Программа по нравственному- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста " Маленькие волшебники".
рабочая программа

Егорченкова Наталья Николаевна

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkie_volshebniki.docx71.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад № 1 г. Вязьмы Смоленской области                                                                                                              (МБДОУ д/с № 1 г. Вязьмы Смоленской области)

Принято на заседании педагогического совета МБДОУ детского сада № 1 г. Вязьмы Смоленской области                                протокол № 1 от 30.08.2018

Согласовано с Советом родителей (законных представителей) воспитанников,  протокол № 1 от 30.08.2018

УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ д/с № 1 г. Вязьмы Смоленской области                                  от 01.09.2018 №78/01-08

Программа                                                                                                                        по нравственно-эстетическому развитию детей  старшего дошкольного возраста

«Маленькие волшебники».  

Воспитатель: Егорченкова Н.Н.

Оглавление

 1.Целевой раздел  программы  «Маленькие волшебники».

1.1.Пояснительная записка к программе «Маленькие волшебники».

 1.2.Цель и задачи программы «Маленькие волшебники».

1.3.Планируемые результаты программы.

 1.4. Участники  реализации программы «Маленькие волшебники».

 1.5.Формы и расписание  занятий.

 2.Содержательный раздел программы «Маленькие волшебники».

 3.Организациооный раздел.

 3.1. Ресурсное обеспечение программы.

3.2.Планирование образовательной деятельности.

Приложения.

Введение.

 Программа «Маленькие волшебники» направлена на формирование нравственных  и эстетических качеств личности ребёнка, культуры поведения в социуме и воспитание культуры. В программе «Маленькие волшебники» сформулированы цели и задачи нравственного- эстетического  воспитания, воспитания культуры поведения. Залог успеха воспитательного процесса неразрывно связан с жизнью и трудом. Задачи воспитания культуры поведения, рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде вполне конкретных требований: привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определённых элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром; формирование начальных элементов трудового воспитания. Понятие «Культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое общение в общественных местах и в быту. Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило,  небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить. Что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Культура поведения, умение вести себя правильно, красиво, вежливо, внимательно в обществе это фундамент нашей программы. Важнейшим условием реализации программы «Маленькие волшебники» является создание развивающей и эмоционально-комфортной для ребёнка образовательной среды. При выполнении этого условия нашими педагогами используются в работе с детьми самые разнообразные формы, способы, методы и средства. Сюда  относим индивидуальную, подгрупповую и групповую формы работы, как во время проведения занятий, так и в режимных моментах и в проведении трудовой деятельности, а так же совместные игры со сверстниками (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные), самостоятельная деятельность детей и совместная деятельность педагога с детьми, беседы и многое другое.

Культура поведения – эта существенная часть нравственного воспитания. Программа «Маленькие волшебники» разработана для воспитания культуры поведения: умения вести себя в общественном месте (в группе, в гостях, на улице, в транспорте), в домашних условиях. Кроме того перед дошкольниками стоит и другая задача: овладеть общими правилами, связанными с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность, аккуратность), с культурой общения (вежливость, аккуратность, культура речи). Соблюдение этих правил диктует сама жизнь, жизнь образовательного учреждения, группы. Большую роль в воспитании культуры поведения играет обстановка группы: санитарно-гигиеническое состояние здания и эстетическое оформление приёмной комнаты, группы, коридора, их оборудования. Чистая групповая комната, рационально расположенная  мебель, яркие, красивые, хорошие игрушки, всё это способствует воспитанию привычки к порядку. Чистота и порядок в группе дисциплинируют их, приучают к аккуратности и бережливости. Взрослые – педагоги, родители,  социальное окружение являются образцом для подражания у детей. Следовательно,  взрослым стоит постоянно следить за своим поведением и самим соблюдать все правила этикета, культуры поведения в обществе. В своей работе педагоги используют самые разнообразные методы: словестные ( художественное слово в режимных моментах, чтение художественной литературы и т.д.) наглядные (рассматривание иллюстраций, просмотр мультипликационных фильмов по теме), практические (создание игровых ситуаций, проблемных моментов, проектов, экспериментов, трудовая деятельность- поручения, дежурства, создание совместных с родителями праздников, создание альбомов и т.д.) Всё, что создаётся руками ребёнка, осмысленно и осознанно им самим остаётся глубоко в памяти, а значит, даёт свои плоды. Наша главная задача помочь ребёнку прочувствовать ситуацию, пропустить через себя, сделать своими руками, поставить себя на место другого, только тогда мы получим желаемый результат. Педагоги стремятся заботиться,  прежде всего,  о максимальном активном участии каждого ребёнка в той или иной деятельности, оставляя для себя лишь роль «дирижера».

