"Детский труд: как воспитывать правильное отношение к работе?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Масликова Юлия Игоревна

Круглый стол для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов     :

«Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?»

Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу.

«… Воспитание не только должно

развивать разум человека и дать

ему известный объём сведений,

но должно зажечь в нём жажду

серьёзного труда, без которого

жизнь его не может быть

ни достойной, ни счастливой».    К. Д. Ушинский.

У детей с младшего возраста надо развивать положительное отношение к труду: готовность к трудовому усилию, стремление быть полезным близким, окружающим вообще, добросовестность в выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за чистотой и порядком в помещении, на улице. Всё это составляет основу положительного отношения к труду детей 5 – 6 летнего возраста.

        Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труженикам, бережного отношения к результатам их труда. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Однако важно подчеркнуть, что положительное отношение ребёнка к труду сформируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, дающей возможность на собственном опыте постичь радость труда. Труд в детском саду многообразен и это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности.

        Различают четыре основных вида труда:

Самообслуживание – это умывание, раздевание, одевание, уборка постели, уборка игрушек.

Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в её жизненной необходимости.

Хозяйственно – бытовой – это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов.

Труд в природе – предусматривает участие детей в уходе за растениями в уголке природы, на огороде или в цветнике. Этот труд имеет большое значение для развития наблюдательности, воспитания бережного ко всему живому, любви  к родной природе.

Ручной труд – развивает  конструктивные способности детей, формирует стремление сделать работу как можно лучше (прочное, устойчивое, изящное, аккуратное), полезные, практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней, умение оценивать свои возможности.

        Полнота использования этих видов труда в целях воспитания у детей положительного отношения к любому порученному делу в огромной мере зависит от того, как организуется труд, какие методы руководства используются, а также от того, насколько труд систематичен.

        Обычно взрослому без большого труда удаётся вызвать у ребёнка желание потрудиться. Это обусловлено такими психологическими особенностями старших дошкольников, как стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов поможет вам, родители использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудиться систематически, добросовестно и без напоминания выполнять свои трудовые обязанности (во всяком случае к концу 6-го года) ребёнок сможет лишь тогда, когда родители чётко определяют поручения или обязанности, контролируют, как они выполняются, оценивают качество работы.

        Отношения детей к труду зависит от того, какими моральными побуждениями они руководствуются, выполняя то или дело (для кого, ради чего, т. е. какова цель).На первый план здесь выступают не только трудовые умения и навыки, сколько отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым эта трудовая деятельность предпринимается (общенародный праздник, возвращение друга после болезни, долго не посещавшего д/сад, день рождение мамы и пр.).

        Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчёркивали, что детский труд  должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Задача взрослых – раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать выработке у них сознания и начальное чувство долга. Мотивы детского труда, его цели всегда должны быть для детей понятны и значимы (повесил пальто на место – помог маме, убрал игрушки – в доме порядок). Не принуждённое общение ребёнка с матерью, отцом в процессе совместного труда (приготовление пирожков, мытьё посуды, уборка квартиры и т. д.)создаёт благоприятную обстановку для решения родителями многих трудных вопросов. Так, взрослый привлекает внимание малыша к самому главному, к наиболее удачным приёмам своей работы, к хорошим результатам труда ребёнка, а также к тому, что не получилось, к недостаткам в работе. Зоркий глаз взрослого своевременно заметит ослабевающие усилия или старание ребёнка и создаст стимул для их восстановления. Поможет довести дело до конца. Правильно поступают те родители, которые стремятся поддержать в процессе труда бодрое настроение детей. Разговаривая с ними, выражая в репликах, замечаниях свои чувства, оценку, взрослый создаёт атмосферу радости, уверенности в себе. И не нужны здесь ни специальные беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая, радостная, активизирует ребят.

        Родителей не редко огорчает, что ребёнок не охотно трудится, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду по хозяйству и самообслуживанию надо путём повышения их заинтересованности, увлечённости трудом. Используя для этого и игровые формы организации труда.

        Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Однако ребёнку нравится, когда обыгрывается действительно нужное, серьёзное дело, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более если они и сами принимают участие в труде и игре ребёнка как исполнители или «заказчики».

