Конспект организованной образовательной деятельности "Спеши делать добро". Старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Егорченкова Наталья Николаевна

Сформировать у воспитанников представления о добре и милосердии, закреплять навыки доброжелательного отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_speshite_delat_dobro_egorchenkovann.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1г.Вязьмы Смоленской области

http://pravda26.ru/images/cms/data/speshite_delat_dobro_1.jpg

Конспект организованной образовательной деятельности

 "Спешите делать добро".

Старший дошкольный возраст

                                      Составила и провела  Егорченкова Наталья Николаевна

2021

     Цель:

сформировать у  воспитанников  представления о добре и  милосердии, закреплять навыки доброжелательного отношения.

Задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе при общении с людьми, доброжелательное отношения к  сверстникам.

2. Познавательное развитие – формирование представлений о «добрых» и «злых»поступках, развитие интереса детей к социальному развитию.

3. Речевое развитие – упражнять в развитии связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4. Художественно – эстетическое – развивать художественное представления детей, воображения и представления.

5. Физическое развитие – выполнить упражнения направленные на развитие внимания, мелкой моторики рук.

Материалы и оборудование:

1. Макет «Дерево доброты».

2. Проектор

3. Ноутбук

4. Иллюстрации сказочных персонажей в презентации (Иван-царевич,       Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка,  Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)

 5. Красные и зелёные фишки по количеству детей

 6. Интерактивная игра «Хорошо-плохо» (в презентации)

 7. Песенки «Дорога добра»«Песенка о доброте».

 8.Рисунки с ситуациями для обыгрывания.

ХОД  ООД.

(Звучит спокойная музыка)

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей, делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

А. Лесных

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! Что особого мы сейчас  сказали друг другу?

Просто здравствуйте, – больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СПАСИБО. ПОЖАЛУЙСТА.

Эти слова всем нам известны с самого раннего детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой?

Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми. Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на занятии, послушайте, пожалуйста, притчу:

Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот она и обратилась к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место.… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

-Вот, выбирай,- сказал волшебник.- одну зовут Радость, другую- Удача, третью Красота, четвертую- Печаль, пятую Доброта.

- Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбрать…

-Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Доброту?

-Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте. Она так и называется

 « Спешите делать добро».

Сегодня наше занятие мы посвятим самым важным и нужным качествам человека – это доброте и вежливости.

Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он состоялся как Человек.

И сегодня я предлагаю вам поговорить о доброте, о добре и добрых поступках.

Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души).А теперь  откройте глаза, посмотрите: у нас в группе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Воспитатель: Ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”

В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное, красивое, например: весна, солнце, улыбка, воспитатель.

Противоположное добру – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать индийскую сказку

«НАГРАДА».

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:

– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.

Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.

Тигр выскочил наружу и говорит:

– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!

Страшно стало путнику.

Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?

– Она и есть, – ответил тигр.

– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.

– Давай, спросим кого-нибудь, награда это или нет.

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:

– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет  время  уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.

– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.

– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.

– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь я тебя точно съем!

– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.

– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Воспитатель: Чему учит нас эта сказка?

Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.

Зло – Добро. Это слова с противоположным значением.  В русском языке они называются антонимами.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Давайте создадим группы по 3 человека. Теперь я каждой тройке раздам по конвертику с нарисованными ситуациями. ( Воспитатель описывает игровую ситуацию  и сценку , которую нужно разыграть). Вспомните, пожалуйста, что сначала вам нужно сделать между собой, о чем договориться, чтобы разыграть эту сценку. Правильно, нужно распределить роли. И только теперь можно придумывать слова, которые вы будете говорить друг другу.

(Раздаю конверты, зачитываю задание детям).

Можно приступать.

(Каждой подгруппе помогаю советом, если нужна помощь).

1 конверт с рисунком: Мама, папа и двое детей собираются в гости. "Мама" и «папа» должны объяснить "детям", как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

2 конверт с рисунком : Вы стоите в очереди в магазине. Перед вами еще три человека, но вы очень спешите и вам нужно очень быстро купить подарок, чтобы не опоздать на день рождения. Как вы поступите в данной ситуации, что нужно сделать или сказать, чтобы очередь вас пропустила?

3 конверт с рисунком : Три девочки играют в куклы. Другая девочка тоже хочет с ними поиграть. Что для этого нужно сделать или сказать??

4 конверт с рисунком : Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Разыгрываются сценки.

Воспитатель: О чем мы сейчас с вами увидели сценки? Правильно, о хороших манерах и поступках.