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
  1. Пояснительная записка.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Вы дающийся педагог Макаренко А.С. отмечал, что взрослые воспитывают ребенка не только, когда с ним разговаривают, но и когда радуются, общаются с другими взрослыми, читают газеты. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных систем существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями. Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". Программа реализуется с учетом национально-культурных условий.

1.2.Цели  и задачи.

 Цель: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета.

 Задачи: - воспитывать умения быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками; - воспитывать умение выполнять правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре и т.д.);

 - формировать ценностное отношение к традициям, нормам и правилам поведения в обществе взрослых и сверстников;

 - развивать устойчивую положительную самооценку дошкольников;

 - развивать самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур;

- формировать представления о традициях, правилах и нормах поведения в семье;

- совершенствовать навыки общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Отличительные программы.

Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутри личностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

 1.3.Планируемые результаты.

 Личностные качества: эмоционально отзывчивый, откликающийся на эмоции сверстников и взрослых; сопереживающий близким и окружающим его людям, персонажам сказок, историй, рассказов. Интеллектуальные качества: умелое применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации преобразовывая способы решения задач (проблем). Физические качества: устойчивая потребность в выполнениигигиенических процедур; аккуратности во время еды.

1.4.Участники реализации  программы «Маленькие волшебники». Программа рассчитана на 5 лет. В этом возрасте огромное влияние на формирование моральных качеств оказывает этическая оценка. Она выступает во взаимосвязанных полярных категориях добра и зла. Ребенок постигает значение этических эталонов через совместное,со взрослыми или другим ребенком,  общение. Нравственное развитие его зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5. Формы и расписание  занятий.

 Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений осуществляется: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в форме  занятия и через взаимодействиесо взрослыми, с другими детьми, самостоятельную деятельность и при проведении режимных моментов, а также мероприятия проектной деятельности. Формы и методы:  объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций,рассказы из жизни, чтение литературных произведений,просмотр специальных фильмов и мультфильмов,дидактические, настольно -печатные игры,целевые прогулки, экскурсии, использование современных образовательных технологий. Совместная деятельность педагога и детей: наблюдения на прогулке, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения. Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей: дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетные игры. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: педагогическая диагностика, итоговые занятия/мероприятия

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Описание образовательных потребностей, интересов и мотивов детей их семей и педагогов.

 Воспитание культуры поведения детей предусматривает обязательную связь с воспитанием в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Поэтому для педагогов важно установить тесный контакт с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещения педагогом семей своих воспитанников. Процесс нравственного воспитания родители могут видеть в группе – для этого организуются дни открытых дверей, папки передвижки, консультации, памятки. Детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребёнка в группе играет немаловажную роль в создании у них доверия к дошкольной группе и педагогам. Кроме того родители не остаются безразличными к тому, как проявляется культура общения их детей со сверстниками, умение вести себя в обществе. Посещение семей даёт возможность изучить условия жизни детей дома, выявит особенности воспитания и поведения детей в каждой семье, их интересы и склонности, уровень воспитанности; выявить уровень педагогической культуры родителей; учитывая особенности каждой семьи, наметить конкретное содержание работы с ней. Часто родители нарушают принцип единства поведения, с одной стороны и осознания значения правил с другой стороны. Они не стремятся осознанно и последовательно создать у ребёнка положительно-эмоциональное отношение к культуре общения, к отдельным навыкам нравственного поведения. Это приводит лишь к формальному усвоению детьми правил этикета. А воспитание нравственных качеств личности недооценивается. Педагоги выявили как положительный опыт семейного воспитания, так и его недостатки и на основании этого разработали конкретное содержание программы «Маленькие волшебники».

2.2. Специфика социокультурных условий. Организация образовательного процесса строится с учетом ряда особенностей: национальных, культурных, климатических. Программа «Маленькие волшебники» рассчитана на детей дошкольного возраста и предусматривает работу по воспитанию бережного и внимательного отношения к разным национальностям, народам, их культуре и традициям, так как каждый народ, как и семья, как и отдельный человек уникальны, неповторимы, и людям всегда есть чему друг у друга поучиться. При наличии в дошкольном учреждении детей разных культур и национальностей всегда есть возможность устроить совместные мероприятия с родителями по знакомству с разными семейными правилами и традициями, и обменяться положительным опытом. Одним из важнейших принципов реализации приоритетного направления является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона. Так, режим дня в ДОУ составлен с учетом холодного и теплого времени года. Организация прогулок в зимнее время осуществляется при температуре не ниже –15, 0 .                В летнее время года большую часть дня воспитанники проводят на воздухе (утренний прием, проведение зарядки, игры, кружковая деятельность и т.п.). Образовательный процесс группы строится так же с учетом социокультурных условий. Можно выделить такие факторы социальной среды:

 рост неблагополучных семей (алкоголизм родителей, разводы);

 низкий материальный уровень (заработная плата);

 ощущение дефицита любви детьми в благополучных семьях (занятость родителей: работа, бизнес).

