Социокультурное развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем
статья

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия» для их развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnoe_razvitie_starshih_doshkolnikov.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурное развитие старших дошкольников

в процессе ознакомления с родным краем

Материал разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 303»

 Сметова Юлия Вениаминовна.

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия» для их развития [14].

В психолого-педагогической литературе старший дошкольный возраст характеризуется периодом роста умственных сил, «интеллектуализацией чувств» (Л.С. Выготский), ребёнок пробует себя в различных начинаниях, бурный рост всего организма толкает его к получению новых впечатлений. Дошкольный этап детства в целом обозначается как самоценный период, во время которого ребёнок овладевает социальным пространством человеческих отношений, что происходит в процессе общения со взрослым и со сверстником, как через игровые взаимодействия с ними, так и через реальные.

Дошкольник, осваивая мир вещей, предметов и явлений, начинает понимать, что многие из них существуют постоянно, и в ходе систематического обращения к ним, становятся привычными, близкими, а затем необходимыми — так ребёнок начинает испытывать ценностное отношение к окружающему [1].

К старшему дошкольному возрасту он постепенно обучается обращённости «на другого», у него развивается способность к идентификации с людьми, с человеческим родом, он начинает чувствовать свою принадлежность к малым (к семье, к группе детского сада, к группе товарищей) и в общем плане, хотя и довольно условно, к большим (Родина, страна, Россия, планета Земля) социальным группам.

Таким образом, социально-личностное развитие ребёнка так или иначе связано с его культурным развитием в связи с тем, что его формирование происходит в конкретном обществе, при определённой социальной ситуации развития, которая имеет соответственное культурное оформление. Культура взросло-детского сообщества формирует мораль, ценности и нравственное поведение его членов, а их мораль и поведение, в свою очередь, образуют и преобразуют саму культуру, в которой они живут.

В дошкольном детстве процесс социокультурного развития личности наиболее полно происходит в специфических видах детской деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, в художественно-эстетической, общения. В игре, как ведущей деятельности, ребёнок проявляет себя как исследователь, творец, действует инициативно и самостоятельно, если педагог создаёт для этого соответствующие условия. Мы выявили, что компонентами социокультурного развития старших дошкольников являются эмоционально-мотивационный (аффективный), когнитивно-ценностный (информационный) и культурно-творческий (поведенческий);

Эмоционально-мотивационный (аффективный) — определяет степень направленности личности на деятельность, на Другого (взрослого, ребёнка);

Когнитивно-ценностный (информационный) — выявляет степень информированности о культурно-смысловых жизненных приоритетах изучаемых социумов; формирование ценностных ориентаций через отбор ценностей и отношение к ним;

Культурно-творческий (поведенческий) — определяет умение применять в коммуникации правила общения, преобразовывать окружающую действительность, основываясь на общечеловеческих и национальных ценностях и уважительном отношении к культурным традициям («вступать в диалог» в широком смысле слова)[28].

Критериями социокультурного развития старших дошкольников были определены: направленность на деятельность, сопереживание героям сюжетов; наличие представлений об окружающем мире и умение отбирать ценностные ориентиры, любознательность; проявление социальной инициативы в поступках и делах, способность преобразовывать действительность.

Современная социокультурная ситуация, сложившаяся в нашей стране в последние десятилетия, оказывает непосредственное влияние на социокультурное развитие ребёнка дошкольного возраста, которую можно охарактеризовать следующими особенностями:

1. Большой открытостью мира и доступностью его познания для ребенка, большим количеством источников информации: телевидение, интернет, большим количеством игр и игрушек и агрессивностью доступной для ребенка информации, необходимостью поиска новых направлений взаимодействия с семьями детей.

2. Культурной неустойчивостью окружающего мира, смешением культур в совокупности с многоязычностью: разностность и иногда противоречивость предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к окружающему миру. В данной социокультурной ситуации актуально не столько вооружить детей готовыми образцами поведения, но и сформировать у них базовую систему ценностей, основу морального, нравственного поведения ребенка в течение всей жизни миссии[6].

