План Самообразования
учебно-методический материал (старшая группа)

Харальцова Марина Анатольевна

Самообразование воспитателя логопедической группы «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя логопедической группы «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Харальцова М.А.

Самообразование воспитателя логопедической группы на 2020 – 2021 учебный год

ТемаРазвитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с целью развития графических навыков.

ЦельРазвитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Повысить собственный уровень знаний по теме «развитие мелкой моторики рук дошкольников» путем самообразования.

ЗадачиРазвивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Развивать тактильную чувствительность рук.

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь.

Развивать навыки ручной умелости.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Подбор литературы по теме самообразования.

Картотека пальчиковой гимнастики «Будут пальчики дружить».

Оформление папки – передвижки на тему «Пальчиковые игры дома».

Октябрь Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?».

Создание наглядных пособий для детей (разрезные картинки, карточки, схемы).

Работа с разрезными картинками.

Игра "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь.

Совместная работа родителей и детей: создание фруктов из пластилина.

Пазлы и мозаика.

Ноябрь 

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».

Презентация для родителей «Игры с детьми для развития мелкой моторики рук».

Рисование по трафаретам. Штриховки.

Игры со счётными палочками. "Сложи колодец", "Выложи картинку", "Выложи геометрическую фигуру".

Пазлы и мозаика.

Проведи по линии.

Декабрь Папка передвижка «Игры с шариками из салфеток».

Разработка картотеки игр с шнуровкой, пуговицами, прищепками.

Игры – шнуровки.

Игры с прищепками.

Январь

Дидактическая игра "Угощение для птиц" - сортировка семян.

Игры с крупой.

«Круглый стол» с родителями  (онлайн) выразившими желание показать пальчиковые игры, проводимые с детьми дома.

Пазлы и мозаика.

Графический диктант.

Март

Изготовление подарков для мам из шариков бумаги.

Пазлы и мозаика.

Апрель

Открытый показ ОД по данной теме. Рисование по трафаретам. Штриховки. Дорисовка (по принципу симметрии). Лабиринты.

Литература:

1. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей

2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О.Степени общения: от года до семи

3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология

4. Холмовская В. В. Воспитание и обучение детей пяти, шести лет

5. Фомина Л. Ф. Воспитание у детей правильного произношения

6. Кольцова М. М. Развитие моторики

7. Данилова E. Пальчиковые игры

8. Строгонова И. А. Дошкольное образованиеразвитие мелкой моторики руки ребёнка

9. Большакова С. Е. "Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Интернет – ресурсы.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.  

Основные виды развития мелкой моторики рук

  * Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и т. д.   В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.   *Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого) *Игра "Не плачь, куколка моя" Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть,Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все посушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)   Игра "Лошадки" По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)   *Графические упражнения  

Задание "Штриховка"   Нарисуйте контурную картинку, например,  фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.  

Задание "Обведи рисунок"   Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.  

Задание "Соедини по точкам"   Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.   Задание "Нарисуй фигуры"   Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую  дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.  

Задание "Нарисуй такую же картинку"   Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.  

Задание "Дорисуй картинку"   Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.  

Задание "Графический диктант"  Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д. " Узоры могут быть различными.  

+❤ В Мои закладки

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Анна Александрова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.   Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.  

Основные виды развития мелкой моторики рук

  * Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх»«вниз» и т. д.   В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.   *Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого) *Игра "Не плачь, куколка моя" Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть,Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все посушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)   Игра "Лошадки" По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)   *Графические упражнения  

Задание "Штриховка"   Нарисуйте контурную картинку, например,  фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.  

Задание "Обведи рисунок"   Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.  

Задание "Соедини по точкам"   Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.   Задание "Нарисуй фигуры"   Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую  дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.  

Задание "Нарисуй такую же картинку"   Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.  

Задание "Дорисуй картинку"   Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.  

Задание "Графический диктант"  Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д. " Узоры могут быть различными.  

+ В Мои закладки



Предварительный просмотр:

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ИГРЫ С ДЕТЬМИ

Ягоды.
Пальчиковая гимнастика:
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несём
Всю тебя мы соберём.
Методические подсказки: пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка
Ветерок шуршит травой (ладони повёрнуты к себе, и растопырены пальцы. Интенсивно, машем ими.)
Прячет ягодку от нас ( соединяем ладошки, как будто, что- то прячем)

Только мы её найдём ( машем указательным пальчиком)
На варенье соберём (опускаем руки и как будто собираем).

Игра выложить по контуру на картоне любую ягоду, применяя бобы и горох.

Грибы
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё доел
Оттого и похудел.
Методические рекомендации: загибать поочерёдно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами
Солнце утром встало рано. Всех детишек приласкало
(Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть. Солнышко.)
За грибами мы пошли. (Пальцы идут по столу, коленям)
Три лукошка принесли (показать три пальца).