Характеристика взаимодействия с семьей.

Работа педагогического коллектива с семьей выстроена по следующим направлениям: 1) формирование психолого- педагогических знаний родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни дошкольной группы; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

 ознакомление родителей с результатами работы ОУ (дошкольной группы) на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ОУ;

 ознакомление родителей с содержанием работы ОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

 участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

 целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

 обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях Представленные направления реализуются в различных методах и формах взаимодействия с родителями, которые составляют единую систему: - работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов воспитания :наблюдение, анкетирование, посещение на дому; - индивидуальная работа с родителями: беседа, домашнее задание, консультация, посещение занятий; - коллективная работа: родительские всеобучи, семинары-практикумы, круглые столы, Дни открытых дверей, проведение открытых занятий, спортивные соревнования, досуговые мероприятия. - разработка методических рекомендаций: консультации специалистов, памятки.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

 Ресурсное обеспечение программы

 Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273;

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

 Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах- образовательным программам дошкольного образования».

1 .«Рабочая тетрадь по этикету» Л. Лихачева Екатеринбург «Уральское издательство» 2000г

2. «Золотой клубочек» (сборник загадок)Иркутск: Восточно-Сибирское

3. «Большая книга правил поведения для воспитанных детей»Филологическое общество слова 2004 г.

 5. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г Материально-технический ресурс включает в себя требования: -соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений дошкольного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников; -наличие в помещениях, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Ресурсное обеспечение программы: Библиотека: авторские произведения В.В.Маяковский, С.Я. Маршак, В.Осеева, Э.Успенский и т.д; русские народные сказки «Теремок», «Морозко» и др;

Художественное творчество: материалы и оборудование: картон, цветная бумага, клей, ножницы, кисти Игровая и театрализованная деятельность: Спектакль «Дружба крепкая не сломается» по сказке «Кот, дрозд и петух» настольно-печатные игры Лото «Одежда», парные картинки «Посуда»

  1. Дидактические игры «Назови ласково», «Позови вежливо» плакаты «Этикет за столом», «Правила поведения в общественных местах» иллюстрации «Школьная форма» «Рабочая одежда» сюжетные картинки, отражающие различные ситуации «Ребята ссорятся, ребята мирятся» атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Парикмахерская» 2 часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Образовательная программа, созданная педагогами самостоятельно -«Маленькие волшебники» ориентирована на детей от 2 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах. Целью программы «Маленькие волшебники» является: воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета. Задачи: - воспитывать умения быть вежливыми в общении со взрослыми и сверстниками;

 - воспитывать умение выполнять правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре и т.д.);

 - формировать ценностное отношение к традициям, нормам и правилам поведения в обществе взрослых и сверстников;

- развивать устойчивую положительную самооценку дошкольников; - развивать самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур;

- формировать представления о традициях, правилах и нормах поведения в семье;

- совершенствовать навыки общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

 Данная программа реализуется в рамках социально – личностного развития дошкольника, учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".. Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды.

Планирование образовательной деятельности.                                                        Модуль I. Общаемся друг с другом.

 Тема 1.1. Что такое этикет?

 Этикет- (установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах). Театрализованные ситуации «Встреча друзей»; способы и пути культурного выхода из проблемных ситуаций; Материал:сюжетные картины, художественная литература. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная.

 Тема 1.2. Вежливые слова Обучение соблюдениюэтикета и быть приятным для окружающих; формирование своего мнения; развитие памяти, мышления, внимания, общения; воспитание у детей навыков вежливости.

Словарная работа. Этикет, рыцарь, сударыня, госпожа, галантный, государь, шлейф, забрало. Материалы: Мини-музей: шляпа мушкетёра, веер, подсвечник со свечами, шпага, перчатки, кружевные платочки, меч, иллюстрации, рыцарь. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, здоровье. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая.

Тема 1.3. Правила ведения беседы Правила ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, выражению просьбы, согласия, отказа, использование в общении ласковых оборотов. Определение эмоционального и физического состояния собеседника, учитывая данное состояние во время общения. Художественная литература и просмотр детских телепередач. Закрепление полученных знаний в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня. Словарная работа: коммуникативный, коммуникабельный. Оборудование: стульчики, столы, мольберт, письмо, кроссворд. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная.

