Педагогам о работе службы медиации
методическая разработка

Егорова Надежда Геннадьевна

Программа для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedgogov.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГАМ   О РАБОТЕ СЛУЖБЫ

 МЕДИАЦИИ

Подготовила: Егорова Н.Г.,

ст. воспитатель МБОУ БГО СОШ №13

структурное подразделение детский сад

Сегодня медиация – одна из эффективных технологий урегулирования споров, используемая во всех сферах жизни, в том числе  в дошкольном образовании. Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Отмечено, что развитие медиации в дошкольных образовательных организациях обусловлено целым рядом причин: в современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение, отсутствие единых целей и морали приводит к росту социального напряжения, противостоянию интересов и конфликтности, обострению противоречий в обществе.

Развитие службы медиации в детском саду – социальная инновация, направленная на формирование безопасной среды не только для детей, но и для взрослых.

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», Положения, а так же в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2020 годы», ФГОС дошкольного  образования и стандартам восстановительной медиации от 2009 года. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.

В МБДОУ БГО Детском саду №16 комбинированного вида служба медиации действует на основании действующего законодательства и Положения о службе медиации,  способствует реализации требований ФГОС дошкольного  образования.

Цель программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам); формирование   культуры   отношений   субъектов образовательного процесса(воспитанников, сотрудников, родителей (законных представителей), администрации),  посредством медиативных технологий.

Задачи программы:

  1. Создание   условия для  формирования бесконфликтной образовательной среды детского сада.
  2. Повышение профессиональной компетентности сотрудников  детского  сада  посредством  обучения  их медиативным технологиям и основам медиации.
  3.     Информирование педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
  4. Проведение восстановительных программ для участников конфликтов.
  5. Популяризирование конструктивных способов урегулирования конфликтов   с   целью формирования у граждан понимания личной ответственности в вопросах защиты своих прав.

Форма работы. Программа предполагает групповую форму работы на основе презентации в формате теоретических занятий с элементами тренинга.

Организация занятий. Программа рассчитана на 8 занятий по 1

часу каждое и предназначена для педагогов ДОУ.

Методическое оснащение. Ведущим программы может быть

руководитель службы медиации, педагог-психолог. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в коллективе.

Тематический план работы

 МБДОУ БГО ЦРР – детского сада №19  

по погружению в тему

 «Служба медиации в дошкольном учреждении»

 участников образовательных отношений

на 2018 - 2019

Образовательные

события

Кол-

во

часов

Участники

Ответственные

1

Служба медиации в дошкольном учреждении. Особенности медиации в дошкольном учреждении

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

2

Особенности

конфликтов.

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

3

Культура

взаимоотношений

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

4

Восстановительнаямедиация.Виды программ примирения  

2

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

5

Организация методической работы с кадрами. Обновление развивающей предметно-пространственнойсреды для урегулирования конфликтов

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

6

Использование медиативных технологий в образовательном процессе

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

7

Формирование мотивационной готовности педагогов и родителей к овладению навыками медиативного подхода

1

Педагоги

Заместитель заведующей по УВР, руководитель службы медиации педагог- психолог.

Итого

8

Содержание программы.

Занятие 1

Служба медиации в дошкольном учреждении. Медиация, как процедура.

      С января 2011г. в России вступило в силу законодательство, институционализирующее медиацию в российском правовом пространстве.

Закон закрепляет понятие медиации как особой формы посредничества. Понятие «процедуры медиации» обозначено так: «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения» (п.2 ст.2 Закона о медиации). Таким образом, медиатор - это «независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора».

В законе о медиации отдельно выделены принципы проведения процедуры медиации: «взаимное волеизъявление сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора».

В процессе организации методической работы с педагогическими кадрами обучение медиативным технологиям поможет повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство при реализации своих трудовых функций.

Занятие 2.

Что такое конфликт. Классификация конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Конфликт – (от лат. сonflictus – столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликты могут быть:

Конструктивными – способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие, вредные).

Структура и характер конфликта определяется

•        Степенью конфронтации сторон конфликта или системностью противоречия,

•        Внутри личностными  разногласиями,

•        Межличностной конфронтацией,

•        Конфликтом  личности и группы,

•        Межгрупповыми  противоречиями.

