Экология
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Наталья Ивановна Антоненко
Отчет об организации работы по экологии за 2020–2021 учебный год
Основной целью экологического воспитания является:
1. Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.
2. Формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
В течение учебногогода нами были изучены разделы:
1. "Я и природа". Где дети знакомились с понятиями живая и неживая природа. Учились различать по характерным признакам живую и неживую природу.
2. "Вода".В этом разделе мы выявляли свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель. Так же детям давались первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
3. "Воздух". Ребята получали представление о воздухе и о ветре, как движении воздуха. Знакомились со свойствами воздуха, и источниках загрязнения воздуха.
4. "Солнце". В данном разделе дети получили первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомились с "небесным светилом" - Солнцем. Я же в свою очередь уточняла и расширяла представления детей о космосе и уникальности планеты Земля.
5. "Почва". В этом разделе мы уже знакомились с составом Земли - почвой. Учились узнавать, различать и называть обитателей почвы.
6. "Растительный мир". Ребята учились распознавать растения по внешнему виду. И также проводилось общее представление детей о комнатных растениях, об уходе за ними. проводилось знакомство детей с лекарственными растениями.
7. "Животный мир". В этом разделе мы продолжали знакомиться с домашними и дикими животными, с подводными обитателями, с насекомыми и птицами.
8. "Человек и природа". Последним и завершающим разделом в изучении окружающего мира было рассмотрено - пагубное влияние человека на окружающую среду.
Ну и все это мы подытожили отчетным итоговым мероприятием КВН "Знатоки природы".
Экологическая стенгазета «Экология глазами наших детей»
Самая важная цель в работе с детьми при приобщении к окружающему миру и природе - это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Экологическое воспитание и образование детейдошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от неё, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.
Для того чтобы донести ценность природы, учитывая при этом возрастные особенности, мы решили создать совместно с родителями и детьми вот такую стенгазету «Экология глазами наших детей!».
Детям очень понравилась эта идея. С удовольствием они рассматривают по сей день полюбившуюся ими стенгазету. Воспитывая в ребенке любовь к природе, мы будем знать, что наша планета - Земля станет еще чище, оставшиеся животные, насекомые, деревья, цветы будут в безопасности. Когда сердце ребенка открыто для добра - нужно начинать экологическое воспитание. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней.
Отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в семье»
Одной из составных частей работы ДОО является работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. Сейчас большое внимание уделяют проблеме экологического воспитания.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы) так и нетрадиционные (круглый стол, деловые игры, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
При выборе форм общения с родителями надо помнить, что следует привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
При организации родительского собрания мы старались с помощью предварительного анкетирования выяснить их понимание проблем экологического воспитания.
Родители ознакомились с памятками, содержащими рекомендации по экологическому воспитанию детей, обсудили возможность реализации работы с детьми в семье, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы, что для формирования экологической культуры нужно:
- дать детям элементарные научные знания о природе,
- поддерживать интерес к познанию окружающего мира,
- учить видеть в обыденном - чудесное, в привычном необычное,
- вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам.
Предложили родителям серию наблюдений в природе, чтение литературных произведений.
В итоге вместе с родителями сделали вывод: показателем эффективности экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности.
Театральная деятельность. Экологическая сказка «Лесная дружба»
Наталья Антоненко
ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Экологическая сказка «Лесная дружба».
Старшая группа №6
Подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории: Антоненко Наталья Ивановна
Цель: развивать творческие и коммуникативные способности детей; социальные навыки поведения, побуждать интерес детей к театру;развивать психические процессы: память, внимание, мышление; побуждать интерес к познанию окружающего мира; побуждать интерес родителей и детей к театру; обогащать знание детей о лекарственных растениях; воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к природе; продолжать развивать музыкальные способности у детей.
Герои:семья светлячков: мама - взрослый, сынок, дочка.Звери: лиса, медведь, волк, два зайца, 4 бабочки.
