Проект для детей старшего дошкольного возраста «Я гуляю по Петербургу».
проект (старшая группа)

Сахарова Кристина Анатольевна

Актуальность проекта:

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. А это в свою очередь означает, что всю учебно-воспитательную работу необходимо направить на формирование нравственно-патриотических чувств у детей. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. К тому же малая Родина для наших детей – это удивительный, богатый своей историей, культурой и традициями – город-герой Ленинград, Санкт-Петербург.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, выездные экскурсии по музеям, театрам, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Формы и методы работы:

Тематические занятия, презентации, беседы, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ya_gulyayu_po_peterburgu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Я гуляю по Петербургу».

Подготовили: Анисимова Оксана Васильевна, Сахарова Кристина Анатольевна.

Срок реализации: 1 учебный год (сентябрь 2020-май 2021)

Вид проекта: информационно – творческий

Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Цель: развитие творческих способностей, любознательность детей дошкольного возраста через знакомство с историей, достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Задачи:

- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразии.
- Воспитывать чувство гордости за Санкт-Петербург, эмоционально-ценностное отношение к своему городу.

Актуальность проекта:

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. А это в свою очередь означает, что всю учебно-воспитательную работу необходимо направить на формирование нравственно-патриотических чувств у детей. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. К тому же малая Родина для наших детей – это удивительный, богатый своей историей, культурой и традициями – город-герой Ленинград, Санкт-Петербург.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, выездные экскурсии по музеям, театрам, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Формы и методы работы:

Тематические занятия, презентации, беседы, целевые прогулки, просмотр мультфильмов, ситуации, заучивание стихов, настольные игры, наблюдения, чтение художественных произведений, ролевые, дидактические игры, рассматривание иллюстраций.

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап:
- подобрать иллюстрации, картины, слайды, грамзаписи по темам занятий;
- подобрать детскую литературу по тематике проекта;
- подобрать образцы русских народных промыслов;
- разработать сценарий литературно-музыкального праздника ко Дню города «Мой город-Санкт-Петербург»;
- подготовить материал для изобразительной деятельности.


2. Содержание проекта:
- провести занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим;
- организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.;

- вместе с детьми изготовить коллективную работу: «Финляндский вокзал»
- привлечь детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов: фотовыставки «Достопримечательности нашего города»; - провести литературно-музыкальный праздник «Мой город-Санкт-Петербург».

3. Предполагаемые результаты в ходе проведения проекта:

- Уточнение и дополнение об истории, достопримечательностях города и культуре поведения в городе.

- Закрепить знания о разновидностях мостов, зданий; знать их названия; уметь различать и находить сходства в разновидностях архитектурных строений.

- Иметь навыки дисциплины, культуры поведения в общественных местах города.

- Развить гуманное отношение и патриотическое чувство к своему городу.

- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса.

- Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей. Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.

- Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Реализация проекта:

1. Занятия познавательного цикла по ознакомлению с окружающим:

Тема 1. «Мосты Петербурга» - занятие в виде презентации, ознакомление детей с разновидностями мостов города: их особенности, отличия, символы.

Тема 2. «Достопримечательности города» - занятие в виде презентации, просмотр слайдов, ознакомление с особенностями города, краткая история и запоминающийся символ архитектурного строения.

Тема 3. «Финляндский вокзал» - занятие в виде презентации, краткий рассказ о возникновении, характерные особенности и отличительные черты.

Тема 4. «Петропавловская крепость» - краткая история о происхождение, выделение характерных особенностей, значение архитектурного строения.

Тема 5. «Невский проспект» - главная улица города, по старым представления «улица для богачей», известные строения, особенности, сравнение с современным Невским проспектом.

Тема 6. «Реки Петербурга» - занятие в виде презентации, разновидности рек и их названия.

Тема 7. «Древний Петербург» - знакомство детей со «старым» Петербургом, слайд - картинки с изображениями достопримечательностей города в прошлом; сравнение с «новым» Петербургом схожесть и различие.

 

2. Изобразительная деятельность детей:

Тема 1. «Достопримечательности города» - раскраска картинок, передача точного цвета, выделение архитектурной особенности.

Тема 2. «Финляндский вокзал» - аппликация из бросового материала, растений; коллективная работа.

Тема 3. «Петропавловская крепость» - лепка из соленого теста, выделение характерных особенностей и запоминающихся черт.

 

3. Игровая деятельность детей

• Дидактические игры:
- «Узнай наш флаг (герб)»;
- «Иностранец»
- «Чей костюм?»;
- «Я назову, а ты угадай»;                                                                        

- «Угадай картинку».

 

• Настольные игры:

- «Лабиринт»;

- «Пазлы», «Домино».


• Подвижные игры:
- «Львы из камня»;
- «Горелки»;
- «С кочки на кочку».

 

4. Чтение художественной литературы:
- «Сказ о том, как наш город родился»
- «Спас на крови»;
- «Петропавловская крепость»
- «Зимний дворец»;
- «Медный всадник»
- «Площадь декабристов»;
- «Секрет Дворцового моста».

- «Этот город Ленинград» Будогоская Л., Владимиров Ю.;
- А. Ишимова «История России в рассказах для детей» (отдельные главы);
- Н. Носов «Метро».

- С. Скаченков «Ночью на Невском»; «Ночной ветер»; «Петродворец»;
- В. Брюсов «К медному всаднику»;
- А. Фатьянов «Петербург», «Белые ночи»;

- В. Лелина «Львиный мостик».

5. Знаменитые люди города.

- рассматривание портретов знаменитых людей;

- беседы о знаменитых людях нашего города;

- чтение книг о знаменитых людях нашего города:

6. Участие родителей в реализации проекта:

- беседы с родителями на тему: «Главное богатство города – люди».

- фото выставки «Достопримечательности нашего города»;

- сбор раскрасок на тему: «Мой Петербург».

- Подготовка к  празднику «День рождение Санкт-Петербурга»

Продукт проектной деятельности

- Изготовление совместно с родителями альбома «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Памятные места нашего города»

- Газета «Люблю по городу гулять»

- Выпуск с детьми стенгазеты «Мосты и реки»

- Выставка поделок из природного материала «Герои русских сказок!»

Список использованной литературы:

1. Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. - СПб., 2000

2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - 1990.

3. Добринская Л. Там, у Невы наш первый сад. - СПб., Лицей. 1992.

4. Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания. Дошкольное образование - 2003, № 6.

5. Ермолаева Е. К., Воронина А. Н. Мой город. СПб., 2000.

6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. - Издательство: Скрипторий 2003, 2010

7. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6668-proekt-moj-peterburg.html

8. https://www.maam.ru/detskijsad/sankt-peterburg.html

Итоги проекта:
- фотовыставка «Достопримечательности нашего города»;
- Литературно-музыкальный праздник «День рождение Санкт-Петербурга
»