3. Быстрой изменяемостью окружающего мира, которая выражается в новой методологии познания мира, овладением ребенком комплексным инструментарием познания мира, пониманием важности и неважности (второстепенности) информации, усилением роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних источников познания и в соответствии с этим, отбором нового содержания дошкольного образования.

4. Агрессивностью окружающей среды и ограниченностью механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся условиям, наличие многочисленных вредных факторов негативно влияющих как на физическое, так и психическое здоровье ребёнка.

Социокультурное развитие ребёнка дошкольного возраста зависит, прежде всего, от тех изменений, которые происходят в мировом образовательном пространстве, появлении нового технологического уклада мыслительной деятельности, новых целевых ориентирах деятельности дошкольного образования, физиологических изменений в самом ребёнке, появлении детей с новым типом сознания. Мы живём, по выражению Г.Асмолова, в «век перемен» и перемен кардинальных.

Современный ребёнок требует новых подходов своего образования и воспитания. Современный ребёнок дошкольного возраста значительно отличается от своих сверстников, родившихся 20 – 30 лет назад: это дети с другими физиологическими характеристиками, выражающимися в повышенной потребности к восприятию информации, постоянно ищущие возможности ее удовлетворения, большим объемом долговременной памяти, высокой проходимостью оперативной, что позволяет воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени[44].

Например, у современного дошкольника выше уровень интеллекта: дети 6 лет справляются с заданиями, рассчитанными ранее на детей 7-8 лет. Дети не испытывают стресса при контакте с техникой, компьютером, мобильным телефоном. У современных детей развит «рефлекс свободы» (система отношений доминирует над системой знаний). Если раньше у ребенка был хорошо развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослым, то современные дети сами выстраивают стратегию своего поведения. На смену вопросу «почему?» пришел вопрос «зачем?». Современные дети испытывают трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, сдвиг в балансах торможения и возбуждения привёл к появлению большого количество агрессивных, гиперактивных, а также, застенчивых, пассивных детей; дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы (уникальность личного социального опыта, социокультурной ситуации), мыслительные операции развиваются комплексно: они мыслят блоками, модулями, но не могут объяснить, как сделал, воспринимают мир целостно, интуитивно выстраивая отношения между объектами и явлениями [20].

Таким образом, можно констатировать, что на социокультурное развитие современного дошкольника оказывают влияние национальная культура, территориально - географические, этнорегиональные особенности того региона и того общества в котором живёт ребёнок, а также, изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве, состояние современной социокультурной среды нашего государства, мезофакторы и микрофакторы.

В системе дошкольного образования за последние годы произошли существенные изменения. Это связано, прежде всего, с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобразования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.). В основных общеобразовательных программах дошкольного образования («От рождения до школы», «Истоки», «Детство» и др.) выделена образовательная область «Социализация», которая направлена на присвоение ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, формирование начал гражданственности, любви к своей семье и Родине как основы формирования его самосознания. Значимость такого направления продиктована жизнью. В настоящее время доказано, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы самосознания[10].

В обществе все отчетливее оформляется убеждение, что цели воспитания необходимо выстраивать как трансформацию культуры.

Сегодня обществу нужна духовно и нравственно развитая личность с высоким потенциалом, умеющая сохранить, уважать традиции, обычаи своего народа. Это требует придания современному образованию этнокультурной направленности. Этнокультурное образование связано с изучением родного языка, истории своего народа, сохранением культурных традиций своего близкого социального окружения, воспитание на этой основе уважительного отношения к ним.

Созданные за последние годы вариативные программы дошкольного образования строились на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет ценностей и традиций в духовно-нравственном и эмоциональном образовании и рассматривается как приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

Выдвижение культурологического подхода означает, что знание и средства их преподнесения обеспечивают приобщение детей дошкольного возраста как к общечеловеческой, так и национальной культуре.