Звучит музыка и артисты по очереди появляются перед зрителями.
Ведущая: Мы спектакль свой начинаем, зритель приходи скорей! В сказку нашу приглашаем всех и взрослых и детей!
Все: сочинили эту сказку все ребята вечерком, мы её для вас покажем и станцуем и споём!
Ведущий / она же мама светлячков/: там, где речка баловница по камням течёт, струится. Там, где лес густой шумит, дом бревенчатый стоит. В том домишке не скучая,жила была семья такая: мама Света – светлячок, с ней и дочка и сынок!
Танец светлячков (песня колыбельная для светлячков).
-Потерял в лесу фонарик светлячок, обыскал он каждый кустик и сучок. Утомился он бедняжка, сбился с ног, но ни где найти фонарика не смог. Не придётся никогда теперь ему освящать дорогу ночью ни кому. Плачет горько светлячок совсем не зря, ну какой он светлячок без фонаря?
/ после исполнения песни мама засыпает/.
Светлячки: - мама спит, она устала, давай попрыгаем сначала! Вот овражек посмотри, разбежимся, раз, два, три!
- Что случилось с тобой? – Подвернула ножку. Ой!
- Успокойся не реви, вон овражек впереди. Там водички мы попьём и скорей домой пойдём (пьют воду).
- Мама, мама, помоги! Нас скорее полечи! Болит ножка, я хромаю! – И животик, я страдаю!
Мама: детки непослушные, зачем напились с лужицы? Вот напасть – то, вот беда, звери все скорей сюда! Моим деткам помогите трав лечебных принесите!
Под музыку выбегают звери. Танец зверей «Весёлая пляска».
Медведь: Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки, на земле лежат листки – тоненькие лопушки. Подорожник – лучший друг, лечит раны ног и рук!
(отдаёт мама светлячков подорожник).
Лисичка:- на стебле тысяча листочков и названье у цветочка: тысячелистник! Если заболел животик – тысячелистник попьёте! (отдаёт его маме).
Волк: Волчья ягода в лес поманит, яркой спелостью удивит, волчья ягода одурманит – ничего потом не болит!
Мама: разболится голова от подарка твоего, ядовитая трава забирай назад её.
Звери: Лечебные растения знаем, бережём и охраняем! Не для себя, не для потехи, а для лесной своей аптеки!
Песня зайчат: Для компресса вот ромашка, ты на ножку положи, а потом бинтом покрепче да потуже завяжи. Наступай ты осторожно, очень быстро боль пройдёт,да, да, будешь бегать по дорожке, твоя ножка заживёт! – Есть много трав полезных, чтоб справится с болезнью, с болезнью любой! Из трав лесного царства отличные лекарства, помогут нам с тобой! (отдаёт мама светлячков ромашку).
Мама светлячков: Спасибо, дорогие звери за вашу заботу.
На полянку прилетели бабочки, успокоить светлячков своим танцем.
Танец бабочек.
Бабочка: - одуванчик золотой за неделю стал другой, а денёчка через два поседеет голова. Он может справиться с болезнью – одуванчик ведь полезный! (бабочки отдают светлячкам одуванчик).
Мама: Вот спасибо вам, зверята, поправились мои ребята! Рады дочка и сынок – мой любимый светлячок! Радо солнышко в реке! Рада речка на песке! Рады рощи и поля! Рады с нами вся земля!
Песня гимн – экологов.
(исполняют все герои сказки)
1. Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!
Припев: Люби природу – сказочную фею, за все её дары и чудеса! Нам лишь любить и восхищаться ею, в ответе мы за реки и леса!
2. В лучах ромашки солнечного цвета,
такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,
давайте же с природою дружить!
Припев:
3. Летят, звеня дождинки с небосвода.
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется - природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Припев.
На этом наша сказка закончилась. Я думаю, ребята, что вы будете не только любить природу, но и беречь её и охранять.
Поклон артистов. Представление артистов.
Экологическое шоу-викторина «Счастливый случай» в старшей группе №6 Антоненко Н.И.
Цель: Продолжать расширять знания по экологическому воспитанию детей; представить новую форму взаимодействия дошкольного учреждения -экологическое шоу.
Задачи:
1 Развивать артистические, пантомимические навыки детей. ("Социализация")
2 Воспитывать у детей бережное отношение к объектам окружающей среды, любовь ко всему живому. ("Познание")
3 Развивать познавательный интерес, любознательность детей. ("Познание")
4 Совершенствовать диалогическую речьдетей. ("Коммуникация")
Материал и оборудование: костюмы- белки, совы,дятла, клеста, Старика-Годовика; предметные картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, кормушка; предметные картинки с изображением белки, куницы, снегиря, клеста-еловика, зайца, бурого медведя;отвёртка, стамеска; магнитная доска; карточки для игры "Круглый год"; бумага, цветные карандаши,песочные часы,бочонки из игры "Лото"
Ведущий: Здравствуйте,дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом шоу-викторине "Счастливый случай" Сегодня вместе с нашими игроками мы отправимся в увлекательное путешествие в мир природы.В игре принимают участие две команды:команда "Берёзка" и команда "Ёлочка" Давайте поприветствуем их.А оценивать нашу викторину будет жюри: заведующая нашим детским садом, старший воспитатель. .
И так первый гейм "Разминка"
Команды должны за одну минуту ответить на максимальное количество вопросов. А жюри, при помощи песочных часов, засекают время и следят за правильностью ответов.
Вопросы для команды "Берёзка":
-Домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)
-Сколько времён года? (4)
-Дерево с зелёной корой? (Осина)
-Самое медлительное животное? (Ленивец)
-Самая маленькая птичка? (Колибри)
-Квартира лисы (Нора)
-Третий день недели? (Среда)
-Первый весенний цветок? (Подснежник)
-Первый месяц весны? (Март)
-Зимой и летом одним цветом? (Ель)
Вопросы для команды "Ёлочки"
-Сколько дней в недели? (7)
-Самое жаркое время года? (Лето)
-Дерево с белой корой? (Берёза)
-Зимняя квартира медведя? (Берлога)
-Самая большая птица? (Страус)
-Цветок для гадания? (Ромашка)
-Самое быстрое животное? (Гепард)
-Без рук,без топорёнка построена избёнка? (Гнездо)
-Что наступает после лета? (Осень)
-Колючее растение пустыни? (Кактус)
Молодцы, все старались! А кто победил,мы узнаем у жюри. (Слово жюри)
Продолжаем нашу викторину. И сейчас второй гейм "Бочонки-заморочки" Каждой команде предоставляется возможность достать бочонок с номером. Начнём с команды "Ёлочка"
(Участник команды достаёт бочонок и объявляет номер. Ведущий зачитывает вопрс с этим номером. Бочонки команды достают по очереди.)
1 Избушка новая, для всех столовая
Зовёт обедать,крошек отведать. (Кормушка)
(Внести кормушку,на которой закреплены фигурки птиц:зимующие и 2-3 перелётные)
Внимание вопрос: нет ли на кормушке "лишних" птиц? Если есть,назовите их.
2 Инсценировка: Сова и Белка
Белка:Тётушка Сова,тётушка Сова!
Сова: Ух-ху,ух-ху! Что случилось,малыш?
Белка:В нашем лесу такие чудеса! Зима на дворе,вьюжная,сердитая,а на нашей ёлочке птичка гнездо свила и птенцов вывела.
Сова: Никаких чудес нет. Эти птицы всегдав лютые морозы гнездятся
Белка: Чем же они кормят своих маленьких птенцов? Ведь насекомыепопрятались от холода.
Сова: А птенцов они выкармливают семенами хвойных деревьев,которые как раз к этому времени созревают.
Белка:Как же называются эти бесстрашные птицы?
