Конспект развивающего занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Андреева Валентина Леонидовна

Конспект поисково-познавательной деятельности детей в подготовительной группе на тему "Секреты обыкновенной бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создание поделки из бумаги для закрепления знаний о ее свойствах.

Задачи: Образовательные: Сформировать представление о свойствах бумаги, видах. Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Учить самостоятельно проводить опыты и эксперименты.

Речевые: Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Оборудование: Демонстрационный материал: Посылка, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши, схема- таблица.

Раздаточные материал: Бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы: Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

Занятие проводится с подгруппой детей 10 человек

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Дети с воспитателем входят в группу, где стоят столы с оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности.

(Динамическая поза – стоя)

Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: "Доброе утро!" 
"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 
"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг другу.  

Загадка

 -Ребята, а вы любите загадки? (Ответы детей)

 -Тогда я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Слушайте внимательно.

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА).

- Правильно, это бумага.

Беседа

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего?- ответы...

Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге.

Раньше люди использовали все эти материалы чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве, В наше время бумагу делают машины из разных пород деревьев древесины.

- А у нас в группе есть что-нибудь из бумаги? (дети называют: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки тетради и т.д.).

 Мотивация

Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин с посылкой в руках и обращается к детям.

Печкин: -Здравствуйте! Я, почтальон Печкин, разношу письма, посылки, бандероли. На ваш адрес пришла посылка, а может и не на ваш?! Ребята, а какой у вас адрес?

Воспитатель: -Ребята, давайте назовем почтальону Печкину наш адрес, и тогда мы узнаем наша это посылка или нет?! (Дети называют)

Печкин: -Да, да, здесь так и написано, значит посылка адресована именно вам. Адрес верный!

- Распишитесь, пожалуйста, в получении и поставьте дату.

Воспитатель: -Ребята, будьте добры, подскажите мне:

-Какое сегодня число? (6)

-А какое было вчера? (5)

-А какое число будет завтра? (7)

- А какой сейчас месяц? (апрель)

- А какой месяц был перед апрелем? (март)

- А какой месяц будет после апреля? (май)

- Какой сегодня день недели? (среда)

Печкин: - Вот, какие молодцы! (почтальон отдает посылку воспитателю)

Воспитатель: - А вам хотелось бы узнать, что в посылке? Давайте откроем? 

Печкин: - Ох, извините, пожалуйста, но мне надо дальше, почту разносить.

Дети: До свидания!

В посылке лежит бумага для эксперимента и карточки с заданиями.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите сколько здесь карточек, все с номерами. Письмо? "Дорогие друзья! Скоро в лесу состоится праздник. Для получения пригласительных билетов вы должны выполнить мои эксперименты-задания с бумагой, которая находится в посылке. Лесник-лесовик" Это посылка поможет нам многое узнать о бумаге и сделать выводы которые мы занесем в таблицу.

-Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Лаборатория –это специальное помещение, необходимое исследователям, что проводить опыты и эксперименты.

- Ребята давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории

  1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
  2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
  3. В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
  4. В лабораторию не следует приносить посторонние предметы и игрушки.
  5. При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
  6. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
  7. После проведение опытов и экспериментов следует привести в порядок рабочее место и помыть руки.

Динамическая пауза «Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

-А сейчас подойдём к столам. На стульчиках для вас приготовлены фартуки и шапочки. Как вы думаете, зачем это все для нас приготовили? В такой специальной одежде работают в химической лаборатории исследователи.

 Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

(Динамическая поза – сидя за столами полукругом)

На карточках написаны цифры, найдите с цифрой №1, схема волнистые линии- бумага мнется.

Опыт №1 "Бумага мнется"

-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

-Значит делаем вывод- таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +,- полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради). Это первое свойство бумаги.(+,-)

Карточка №2, схема рванная бумага.

 Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся, заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

Карточка №3, схема ножницы.

Опыт 3 "Бумага режется"

-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод: картон толще чем бумага. Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Карточка №4, схема капля воды.

Опыт 4 "Бумага намокает"

-Этот значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

Карточка №5, схема растительное масло.

Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

-Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок и какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

(Динамическая поза - стоя на ковре)

Карточка №6, схема физминутка под музыку

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

Карточка №7, схема нота.

Опыт №7 "Бумага издает звук"

-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

Карточка №8, схема ветер.

Опыт №8 "Бумага летает"

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

Карточка №9, схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 "Бумага горит "

-Как вы думаете , что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это- очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

Карточка №10, схема с сюрпризом- творческий этап.

Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, ненужная бумага. Воспитатель предлагает детям самим сделать бумагу

1. Рвем на мелкие кусочки.

2. Заливаем водой,

3. Добавляем клей и крахмал.

4. Перемешиваем.

5. Выкладываем на ровную поверхность для высыхания.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Подведение итогов занятия

Отношение детей к деятельности.

 -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований- опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

8. Летает.

9. Бумага горит.

10. Из бумаги можно делать поделки.

-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения, снижение симптомов агрессивности, снятие мышечного и психоэмоцтонального напряжения. Детям заняти...

Конспект развивающего занятия по экологии.

Конспект развивающего занятия по экологии для старшей группы....

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...

Конспект развивающего занятия с дошкольниками

Развивающие занятия с дошкольниками по авторской программе «Обучение с развлечением» в период подготовки детей к школе. Тема занятия: «Развивай-ка».Цель занятия: Развитие познавательных способностей у...

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

конспект развивающего занятия в старшей группе" День рождения Белочки"

В занятие включены игры, стихи, песни, танцы , инсценировки на осеннюю тематику, Возможно использовать как вечер досуга....

Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...