Игра выложить перловкой гриб по контуру на картоне.

Корзинка
В лес корзинку я беру
И грибы в неё кладу.
Методические рекомендации: ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони « разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Игра выложить по контуру палочками из веточек корзину.
В лес с корзинкой я пошёл (2 пальчика одной руки идут по ладошке другой руки)
У пенька грибок нашёл (одна рука в кулачок, а другая накрывает его).

Деревья и кустарники:
Пальчиковая гимнастика
У дерева ствол,
На стволе много веток
А листья на ветках зелёного цвета.
Методические указания: прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть- чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Игра: выложить из ниток шерстяных цветных контур дерева, ёлки.
Ёлка быстро получается
Если пальчики сцепляются,
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Методические подсказки:
(Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом к друг другу). Пальчики выставляются вперёд. Локти не прижимаются.

Игра с использованием счётных палочек и шерстяных ниток. Выложить контур заборчика, деревьев, кустиков.
Сад забором оградили
Чтоб деревья дольше жили.
Дождь сейчас в лесу пойдёт,
Всё водой своей зальёт
К ёлочке скорей беги,
От дождя себя спаси.

Перелётные птицы:
Пальчиковая гимнастика:
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек –стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан…….
Птички, птички по домам!
Методические указания:
Пальцы обеих рук сжаты в кулачки. Услышав названия птиц. Дети разжимают по одному пальцу на одной руке, а потом на другой. На последние слова пальцы двух рук сжимают в кулаки.
Скворец в скворечнике живёт
И песню звонкую поёт.
Методические рекомендации. Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо,
Птенчикам своим расскажет
Где она взяла зерно.
Методические подсказки: обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Игра: из веточек создать контур скворечника и можно птичек.
Игра: соединить точки карандашом, не отрывая его от бумаги.

Домашние птицы:
Пальчиковая гимнастика
Раз, два – шли утята,
Три, четыре – за водой,
А за ними плёлся пятый.
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:
Громко, громко запищал:
- Пи-пи-пи! Не пищи,
Мы тут рядом поищи.
Методические подсказки: поочерёдно сгибать все пальцы правой руки, затем левой, начиная с большого. На звуки « Пи-пи-пи (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.
Методические рекомендации: ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Методические указания: ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
Курочка прыг на крыльцо:
- Я снесла тебе яйцо.
Методические указания: большой и указательный пальцы обеих рук образуют овалы. Другие прижаты к друг другу в полусогнутом положении.
Рисование пальчиками. Закрасить петушка, курочку и цыплят.
Песня с движениями рук и пальчиков. «Вышла курочка гулять».

Шарик
Надуваем быстро шарик
Он становится большим
Вдруг наш шарик лопнул
Воздух вышел-ш-ш-ш
Стал он тонким и худым.
Методические указания: пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них и пальцы принимают форму щара. Воздух выходит-пальцы в исходное положение.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга им нельзя.
Методические рекомендации: на одной руке и на другой выставить большие пальчики. Называя каждый пальчик по стихотворению соединять с большим. Дойдя до мизинчика, опустить его и сжать кулачки на обеих руках. После чего стучать кулачками друг об друга.

Наши пальцы
Пальцы встали дружно в ряд (показать раскрытые ладони)
Десять крепеньких ребят (сжать пальцы в кулак)
Эти два всему указки (показать на двух руках).
Всё покажут без подсказки
Пальцы два- середнячка
Два здоровых бодрячка
Ну, а эти безымянны – молчуны, всегда упрямы
Два мизинца-коротышки
(разжимая каждый пальчик, поддерживаем большим)
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
(показываем два больших пальчика)

Дружат в нашей группе

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Методические рекомендации: на первые две строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

Игра с бобами Выложить по контуру на картоне бобами любую нарисованную игрушку, которая в детском саду.
Игра для пальчиков «чудесный мешочек».

Игра колечко
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко,
Я его вместо игрушки
Подарю (называет имя ребёнка в дательном падеже) и одевает на пальчик.

  Пальчиковые игры  с  инсценировкой  рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.    

 *Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

 *Игра "Не плачь, куколка моя" 

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

 Твои платья и носки,  

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

 Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем (на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы.  Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)  

Игра "Лошадки"

 По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы,

как лошадки. Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования: «Оздоровление детей дошкольного возраста посредством применения здоровьесберегающих технологий»

Приложение 1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ инструктора физической культуры на период с 2017 по 2019 уч. годы Тема самообразования:«Оздоровление детей дошкольного возраста посредс...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...