Статья: "Развитие творческих способностей детей через театральные постановки"
статья

Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рожается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Статья: «Развитие творческих способностей детей через театральные постановки» воспитателя МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 211» Яловой Марины Николаевны

        

        Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». В детстве у каждого человека хотя бы на короткое время появляется свой собственный театр кукол. Все в нем – персонажи, декорации, ширмы - создается силой фантазии из подручных средств. Детский театр рожается из «оживления» предмета, неутолимого желания играть, веры в сказку и мечты о чуде. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.         Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

        Все мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

        В условиях перехода на ФГОС ДОУ один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

        Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

        Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

        Социально-коммуникативное развитие:

1. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.

2. Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр).

 3. Воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.

4. Развитие эмоций, воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

        Познавательное развитие:

1. Развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль).

2. Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации).

 3. Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений.

4. Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

        Речевое развитие:

1. Содействие развитию монологической и диалогической речи.

2. Обогащение словаря.

3. Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

        Художественно-эстетическое развитие:

1. Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору.

2. Развитие воображения.

3. Приобщение к совместной дизайн деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.

4. Создание выразительного художественного образа.

5. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

        Физическое развитие:

1. Согласование действий и сопровождающей их речи.

2. Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.

 3. Выразительность исполнения основных видов движений.

4. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

        Система работы по организации театрализованной деятельности:

1. Предметно-пространственная развивающая среда

2. Перспективное планирование и реализация: занятия по театрализации, театрализованные представления, развлечения, проектная деятельность.

3. Взаимодействие с педагогами.

4. Работа с детьми.

5. Взаимодействие с родителями.

6. Взаимодействие с социумом.

        Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

        Формы работы: театрализованные игры, игры- ситуации, рассказы о театре, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, дидактические игры, сюрпризные моменты, загадывание загадок, ситуации общения, игровые упражнения на умения высказываться, чтение литературы.

        Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

  1. Пальчиковые игры.
  2. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  3. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  4. Игры-превращения, образные упражнения.
  5. Упражнения на развитие детской пластики.
  6. Ритмические минутки.
  7. Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.
  8. Театральные этюды.
  9. Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов.
  10.  Просмотр кукольных спектаклей.

        Требования к организации театрализованных игр:

        Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

        Итоги наблюдений, позволили сделать выводы о позитивных результатах внедрения театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС. Подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

        Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театральную деятельность"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6888429","attributes":{"alt":"","class":"media-image","heig...

Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театрально-игровую деятельность"

В презентации раскрыты методы и приемы, основные направления работы с детьми по развитию речи и творческих способностей через театрально-игровую деятельность....

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

Деловая игра "Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность"

Данную деловую игру можно использовать для проведения педагогического совета...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Самообразование педагога Матановой Елены АльбровныАктуальность.В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализов...

Конспект открытого занятия по развитию творческих способностей детей через театрально-речевую деятельность "Колобок – наш Колобок, Колобок – колючий бок"

Практическая значимость: Формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости,Развития воображения, эмоциональной сферы. Методы работы: üМетод драматизации, позволяющи...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-нравственного воспитания, формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно...