Педагогическая находка "Лэпбук"
презентация к уроку (старшая группа)

Казанбиева Аминат Магомедовна

Муниципальное казённое образовательное учреждение Прогимназия «Орлёнок»

 

 

 

            Лэпбук

как инновационная технология обучения в условиях ФГОС

 

                                                                      Подготовила   Казанбиева А.М.

 

                                    Бабаюрт 2021 г.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда в группе. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Именно мы, педагоги, создаем условия в детском саду для полной реализации развития детей, их возможностей. Главная особенность организации образовательной деятельности ДО,  на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышения статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Современному ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир.  Воспитателю постоянно приходится находиться в поиске новых форм и методов организации образовательной деятельности и игрового пространства группы.

Как известно, при организации образовательного процесса в группе зачастую возникают проблемы при взаимодействии детей друг с другом: неумение включаться в совместную деятельность, принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера.

Все это приводит к конфликтам,  неумению доводить дело до конца. Причин этому много.

Определив для себя проблему, я занялась поиском современных эффективных методик и подходов в работе с детьми.

Одним из инновационных средств обучения сегодняшних дошкольников является лэпбук или иными словами тематическая или интерактивная папка.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет.

Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Цель создания лэпбуков: развитие познавательной активности и интеллекта детей.

Зачем лэпбук педагогу?

•структурировать сложную информацию

•развивать познавательный интерес и творческое мышление

•разнообразить даже самую скучную тему

•научить простому способу запоминания

•объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия

Замечательные возможности создания и использования лэпбука подтолкнули меня сначала сделать тематический лэпбук, на тему «Дикие животные» как методическое приложение к рабочей программе.

Лэпбук отвечает требованиям установленным федеральным стандартом к организации развивающей предметно-пространственной среды: информативен; многофункционален; имеет возможность применяться как индивидуально, так и группой детей одновременно (можно так же с участием взрослого как партнера); владеет образовательными свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру культуры; вариативен; его содержание и структура доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает экспериментирование; способствует вовлечению детей в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность.

Идеальный возраст дошкольника для начала занятий с лэпбуками — 5 лет.

Как же изготовить такое пособие?

На первом этапе подготовки необходимо выбрать тему лэпбука, просмотреть необходимую литературу по данной теме.

Сложность тематической папки зависит от возраста, интересов и потребностей дошкольников. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Дикие животны». А можно взять какое-нибудь конкретное животное  и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

При создании лепбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Второй этап – составление плана

  • Организация материала:
  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

Третьим этапом будет изготовление макета и оформление в натуральную величину. Это необходимо для того, чтобы мы могли реально оценивать площадь лэпбука и размещение его наполнения.

Лэпбук  разделяется на четыре основные части: познавательная, игровая, творческая и художественно-литературная.

Далее начинаем подбирать материал к каждой части лэпбука.

  •  В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям, эту часть, как правило, рассказывает и объясняет взрослый (рассказ о животных (городе, явлениях природы и т.д.), показ иллюстраций.
  • Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал (здесь могут быть «игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и многое другое). 
  • Творческая часть подразумевает собой то, что могут выполнить дети самостоятельно или совместно с родителями, это может быть фото на фоне своего дома, природы, в зоопарке и т.д., это могут быть всевозможные раскраски, задания по теме лэпбука.
  • Художественная часть подразумевает собой подбор сказок, рассказов, стихов, музыки по теме лэпбука. Элементы наполнения могут дополняться и меняться в соответствии с выбранной темой лэпбука.

    Четвертый этап  - презентация лэпбука.

Важно помнить:

1)     что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала.

2)     наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заланимированы или обклеены скотчем.

3)     наполнение должно быть интересным для ребенка, нести не только игровой, но и обучающий характер. Не стоит забывать, что лэпбук – это средство ОБУЧЕНИЯ, а не игра, то есть в нем должен содержаться познавательный материал, закрепление которого происходит посредством игр.

4)     Лэпбук – это совместное творчество взрослого и ребенка, то есть, дети должны быть привлечены к изготовлению лэпбука.  Например, предоставление фотографий по тематике лэпбука, сочинение рассказа, сказки по теме лэпбука и другое.

5)     Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей.

Дети дошкольного возраста с удовольствием используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, а также в совместной деятельности с педагогом.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддержание интереса,    уверенности в успехе)

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду. Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты.

Жизнь – это движение к цели. Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти вперёд, а не стоять на месте. Сегодня одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика профессионального застоя.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_lepbuk1.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия " Орленок« Педагогическая находка « Лэпбук как инновационная технология обучения дошкольников в условиях ФГОС» Подготовила старший воспитатель Казанбиева А.М.

Слайд 2

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко . Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки . Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.Научной литературы по технологии « лепбук » на данный момент нет.

Слайд 3

Что такое лэпбук ? « Лэпбук » ( lap – колени, book - книга ) Лэпбук - интерактивная, тематическая папка. Лэпбук – сравнительно новое средство.

Слайд 4

Цель создания лэпбуков : развитие познавательной активности и интеллекта детей.

Слайд 5

Зачем лэпбук педагогу? •структурировать сложную информацию •развивать познавательный интерес и творческое мышление •разнообразить даже самую скучную тему •научить простому способу запоминания •объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия .

Слайд 6

Как же изготовить такое пособие? Первый этап – выбор темы; Второй этап – составление плана; Третий этап - изготовление макета и оформление в натуральную величину; Четвёртый этап – презентация.

Слайд 7

1.Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности; 2.Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку! 3. Помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно, если ребёнок визуал ) 4. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал; 5. Это просто интересное и творческое занятие.

Слайд 8

Практическая значимость Лэпбук можно использовать: при изучении новой темы; при закреплении полученных знаний; в свободной деятельности детей; как итог проекта; в работе с родителями.

Слайд 9

Создание лэпбука - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку : организационную (экскурсии, походы ) техническую (фото, видео ) информационную (сбор информации для лэпбука ) мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе ) Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребенка

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...