Эту позицию разделяют в своих трудах К.Д. Ушинский, Е.В. Бондаревская, Р.М. Чумичева, М.И. Богомолова. Культурологический подход в построении образовательного процесса предполагает:

- обращенность к общечеловеческим ценностям;

- обращенность к национальным традициям и ценностям, поскольку человек развивается как личность в контексте этнокультуры;

- обращенность к личности, ее индивидуальности, творческому потенциалу, ориентированность на человека, который в своем индивидуальном развитии становится субъектом культуры, собственной жизни[12].

В современных условиях социальное развитие происходит под влиянием разных факторов и является результатом «врастания ребенка в культуру» (Л.С. Выготский).

Эффективным средством социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста является краеведение.

В современных условиях под краеведением понимается комплекс научных дисциплин разных по содержанию и частным методам исследования, но в целом ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию родного края.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов: В законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Детское краеведение не может не заинтересовать воспитателей, поскольку несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциалмиссии[27].

Широкие возможности, открывающиеся в рамках краеведения, вместе с тем возлагают и определенную ответственность на воспитателя, ведь его главная задача состоит в том, чтобы знания, передаваемые детям, в конечном счете, стали основой духовности, правильного эмоционального восприятия окружающей действительности.

Одним из первых условий успешной краеведческой работы в детском саду будут глубокие знания самими воспитателями истории своего края, владение методикой его изучения.

Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала во всех видах деятельности с детьми:

- специально организованной (занятия познавательного цикла (игры-занятия, игры- эксперименты и т. д.);

- совместной (экскурсии, проблемные ситуации, исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность, интегрированные занятия, акции природоведческого характера и т. д.);

- самостоятельной (игровая, трудовая, общение и т. д.).

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии[3].

Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

- Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОО.

- Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

-  Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

- Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Остановимся более подробно на виртуальных экскурсиях.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий, воспитатель может столкнуться с рядом проблем.

Первая и главная проблема — это отсутствие подключения к сети Интернет. В данном случае на помощь могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим воспитателем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных экскурсий, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что я сама могу отбирать нужный мне материал, составлять необходимый маршрут, изменять содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, архитектурные памятники, фотографии[12].

В этом и проявляются особенности проведения виртуальных экскурсий, как с использованием ресурсов среды Интернет – непосредственно при использовании интерактивной доски, так и без подключения к данной среде, - в этом случае необходимо подготовить мультимедийную презентацию [19].

На наш взгляд, виртуальные экскурсии являются эффективной формой организации работы по ознакомлению дошкольников с Санкт - Петербургом и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:

- они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, отчего значительно повышается познавательная активность детей;

- помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, ведь сам процесс восприятия преподносимого материала становится намного увлекательнее;

- способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы.

Важное условие успешной работы по краеведению - перспективное планирование краеведческой работы во всех возрастных группах детского сада с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей.

Развивающая среда является главным фактором, способствующим успешному развитию ребенка. Поэтому необходимо создать такую среду, которая будет способствовать познавательному, эколого- волеологическому, нравственно- патриотическому и эстетическому развитию детей.

Развивающая эколого-краеведческая среда состоит из следующих базовых компонентов: экологический кабинет (живой уголок, лаборатория, библиотека, зона коллекций); краеведческая комната, земельный участок (зоны наблюдений, экспериментов, экологическая тропа и т. п.).

Главная цель работы по краеведению - способствовать воспитанию чувства национальной гордости, воспитанию любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране[19].

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, характерных для определенного дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:

1. Формировать первичные представления о себе и своей семье.

2. Дать первые представления о родном поселке.

3. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе.

4. Воспитывать уважение к труду взрослых.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

1. Познакомить детей с основами истории, географии, биологии, культуры родного поселка, района, области.

2. Способствовать развитию склонности детей к элементам исследовательской деятельности.

3. Способствовать формированию навыков природоохранной деятельности.

4. Стимулирование детей к отражению полученных знаний о своей Родине в творческой и практической деятельности.