Ведущий: Итак,вопрос: "Какие птицы выводят птенцов зимой?" (Клесты)
3 Инсценировка: Клёст и Дятел
Клёст:Смотрю, дятел,на твой нос и сравниваю со своим. Твой прямой,как стамеска,а мой,как две кривые отвёртки. И всё-таки мой,кривой, получше твоего прямого будет.
Дятел: И чего в нём,кривом, хорошего? Из-под моего прямого только щепки летят!
Клёст: В том-то и беда,что ты своей стамеской деревья портишь,а я отвёрткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, оно и прорастёт. Выходит,я лес сажаю,а ты его рубишь. И всё из-за твоего прямого носа.Полюбуйся на свои труды:деревья как испортил.
Дятел: Так это больные деревья. Я их от жуков разных спасаю вот этим самым носом. Не зря меня "лесным доктором" прозвали.
Ведущий: Внимание,вопрос: определите,на клюв какой птицы похож каждый из инструментов на подносе? (Отвёртка-на клюв клеста, стамеска_ на клюв дятла)
4 Вынести искусственную ёлку, магнитную доску с плоскостными фигурками животных.
Ведущий:Существует традиция в Новый год в каждомдоме наряжать ёлку. Но задумывались ли вы,что срубая ёлку,вы лишаете дома,убежища и источника корма многих лесных обитателей.
Внимание,вопрос:кто из лесных обитателей "дружит" с елью (клёст, белка, куница)
А сейчас жюри скажет нам кто победил во втором гейме.
Мини-гейм "Ты-мне, я-тебе"
Команды задают вопросы друг другупо очереди. Первый вопрос задаёт команда "Берёзка"
-Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
Вопрос команды "Ёлочка": Почему канарейку так называют? (Её родина-Канарские острова)
"Берёзка": Гирлянды маленьких беленьких колокольчиковвесной висят между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков-красная ядовитая ягода. Что это за растение? (Ландыш)
"Ёлочка": Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя-нежная и тёплая,как родная мать. Что это за растение? (Мать-и-мачеха)
"Берёзка":Это не человек,но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)
"Ёлочка":Кто из насекомых родится трижды, прежде чем стать взрослым? (Бабочка. В еёразвитии три стадии:личинка-гусеница-куколка)
Ведущий: А сейчас,пока, жюри подводит итоги, музыкальная пауза. Наши дети покажут "Танец с листочками"
После танца жюри подводит итоги.
Ведущий:А сейчас слово предоставляется жюри.
Итак,мы подошли к последнему гейму- "Гонка за лидером" Это испытание могут выдержать только самые смекалистые,сообразительные,а может быть просто удачливые игроки.
Вопросы команде "Ёлочка" Верите ли вы,что.
-Лимон- это фрукт (да)
-Орган вкуса у бабочки находится на усиках. (Нет,на ногах)
-Солнце-это звезда? (да)
-Синица- самая маленькая птица нашего леса? (Нет,королёк)
-Киви-это птица (да)
-У кустарника один ствол (Нет)
Вопросы команде "Берёзка" Верите ли вы,что.
-Тыква-это ягода (Да)
-Червей называют "слугами" земли (да)
-Луна сама не светит,а только отражает солнечный свет (да)
-Ворона-зимующая птица (нет, кочующая)
-Орган слуха у кузнечика на голове (Нет, на ножках)
-Ласточка роет нору в земле (да,береговушка)
Вот и закончилось наше шоу-викторина. Попросим наше уважаемое жюри подвести итоги и объявить победителя. (Слово жюри)
Ведущий: Сегодня мы только приоткрыли эту удивительную,полную тайн и загадок,книгу природы. Но каждый из нас должен помнить,что этот прекрасный и необьятный мир очень раним и хрупок. Мы должны с любовью и уважением относиться к природе. Любить каждый листик и зелёную травку, любить нашу Землю-этот цвет голубой.
А победителей ждёт награда.
?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"
Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...