«Самореализация»
учебно-методический материал (средняя группа)

Евтушок Анжела Асланбековна

Самореализация человека, — главная цель всей его жизни. Жизненный путь человека — непрерывная цепь этапов самореализации. Самореализация личности — это актуализации индивида в двух основных сферах жизни: профессии (труде) и семье человека. Объект исследования — возрастные группы граждан России (в возрасте от 18 лет и старше): 1) «18–30лет»; 2) «31–40 лет»; 3) «41–50 лет»; 4) «51–60 лет»; 5) «старше 60 лет». Возраст является важной характеристикой личности. Он — индикатор биологического и психологического статуса человека, а значит, в определенной степени его социальной активности. С возрастом происходит снижение умственных способностей и сужение сферы мотивации. Этот тезис подтвержден в исследованиях западных ученых (Р. Кюлен, Б. Ньюгартен и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района

                     Тема: «Самореализация»

                                                                                Подготовила: Евтушок А.А.

                                              2021г.

Самореализация человека, — главная цель всей его жизни. Жизненный путь человека — непрерывная цепь этапов самореализации. Самореализация личности — это актуализации индивида в двух основных сферах жизни: профессии (труде) и семье человека. Объект исследования — возрастные группы граждан России (в возрасте от 18 лет и старше): 1) «18–30лет»; 2) «31–40 лет»; 3) «41–50 лет»; 4) «51–60 лет»; 5) «старше 60 лет». Возраст является важной характеристикой личности. Он — индикатор биологического и психологического статуса человека, а значит, в определенной степени его социальной активности. С возрастом происходит снижение умственных способностей и сужение сферы мотивации. Этот тезис подтвержден в исследованиях западных ученых (Р. Кюлен, Б. Ньюгартен и др.).

Предмет исследования — самореализация личности. Сферы профессиональной деятельности являются теми институтами, где реализуется личность. Ответ на вопрос, каков уровень самореализации лиц различных возрастных групп, автор статьи получила, анализируя репрезентативное Всероссийское социологическое исследование, которое провел Институт социологии РАН в конце 2016 г. Выборка — 4000 человек. Респондентам был задан вопрос: «Оцените по 5-балльной шкале, насколько важным лично для Вас на сегодняшний день является: самореализация, проявление себя». На шкале от 1 до 5 определены значения: «не важно» — для оценки 1; «важно» — для оценки 4; «очень важно» — для оценки 5. Самореализацию мы определяем суммой двух оценок 4 и 5, Каков уровень самореализации личности по возрастным группам? У респондентов самой молодой возрастной группы «18–30 лет» сильная мотивация и умственные способности на пике развития. У них высокая самореализация — 87%. Второй интервал взрослой жизни — человек от 31 года до 40 лет, период наиболее активной реализации поставленных целей. У них также высокая самореализация — 83%. Третий возрастной период жизни человека — возраст после 50 лет. Человек стремится свои знания передать молодежи. Самореализация в этой возрастной группе — 74%. Пред пенсионный период («51–60 лет»). Уход на пенсию сопряжен для многих людей с определенными переживаниями. Для возрастной группы «51–60лет» самореализация — 73%. В возрастной группе «60 и старше» у людей подтачиваются силы, самореализация понижается до 56%.

 

Самореализация — это воплощение задатков человека, его потенциала и талантов через определенную деятельность. Данный термин можно рассматривать в двух плоскостях. С одной стороны – действие, а с другой – цель этого самого действия. Человеку всегда есть куда двигаться дальше. То есть самореализация личности не имеет четких рамок или ограничений, а соответственно даже самые реализовавшиеся люди всегда имеют возможность развиваться дальше.

Согласно «пирамиде потребностей» известного американского психолога Абрахама Маслоу, стремление к самоактуализации находиться на самой вершине человеческих желаний, являясь высшей степенью развития личности.К слову, А. Маслоу, проанализировав поведение людей, которые добились чего-то в жизни, выявил основные признаки самореализовавшихся личностей:

Они умеют лучше других отделять реальность от фантазий;

Воспринимают себя такими, какими они есть;

Любят простоту, естественность, им незачем играть на публику;

Очень ответственные люди, умеющие принимать необходимые решения;

Обладают высокой степень самодостаточности;

Легче других переносят испытания, «удары» судьбы;

Проводят регулярную переоценку своих жизненных ориентиров;

Не перестают удивляться окружающему миру;

Ощущают свою полноценность, внутреннюю гармонию;

Без проблем учатся;

Имеют свои взгляды на мир, на понятия добра и зла;

Они сдержаны, дружелюбны, ценят чувство юмора;

Регулярно генерируют новые идеи, любят творчество;

Терпимы к другим, но если необходимо, проявляют мужество и решительность;

Преданы своей семье, друзьям, идеалам, принципам.

А каким образом можно достичь такой гармонии с самим собой и окружающим миром, рассмотрим в следующем разделе.

Пройти тест на полушария мозга

Виды самореализации.

Поскольку человек – биосоциальное явление, рассматривать вопрос его становления как личности в отрыве от социума не корректно. Можно выделить несколько разновидностей самореализации:

Личностная;

Творческая;

Профессиональная;

Социальная.