Предметами и объектами изучения для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются: я и моя семья, мой дом, моя улица, мой детский сад, мой поселок, родная страна, растительный и животный мир, неживая природа, времена года, наши праздники, интересные люди.

Старшие дошкольники изучают: географическое положение, символику родного края, историю, промышленность, сельское хозяйство, природные зоны, растительный и животный мир, водоемы, почву, климатические условия, природные достопримечательности, интересные места, интересных людей.

Основные формы организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Основными формами работы с детьми дошкольного возраста по краеведению являются:

- чтение художественных и познавательных текстов,

- рассказы воспитателя,

- игры,

- встречи с интересными людьми,

- экскурсии,

- просмотры видеофильмов,

- практические работы,

- викторины,

- праздники [36].

В эколого- краеведческой работе с детьми используются методы, рекомендованные кандидатом педагогических наук Николаевой С. Н.:

- метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ; - наблюдение;

- метод отраженной природы (изодеятельность, конструирование, музыкальное воспитание и т. д.);

- словесно-литературный (диалог, монолог воспитателя, логическая беседа).

Так же используются специфические методы (Ясвин, Дерябо): отождествление, эмпатия, рефлексия, ретуализация, метод экспектации (отражение).

В работе с детьми по краеведению широко применяются:

- частично - поисковые и эврестические методы, использующиеся для подготовки дошкольников к самостоятельному решению познавательных проблем;

- исследовательские методы

- способы организации поисковой творческой деятельности по решению новых для них познавательных проблем;

- метод стимулирования и мотивации (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);

- метод самостоятельной познавательной деятельности;

- метод социального проектирования- система интегрированных процедур в образовательном процессе.

Одним из немаловажных условий в краеведческой работе является тесная взаимосвязь с родителями, активное включение их в педагогический процесс (родительские собрания, участие в акциях, творческие конкурсы, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах и т. п.).

Благодаря совместной работе дети начинают воспринимать родителей как друзей и союзников, с которыми надежно и интересно. Родители, участвующие в мероприятиях учатся понимать чувства ребенка, его точку зрения, видеть его возможности.

Установление прочных связей с социумом значительно повышает уровень краеведческой работы. Внешние связи должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов. В рамках осуществления взаимодействия с социумом воспитанники:

- посещают музеи, библиотеки, школы;

- участвуют в конкурсах (поселковых, районных, Всероссийских);

- участвуют в спортивных соревнованиях;

- встречаются с интересными людьми края.

Грамотно организованная краеведческая работа позволит детям получить большой запас знаний, почувствовать себя активными участниками в жизни края и поможет искренне полюбить свою Родину.



Список использованной литературы:

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное

образование –2005. — № 4. — С. 23.

2. Андрюнина А.С. Формирование ценностного отношения к малой

родине у детей дошкольного возраста (в формате программы «Грани Урала»)

// Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной

Всероссийской научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во

Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. С. 67-71.

3. Асмолов, А. Г. Стратегия социокультурной модернизации

образования: на пути к преодолению кризиса идентичности. М.: Вопросы

образования, № 1, 2008.

4. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации

патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.

//Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412

5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников /

Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.

6. Вартапетова А.А. 2012. Воспитание социокультурных качеств у

участников хореографических коллективов в учреждениях дополнительного

образования детей на общечеловеческих ценностях: Автореф. дисс….

кандидата пед. наук. М.

7. Губанова Н.Ф. 2012. Реализация принципа интеграции в процессе

общения взрослого и ребенка//Детский сад: теория и практика. № 5. С. 98 – 112

8. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет:

Методическое пособие / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: ТЦ Сфера,

2007. – 224 с.

9. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика.– М.: ТЦ

Сфера. – 2006. – 416с.

10. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени/ Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 58-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"

Цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, ...

Формирование информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Цель – создание условий для формирования информационной компетентности у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.Задачи:Способствовать  исследовательскому поиску зн...