  1. Алгоритм решения конфликтов:

  • согласование интересов и ожиданий сторон;
  •  искать способы оптимизации состояния и влияния внешней социализированной среды;
  •  выявить ошибки в действиях стороны и создать условия для принятия правильного решения всеми сторонами.

Ошибка может совершаться одним представителем спорных сторон, но исправляется с участием всех представителей конфликта.

Принятие решений может осуществляться двумя механизмами:

  • интеллектуальным - осознанием ошибочных реакций;
  • эмоциональным – снятием напряжения, затем осознанием сути проблем конфликта.

Занятие 3

Культура взаимоотношений

1.Проведение цикла семинаров для педагогов детского сада «Медиативная компетенция в профессиональной деятельности педагога», «Практические приемы выхода из конфликтных ситуаций с использованием примирительных технологий».

2. Проведение тренингов для педагогов «Позволь себе быть счастливым», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов», «Я – педагог. Работаем в коллективе», «Формирование команды и преодоление стрессов в педагогическом коллективе».

3. Мастер-класс «Искусство общения», «Культура педагогического общения».

Занятие 4

Виды программ примирения  Службы медиации (примирения).

Ядром примирительных программ (медиации, кругов) являются встречи конфликтующих сторон, в ходе которых обсуждаются важные способы выхода из конфликта. В ходе встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения между сторонами конфликта: от отношений взаимного отчуждения, а, порой – ненависти, злобы и агрессии, стороны шаг за шагом приходят к пониманию друг друга. Результатом такого взаимопонимания может быть принятие и реализация обязательств по заглаживанию вреда и осуществление по отношению друг к другу восстановительных действий.

Восстановительная медиация - это процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Фактически целью медиации  является примирение сторон, в работе подобной службы медиации (примирения) поднимаются три важных вопроса:

1 вопрос – «К каким последствиям привел конфликт, и какие чувства он вызвал у участников?». Высказывание чувств с одной стороны помогает выговориться, рассказать о своих переживаниях, позволить другому участнику поглядеть на это со стороны.

2 вопрос: «Если потерпевшему причинен вред, то, как его можно восстановить?» И здесь уже стороны путем переговоров приходят к решению, каким должно быть возмещение. Достаточно ли извинений, искренние ли они и так далее. И если стороны договорились, то это и есть справедливость, это должны определять сами участники конфликта, а не директор, психолог.

3 вопрос – «Как сделать, чтобы конфликт больше не повторился?». Здесь уже разбирается социальная ситуация сторон и возможная социальная или психологическая помощь.

Примирительные программы проводятся на основании письменного соглашения о проведении процедуры медиации, в нем содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, о порядке проведения процедуры медиации, расходах, о сроках проведения медиации.

Результатом медиации становится письменное медиативное соглашение, в котором содержатся сведения о предмете спора, медиаторе, проведенной  процедуре медиации, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения. Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципа добровольности и добросовестности сторон.

Восстановительная медиация осуществляется с помощью примирительных программ, которые выбираются медиаторами, исходя из причины конфликта.

«Круги заботы»

Это одна из самых сложных программ примирения. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей обучающегося. Ведущий «круга заботы» инициирует серию встреч с коллегами, руководителем. Инициативы участников кругов с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий, входящих в программу реабилитации. Важную роль в кругах заботы играют специалисты - психологи и педагоги, поскольку от них во многом зависит реализация программы реабилитации. Присутствие социального работника, социального педагога в кругах заботы обязательно. От данных специалистов поступает основная информация о ситуации, возможных участниках кругов. Они также следят за выполнением принятых в ходе кругов обязательств.

Программа примирения жертвы и обидчика (встреча по заглаживанию вреда)

Применяется, когда есть криминальная ситуация и стороны признают свое участие в ней. Такая программа может задействовать большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя «лицом к лицу» направлены на создание условий преодолений последствий конфликта силами самих участников криминальной ситуации. Такая программа проводится, при условии, что обидчик признает свою ответственность  за случившееся и хочет исправить ситуацию.

Медиатор помогает достичь взаимопонимания, разобраться с причинами, вызвавшими данную ситуацию, помогает выразить чувства, способствует принятию разумного решения конфликта.