Все они взаимосвязаны между собой и должны быть в жизни человека. Главными катализаторами их развития становятся воспитание и образование ребенка, которые закладывают модель его поведения в будущем. Рассмотрим их более детально.

1. Личностная самореализация.

Поскольку каждый из нас позиционирует себя как личность, то этот вопрос становится важным с раннего детства. Ребенок хочет уважения, понимания, одобрения своих поступков. Эта тенденция только усиливается с возрастом, либо приводя к успеху, либо к депрессии и комплексам. Ведомый таким стремлением, человек выбирает несколько возможных стратегий своего жизненного пути:

Стремление к благополучию и материальному достатку;

Успешность в покорении «вершин», карьерный рост;

Развитие своих умений и навыков, включая хобби.

В любом из перечисленных пунктов в центре ставится личность индивидуума, ее самореализация, вне зависимости от вида деятельности. Главное – получить признание и одобрение. В первую очередь, от родственников и друзей. Поэтому так важно гармонизировать пространство вокруг себя начиная со своего ближайшего окружения.

2. Творческая самореализация.

Стремление создавать что-то новое неразрывно связано с эволюцией человеческого вида. Все шедевры мировой культуры, достижения науки и техники вызваны именно этим порывом. Таким образом самореализация личности посредством творчества уходит своими корнями в глубинные основы человеческого бытия. Креативные, нестандартно мыслящие люди всегда добиваются большего успеха, чем те, кто действует шаблонно. Особенно это актуально в XXI веке – эпохе стремительного развития технологий и информационных потоков. Благодаря творчеству мы формируем свой отклик на окружающую действительность, расширяем свое мировоззрение. Самое главное, что творить может любой из нас. Меняются только формы выражения созидательного акта. Поэзия, проза, живопись, скульптура, поделки по металлу и дереву, лепка, вышивка, оригами, икебана, графический дизайн и множество других направлений. Каждый может найти себе подходящее занятие. И не так важно стать лучшим, главное получить признание и одобрение.

3. Профессиональная самореализация.

Успех на работе также важен большинству людей. И дело здесь не только в деньгах и продвижению по службе. Нет. Куда важнее чувство востребованности, одобрения и признания со стороны коллег и руководства. Важно помнить, что работа – только часть жизни. Она не в силе заменить другие аспекты.

Такой вид самореализации преследует следующие цели:

Чувство принадлежности к определенному сообществу людей;

Стремление занять свое место в служебной иерархии;

Желание быть признанным среди коллег;

Понимание своих сильных и слабых профессиональных сторон;

Планирование своего будущего.

Каждый, взглянув на этот перечень, может с легкостью определить на каком этапе находится лично он.

4. Социальная самореализация.

Связана с обретением общей социальной успешности в том количестве, которое необходимо конкретному индивидууму для ощущения счастья. Данный вид самоактуализации является собирательным по отношению к предыдущим. По сути, социальная самореализация – это именно та, высшая степень человеческих потребностей, о которой говорил Абрахам Маслоу. Чтобы добиться успеха в социуме можно идти совершенно разными путями. Становиться первоклассным сотрудником, быть частным предпринимателем, заниматься актерской либо любой другой деятельностью.

Общество настолько многогранно, что в нем найдется место каждому. И, соответственно, в любом проявлении человеческой активности можно быть признанным и получить одобрение. Хоть, стоит оговориться. По-настоящему состоявшиеся люди от чужого мнения не зависят, они и так уже все и всем доказали. Кто еще не успел само реализоваться в полной мере, ищут подтверждение своим успехам в отзывах других. Но, это лишь один из этапов становления личности, через который проходят практически все.

Самореализация – неотъемлемый компонент полноценной жизни человека, без которой он не мыслим, как биосоциальный вид. Достичь это состояние можно различными путями, среди которых как личное признание, так и творческая, профессиональная и социальная реализованность человека. Главное помнить, что перечисленные виды самореализации являются взаимосвязанными частями одного целого. И для ощущения успешности необходимо совершенствоваться в каждом из них.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Театр как средство возрождения национальной культуры России и Кубани и развития творческой самореализации ребенка»

В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования ...

Карта самореализации педагога

Это еще одна информационная карта которую мы используем в работе, педагоги ее заполняют сами, во-первых  это стимулирует их осваивать ПК, во-вторых удобство данной карты было оценено самими педаг...

Создание системы работы по успешной самореализации дошкольников

В статье раскрыты условия успешной самореализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

Профессиональная самореализация педагогов ДОУ в действии

Проект, направ­ленный на всестороннее повышение компетентности и профессио­нального мастерства каждого педагога, ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педа...

«Создание условий для творческой самореализации ребенка в процессе формирования экологической культуры дошкольников»

Создание условий для развития детей дошкольного возраста  в воспитание экологической культуры, выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными...

"Здоровьесберегающие технологии как фактор самореализации личности дошкольников"

Как эффективно организовать воспитательно-образоватльный процесс без ущерба здоровью дошкольников?...