ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в ДОУ
презентация

Каравайкина Мария Владимировна

ТРИЗ технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya-triz.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду» Подготовила воспитатель Каравайкина М.В.

Слайд 2

Что же такое ТРИЗ? Т-теория Р- решения И- изобретательских З- задач

Слайд 3

автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер . (15.10.1926 - 24.09.1998) Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но вначале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады.

Слайд 4

Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, - развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Слайд 5

В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, хорошо, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая .

Слайд 6

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность .

Слайд 7

Согласно теории ТРИЗ творчески одарённые личности составляют - дети в 5 – летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов, а в 7 –летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%.

Слайд 8

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НОД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Индивидуальная работа с детьми Физкультминутки Вечера развлечений

Слайд 9

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

Слайд 10

Методы и приемы ТРИЗ Прогнозирование Противоречие Эвроритм «Да- нетка » Метод системный анализ Метод фокальных объектов Метод маленьких человечков (ММЧ) Метод мозгового штурма Метод каталога Творческие задачи Морфологический анализ «Картинки без запинки»

Слайд 11

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть. 1.Игра «Найди своих друзей» - на формирование умения выявлять функции объекта У каждой группы свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка. Необходимо объединить всех, кто : 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. 2.« Повторяка » Педагоги выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные педагоги «примеряют» эту функцию на себя: Я – лягушка. Я умею прыгать. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д. Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

Слайд 12

Предлагаю вам 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предлагаю объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки. В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.» Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

Слайд 13

« Да-нетка » – Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет? – Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно. И т.д., пока слово не будет угадано.

Слайд 14

Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный .

Слайд 15

Ситуативные ситуации по сюжетам сказок Некто пострадал из-за собственной щедрости « Заюшкина избушка» Он много хвалился, за что и поплатился «Колобок» Он её освободил, потому что полюбил «Царевна- лягушка» Она молчала, потому что любила «Дикие лебеди» Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашел «Золушка» Они ушли, она пришла. Они пришли, она ушла. «Три медведя»

Слайд 16

"Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста). Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры. В: Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

Слайд 17

Игры на умение выявлять ресурсы объекта "Робинзон Крузо" (старший дошкольный возраст). Цель: Учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации. Правила игры: Воспитатель рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке, в лепке, придумать сказку или рассказ и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

Слайд 18

Ход игры: В : Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека? Д: Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти. В: Молодцы! Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества карандашей . Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи? И так далее.

Слайд 19

Ознакомление с окружающим миром. В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело. В: Огонь - это плохо. Почему? Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде. Живая система. В: Листопад - это хорошо? Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами. В: Листья под ногами - плохо. Почему? Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

Слайд 20

Изодеятельность . В: На что похожа коробка цветных карандашей? Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…) В: На что похожа кисть? Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок). Ознакомление с окружающим миром. В: На что похож светофор? Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон. В: Почему на магнитофон? Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Слайд 21

Развитие речи (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов). В: На что похожа иголка? Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки. В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические. Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая. Звуковая культура речи (при совершенствовании умения различать на слух звуки языка). В: На что похож звук "Р"? Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки. В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе. «ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»

Выступление на педагогическом часе.«ТРИЗ. Его инструментарий в применении к НОД в детском саду»...

Технология ТРИЗ, как инновационный инструментарий развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

ТРИЗ - это развитие  у детей творческого мышления, развитие творческой индивидуальности, готовой решать своеобразные проблемы из разных сфер жизни. ТРИЗ даёт возможность для снятия психологически...

Анализ ТРИЗ и способы его применения в дошкольном образовательном учреждении

Презентация  представляет информацию о методах ТРИЗ технологии и способов их использования в работе с дошкольниками....

Дидактические игры по ТРИЗ (для Программы по применению технологии ТРИЗ в ДОО).

В этом документе собраны и представлены дидактические игры и пособия, изготовленные мной для применения технологии ТРИЗ в образовательном процессе ДОО (старший дошкольный возраст)....