосовершенствоваться. Такая успешная социализация человека во многом зависит и от способности плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с теми людьми, с которыми ты работаешь.

Л.С. Выготский отмечал, что основной движущей силой развития человека является общение. Детский сад – это ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнает много нового  и интересного.

Об укреплении партнёрства и сотрудничества среди дошкольников говорили многие педагоги. Суть их высказываний сводится к тому, что  сотрудничество-это идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку.

Мой педагогический опыт работы с детьми показывает, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте. Прежде всего, контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности. Слово «играть» применительно к ребёнку означает «дружить». Поэтому, когда ребёнок говорит: « Я хочу с тобой играть » или « Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает « Я хочу с тобой дружить» или « Я с тобой больше не дружу».

Работая в средней группе, я обратила внимание на то, что зачастую дети сталкиваются с существенными трудностями в установлении дружеских взаимоотношений, а также в умении работать в коллективе. Передо мной возникла педагогическая проблема – как научить детей устанавливать партнёрские отношения со сверстниками?

Проанализировав научно - методическую литературу, я пришла к выводу, что наиболее подходящей является социо-игровая технология, авторами

которой являются Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. Суть данной технологии в полной мере воплощены идеи диалога «ребёнок-взрослый», «ребёнок-сверстник». Существует прямая зависимость между социо- игровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения.

Мною были выделены два направления по реализации данной технологии:

1.Формирование взаимоотношений между детьми. Для этого я использовала:

- игры, направленные на развитие  интереса к партнёру по общению

(« Кто говорит?», «Комплименты», «Ласковое имя»)

- игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог («Разговор по телефону», «Рисунок на спине», «Раскрась правильно»)

2.Формирование взаимоотношений внутри групп и между группами. Для этого я использовала:

-игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе («Зоопарк», «Удержи предмет»)

-игры, направленные на сплочение детского коллектива («Я хочу с тобой подружиться», «Квадрат»).

Очерёдность введения игр и игровых упражнений определялись принципами постепенности и последовательности.

На начальном этапе я проводила игры для рабочего настроения: («Настроение», Волшебная палочка». Их главная задача - пробудить интерес друг к другу. В процессе таких игр детям легче преодолеть страх, враждебную настороженность, решить спор и нежелание совместно играть или заниматься.

Постепенно добавляла и другие игры. Для усвоения и закрепления программного  материала использовала игры социо-игрового приобщения к делу, так как в них дети учились что-то различать, запоминать, систематизировать(«Радио», «Люблю-не люблю»). Игры-разминки давали детям возможность размяться, так как основаны на принципе общей доступности и имеют элементы соревнования  («Делай, как я!», «Зеркало»). Для прогулок были подобраны игры вольные, так каких выполнение требует простора и свободы передвижения(«Море волнуется», «Я рисую- угадай»). В дальнейшем появились игры творческого самоутверждения, где дети смогли показать свои артистические способности и умение перевоплощаться

(«Изобрази профессию», «Волшебная верёвочка»).

Полученный опыт игрового взаимодействия я использовала в совместной организованной образовательной деятельности с детьми. Эффективным толчком такой деятельности на любую тему являлась проблемная ситуация игрового, познавательного или творческого характера, побуждающая к поиску не только её решения, но и способов эффективного сотрудничества.

В процессе работы по данной технологии я сформулировала «Золотые правила» (по В. М. Букатову)

1.Работа малыми группами. Взаимодействие групп.

Деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, взаимопонимания. В младшем возрасте объединение в пары, тройки, в старшем возрасте по 5-6 детей. Существует множество вариантов того как можно разделиться: по цвету волос, глаз, одежды; кто родился летом, зимой, весной, осенью; кто на каком этаже живёт; по считалочке, по разрезной картинке; кто приехал в садик на машине, пешком и т.д.

2. Движение и активность. Смена лидерства, смена мизансцен.

Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей в сочетании с двигательной активностью способствует снятию эмоционального напряжения ( дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом; могут общаться в различных уголках. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек- лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3.Интеграция всех видов деятельности позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребёнок постигает базовые знания из разных областей, и это позволяет сэкономить детям время для общения, прогулки, самостоятельного творчества и игровой деятельности.

В дальнейшем обязательно планирую развивать свои педагогические умения, постоянно внося творчество в столь полюбившуюся мне социо-игровую технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....