"Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность".
консультация

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

     Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых будущих первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная  деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.) Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств  - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей .

                                                                                                             

«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Подготовила: воспитатель Старорусская В.А.

        

Развитие творческих способностей

детей через театрализованную

деятельность.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторую ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

     Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых будущих первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная  деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает  художественное творчество с личными переживаниями» (Выготский Л.С.) Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств  - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

    Для развития детей по театрализованной деятельности я взяла себе  театральный кружок « маленький актер». Использования программы, в моей работе, позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей природы), которое развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истинны одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учиться преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.  Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

     Моя задача формируется следующим образом:

-развитие эстетических способностей;

-развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

-активизация мысленного процесса и познавательного интереса;

-овладения навыкам общения и коллективного творчества.

Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к  творческой деятельности в любой области.

    Если игра для ребенка – это способ существования, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка. В своей работе я использую основной принцип развивающей деятельности – это принцип расширения возможностей ребенка, работа в «зоне ближайшего развития» , а не тактика доступности. В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

    Я считаю, что успешность и результативность театральных занятий зависит, прежде  всего  от сотрудничества с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве не возможно.

    В своей работе я использую общеразвивающие игры. Через эти игры я формирую у ребенка готовность к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами. Решая все это, общеразвивающие игры не только готовят ребенка к худ. деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы.

 

Что ты слышишь?

Цель: тренировать слуховое внимание.

Ход: сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате в течение определенного времени.

Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Руки – ноги.

Цель: развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход: по одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам – встать. Если руки подняты: по одному – опустить руки, по двум -  сесть.

Передай позу.

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход: дети сидят на стульях в полукруге и на полу по турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

След в след.

Цель: развивать внимание, согласованность действий, ориентироваться в пространстве.

Ход: дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т. п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

Летает – не летает. Растет – не растет.

Цель: развивать внимание, координацию.

Ход: педагог водящий называет предмет, если он летает – дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет – поднимают руки вверх, не растет – охватывают себя двумя руками.

Живой телефон.

Цель: развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход: между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.

Так же в своей работе я знакомлю детей со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусств. Для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре. Поставленные в ряд стулья мы превращаем в салон автобуса или самолета, мамино платье – в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. Но почему – то, перед зрителем, ребята утрачивают свои способности.

    Таким образом, передо мной стоит сложная задача – сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которая проявляется в игре при выступлении на сцене перед зрителями.  Для этого необходимо, прежде всего опираясь на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых сказок.  Для того чтобы действовать естественно и целенаправленно, необходимо найти, придумать ответы на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? Развиваю эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание, т.е. умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами).

Угадай: что я делаю?

Цель: оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход: педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

  1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов; кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку, украшаю елку и т. п.
  2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
  3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
  4. Наклонись вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок; срываю цветок.

Кругосветное путешествие.

Цель: развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход: Детям предлагается оправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменить свое поведение.

  И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность.

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

Деловая игра "Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность"

Данную деловую игру можно использовать для проведения педагогического совета...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Самообразование педагога Матановой Елены АльбровныАктуальность.В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализов...

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-нравственного воспитания, формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно...

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Конспект открытого занятия по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»....

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Отчет по самообразованиюмузыкальный руководитель Чернова Е.Н. Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»...

Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...