Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность
статья (младшая группа)

Хисматуллина Алия Наильевна

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-нравственного воспитания, формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей

через театральную деятельность.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций. Особенно важно уделять внимания развитию творческих способностей. 

    В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало.

    Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.

      Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для развития творческих способностей.

     Основными требованиями к организации театрализованной деятельности  дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

      Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит требовать его буквального воспроизведения. Читая стихотворные тексты, необходимо подключать по возможности детей к игре, чтобы они активно участвовали в диалоге с вами, подыгрывали основной сюжетной линии, имитировали движения, голоса, интонации персонажей игры.

     Далее - небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребенок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть так же. Для упражнений следует использовать высказывания только что выступавших персонажей. Например, в сказке "Рукавичка" надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк.

     Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".

   Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

     Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Идеально подойдут народные и авторские сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазировать, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята - злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад.

       Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребенок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

     Для дошкольников  самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей.

      Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

   Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

      У детей младшего возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланеллеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»).

   Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:

       Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

   Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

      Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Таким образом, театрализованная деятельность обладает богатым потенциалом для развития творческих способностей дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. – М., 1973.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. - Великий Новгород, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

Деловая игра "Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность"

Данную деловую игру можно использовать для проведения педагогического совета...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Самообразование педагога Матановой Елены АльбровныАктуальность.В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализов...

"Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность".

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, ...

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»....

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Отчет по самообразованиюмузыкальный руководитель Чернова Е.Н. Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...