Занятие 5

Организация методической работы с кадрами. Обновление развивающей предметно-пространственной среды для урегулирования конфликтов

  1. Просвещение всех субъектов образовательного процесса и проведение информационных мероприятий с целью донесения ценностей восстановительного подхода в разрешении конфликтов.
  2. Апробация практической работы службы медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, работа службы медиации по конкретным ситуациям.
  3. Оценка эффективности деятельности службы медиации.
  4. Разработка универсального пакета методических материалов (кейсов).
  5. Обсуждение предложений по повышению эффективности работы службы медиации.
  6. Обучение педагога-психолога по программе «Тренер-медиатор».
  7. Оформление страницы сайта детского сада повопросам службы медиации.
  8.  Организация  примирительной среды «Уголков примирения», «Скамьи примирения».

Занятие 6

Использование медиативных технологий в образовательном процессе

1. Разработка и проведение цикла игровых занятий для

воспитанников детского сада «Учимся общаться»

2.Создание «Тропы примирения»

            3. Театральный мини-фестиваль групп, посвященный «Дню дружбы»

4. Ежегодные конкурсы и выставки рисунков «Дружат

дети всей земли»

5. Введение в режимные моменты деятельности группы «Утренней настройки» (например, «Круг доброты», «Круг дружбы», и т.д).

6.Разработка и проведение программ медиации для старших дошкольников в сенсорной комнате.

7. Квест игры «Найди себе друзей», и.др

8. Создание видео-медиатеки.

Занятие 7

Обеспечение вовлечения родителей в службу медиации

1.Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к работе службы медиации детского сада.

2. Общесадовская родительская конференция «Давайте жить дружно».

3. Детско-родительский тренинг «Навстречу друг другу»

4. Тренинговые занятия «Круг друзей»

           5.Создание виртуальной копилки пожеланий родителей сотрудникам и администрации детского сада.

Планируемые результаты:

  • знание норм и правил межличностного общения, социального взаимодействия в рамках общего образовательного пространства с субъектами образовательного процесса;
  • умения формулировать и отстаивать объективную оценку реальной ситуации, отбирать эффективные способы конструктивного разрешения конфликта;
  • владение техниками, методиками разрешения спора, приводящих стороны конфликта к разрешению разногласий.

Чем служба может помочь педагогам?

  1. Появляется возможность конструктивно управлять межличностными  конфликтами;
  2. Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации, может помочь развитию положительных отношений;
  3. Происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов;
  4. Приобретаются новые знания и практические навыки в области выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм нравственного  воспитания, социализации дошкольников;
  5. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов;
  6. Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания порядка в детской среде.
  7. Помогает педагогам выстроить перспективы развития, наметить и структурировать приоритетные направления деятельности в современных условиях, а также план действий и поэтапную реализацию целей и задач.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. «О программе подготовки медиаторов» // Приказ Министерства образования и науки от 14 февраля 2011 г. «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // Российская газета. 2011. 23 марта.
  2. Раева Г. Н. Азбука медиации / Г. Н. Раева. М.: Научно-методический центр медиации и права. 2011. 237 с.

3.Туранин В. Ю., Кривошеев П. Ю. «К вопросу о формировании служб школьной медиации в образовательных организациях» // В. Ю. Туранин, П. Ю. Кривошеев. Наука. Искусство. Культура. 2014 № 3 С. 5–10.

  1. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. // СЗ РФ. 20

Интернет  ресурсы

  1. https://www.stoppav.ru/takedown/2686-formy-dokumentov-sshm
  2. http://irkmediator.ru/proiects/proekt-put-k-soglasivu-mediaciva-kakinnovacionnyy-institut-grazhdanskogo-obshchestva
  3. http://www.8-926-145-87-01.ru/
  4. http://mediators.ru/rus/course/school/
  5. http://www.rg.ru/2011/03/23/mediacia-dok.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

Роль и значение работы службы специалистов сопровождения в благополучной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адап...

Служба медиации в ДОУ

Консультация для педагогов Служба медиации в ДОУ В современном мире конфликты неизбежны. Они могут возникать при любых жизненных обстоятельствах в разный период нашего развития. Иногда, нево...

Работа службы медиации в условиях ДОУ

Цель работы службы медиации...

Технология работы в детском саду "Организации службы медиации"

Данная разработка определяет значимость и необходимсоть ипользования медиации, как технологии, для работы с коллективом педагогов в детском саду....

«Служба медиации в детском саду. Что это такое и так ли она важна»

Что такое медиация?Медиация – это метод разрешения проблем и конфликтов между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника.Цель медиации: создать безопасное, комфортное про...