 Обсуждение и выводы.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитатель: Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

Мы с вами теперь знаем что же такое доброта. Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, уважение. Все это и многое другое, о чем мы с вами сегодня говорили и есть доброта. Доброта есть в каждом из вас. А что же нам нужно сделать, чтобы доброта поселилась у нас в  группе ? Как вы думаете, существуют ли какие-нибудь правила доброты?

1.Прощать ошибки других.

2.Не жадничать.

3.Жалеть других.

4.Не завидовать.

5.Помогать людям.

6.Делиться последним с другом.

7.Защищать слабого.

8.Прощать ошибки другим.

Воспитатель: Так почему же мы должны спешить делать добро?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,

А завтра – не настало.

Есть лишь идущий час,

И этого немало!

Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.

Воспитатель: Скажите, а где всегда добро побеждает зло? Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. (На слайдах показываю героев сказок).

- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка,  Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба Яга, Мальвина)

А кто чаще всего совершает добрые дела в сказках? (волшебники)

- Скажите, только волшебники могут делать добрые дела?

- Послушаем, какие добрые дела можете сделать и вы.

Воспитатель: задание «Наши поступки».

А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.

1. Твой друг заболел, не ходит в детский сад, как ты поступишь ?

( буду навещать его, расскажу о жизни в  детском саду, принесу ему альбом, нарисую  вместе с ним  по его просьбе, постараюсь поднять его настроение ).

2.Расскажи, как в нашем  группе  мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в  группе ?

( Иногда мальчики обижают девочек. Мне кажется, у нас есть в  группе есть « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем ).

3.Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия?

( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)

4.Часто ли в нашей группе  оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?

( Иногда оскорбляют, чаще всего мальчики. Мне не нравится такое поведение. Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили )

5.Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь играть тогда, когда отдашь мне свою машинку». Прав ли Антон ?

( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам думаю , что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )

Воспитатель: Мы часто говорим о хороших людях. Что значит добрый человек? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добросовестный, и т.д.) Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Ребята, а какие добрые дела совершали вы?

(Ответы детей.)

Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.  Игра «Хорошо-плохо».

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Воспитатель раздает детям фишки двух цветов - красного и зелёного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки - фишки зелёного цвета; плохие поступки - фишки красного цвета (по методу светофора: можно-нельзя). Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие                                        Хорошие

1) порвал блузку;                     1) защитил слабого;

2) обидел друга;                       2) проведал больного друга;

3) поссорился с мамой;            3) обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка;         4) помог младшей сестре одеться

5) ударил котенка;                    5) накормил котенка, пожалел его.

6) разрушил птичье гнездо.      6) повесил кормушку, насыпал корм для птиц

Воспитатель подводит итоги.

Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Читает  Маша Петрова.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал).

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил счет.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу. Не влечёт.

Воспитатель: Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Воспитатель: приведите примеры доброго отношения людей.

(Высказывания детей.)

Воспитатель: А сейчас мы проведём аукцион пословиц и поговорок.

Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте  оценим  следующие высказывания о поведении человека, об общении.

Каждую пословицу обсуждаем обязательно.

Злое слово ранит, а доброе лечит.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Добрые дела красят человека.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Жизнь дана на добрые дела.

Ни одежда украшает человека, а его добрые дела.

Доброе сердце лучше богатства.

Без добрых дел нет доброго имени.
Воспитатель: по результатам  ваших оценок  можно сделать вывод: вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду, делаете много добрых  поступков. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

Воспитатель: можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.

Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.

Читает Рома Климов:

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Воспитатель: И в заключение, пускай сегодня в нашей группе вырастет  «Дерево доброты», а плоды его – это ваши добрые пожелания всем нам, нашим гостям. (Дети подходят к дереву и произносят  добрые слова -пожелания ).

Воспитатель: Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

Всем пожелать здоровья,

Надежды, веры, доброты.

Пусть будет дом согрет любовью

И все исполнятся мечты!

Итог занятия: (Звучит спокойная музыка).

Дети, закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекается теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце! Мысленно поместите все добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Всё плохое растворяется, уходит из ваших сердец. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обдувает тёплый ласковый ветерок. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой ! Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу

добрые мысли.

Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас.

Воспитатель: Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”

- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

– Если вы здоровы и добры – вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам.(Звучит  песня  «Творить добро….»

Благодарю детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Добрые ладошки»

Цель: сформировать у детей чувство любви к своей Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества. Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, волонтерство.За...