        Очень внимательно надо относиться к тону разговора с детьми. Они даже обижаются. Если взрослые начинают с ними говорить как с маленькими, снижают к ним требования, подчёркивают игровой характер труда. Дети быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости.

        Нельзя не отметить большого влияния на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда (подбор орудий труда, выбор удобного места и др.).

        Непременное условие положительного отношения к труду – его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

        Воспитанию желания трудиться помогают только те влияния, которые вызывают определённые эмоции или переживания, которые глубоко затрагивают личность, её потребности и интересы. Такими внешними воздействиями оказываются поощрения взрослого: одобрение, похвала, показ образца труда ребёнка близким. Товарищам.

        Для правильного трудового воспитания большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому и особенно к своей основной работе. В каком настроении они приходят с завода, со стройки, из лаборатории и пр. в семью, какие разговоры ведут по поводу своей продукции, отношений между членами трудового коллектива, о своём удовлетворении проведённым трудовым днём – всё это имеет прямое отношение к формированию у детей интереса к труду, желания, стремления трудиться. Если родители постоянно сетуют на беспорядки, выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с выполнением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нём, ибо он не приносит радости их родителям. Значит, родители должны рассказывать о своём труде только положительно.

        В группе есть дети (называет их имена), которые начинают проявлять леность, нежелание трудиться (но леность у дошкольников не является ещё устойчивым отрицательным качеством).

        Чаще всего причиной лености, отсутствие интереса к трудовой деятельности является неразумная родительская любовь, ограждение ребёнка от каких либо обязанностей, поспешное и чрезмерное удовлетворение всех его желаний. Единственный метод борьбы с леностью – постепенное и последовательное вовлечение ребёнка в труд. Родителям необходимо сделать первые задания интересными для ребёнка и помочь ему их выполнить. Не следует нервничать и раздражаться, когда у ребёнка что – либо не получается или получается не так, как этого хотелось бы взрослому.

        Большую роль в привитии детям навыков трудолюбия занимает чтение, а затем обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихов, сказок, в которых высмеивается лень и воспевается трудолюбие.

Родителям предлагается назвать:

Пословицы, поговорки о труде.

Сказки, рассказы, стихи, в которых затронута тема труда.

Родителям предлагается посмотреть презентацию: «Дошколята трудятся».

Положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия – сложнейшего свойства личности. Чтобы ребёнок полюбил труд. Необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Всем родителям раздаётся памятка «Научите малыша трудиться».

Родителям предлагается ознакомиться в уголке для родителей:

1.С памяткой «Трудовое воспитание детей. Пословицы и стихи о труде»

2. С памяткой «Что может делать ребёнок 5 – 6 лет дома. Как руководить трудовой деятельностью дома».

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для детей, направленная на воспитание правильного отношения к труду

Основные правила, направленные на воспитание у детей правильного отношения к труду, к сверстникам и взрослым в процессе трудовой деятельности...

Детская ревность. Правильное отношение

     Ревность - это злой порок. Тот, кто ее испытывает, очень страдает, да и у предмета ревности тоже могут возникнуть проблемы. Часто корни нужно искать в ситуациях, траги...

Воспитывать бережное отношение к растениям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Полны весенней музыки края –И сад, и лес, и степь невообразимая.У каждой птицы песенка своя,Своя родная и неповторимая....

Родительское собрание "Формирование у детей правильного отношения к труду" (в форме круглого стола)

Ознакомление с видами трудовой деятельности детей, формирование правильного отношения к труду....

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...

День изобретений Цель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды . Задачи: Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованно

День детских изобретенийЦель: Формировать у детей представления о свойствах бумаги и воды .Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспит...

Цель: развивать творческую способность, мелкую моторику рук, внимание и речь. Задачи: o дать детям правильное представление о характерных особенностях весны - о подснежниках, вызвать интерес к окружающей природе и воспитывать бережное отношение к ней;

Цель: развивать творческую способность, мелкую моторику рук, внимание и речь.Задачи:o дать детям правильное представление о характерных особенностях весны - о подснежниках, вызвать интерес к окру...