Тема 1.4. О дружбе и правилах дружной игры Беседы с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использование при этом примеров художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходима выработка стереотипов дружеского отношения к сверстникам: внимательность, отзывчивость, обмен какими-либо личными предметами, защита друзей от несправедливого отношения. Необходимо развитие в детях чувства сопереживания и милосердия. Словарная работа: Дружить крепко, друзья- не разлей вода. Демонстрационный материал: кукольный театр, указатели улиц, билеты в театр, игрушки для театра, ширма». Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая.

 Тема 1.5. Учимся разговаривать по телефону.  Посвящение специальных занятий данной теме, ознакомление детей с правилами ведения телефонных разговоров. Обучение детей способам экстренной связи со службами 01, 02 ,03 ,04 ,09, При общении с данными службами нужно кратко, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т.д. Закрепление знаний на с/р играх, дидактических играх, во время индивидуальной работы с детьми. Словарная работа: абонент. Демонстрационный материал: стационарный телефон, мобильный телефон, презентация «Номера экстренных служб». Оборудование компьютер, проектор . Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация, безопасность. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая.

Тема 1.6.Итоговое занятие «Путешествие в мир изящных хороших манер» Первое путешествие детей в Мир изящных хороших манер во время занятия. «В Мире хороших манер» встреча детей с уже знакомыми полюбившимися героями: Феей Вежливости и гномами. Вместе с детьми Фея вспоминает уже знакомые детям правила культуры поведения – на занятии, на улице, дома, за столом и т.д. В конце занятия Фея ставит детей в известность о том, что в новом учебном году они познакомятся с новыми правилами поведения.

  1. Материал: ноутбук;компьютерная игра «Этикет – школа изящных манер» (Приложение); аудиозапись песни "Улыбка" (муз.Шаинского, сл. Пляцковского); лепестки цветка «Вежливость», «Аккуратность», «Культура», «Доброжелательность», «Привычка», «Эмоции», «Любовь»; иллюстрации по теме «Вежливость»; мяч; пиктограммы; карандаши и листы бумаги. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, музыка, художественное творчество. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая. Модуль II. Столовый этикет.

 Тема 2.1. Как правильно и красиво накрыть на стол Закрепление знаний детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть прямо, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Использование в речи, соответственных случаю, форм вежливого обращения к соседям по столу. Обучение детей правилам сервировки стола, разнообразие столовых приборов и их назначение. Закрепление знаний во время выполнения обязанностей дежурных, в процессе сюжетно-ролевых игр, экскурсий в кафе и т.п. Словарная работа: фужер Материал: Набор посуды и салфеток , красивая скатерть. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая.

 Тема 2.2. Чаепитие друзей Ознакомление детей с правильным накрыванием на стол для гостей; какие предметы необходимы для накрывания стола для чая. Воспитание чувства эстетического вкуса. Словарная работа: розетка для варенья, сухарница. Материал: Чайный сервиз Демонстрационный материал : мультипликационный фильм «Как Винни-Пух и Пятачок ходили в гости к Кролику» Оборудование: телевизор и DVD проигрыватель. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная.

Тема 2.3. Учимся поздравлять и принимать поздравление. Ознакомление детей с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков. Использование ласковых обращений при составлении поздравлений, пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений. Обучение детей принятию поздравлений, подарков, используя ответные слова. Словарная работа: поздравительная телеграмма Материал: Упаковочный материал, поздравительные открытки. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация, труд, безопасность, художественное творчество. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, трудовая.

2.4 Тема итогового занятия: Мы гостей встречаем ароматным чаем Ознакомление с историей чая, чайными церемониями разных стран;обучение детей завариванию чая, правилами сервировки чайного стола; применение полученных знаний в повседневной жизни;воспитание культуры поведения за праздничным столом. Словарная работа: церемония, сорта чая. Оборудование и материалы: Чайный сервиз, разнообразные сорта чая, разнообразные чайники Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная.

  1. Модуль 3.  О поступках плохих и хороших

Тема3.1. О чуткости отзывчивости и милосерд В процессе беседы, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, необходимо объяснение смысла понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Словарная работа: чуткость, отзывчивость, милосердие. Материал: Художественная литература, сюжетные картины. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, познание художественной литературы. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, чтение художественной  литературы.

Тема 3.2. Я дарю подарок другу.  В процессе беседы объяснение детям по какому поводу принято дарить подарки. Формулирование правил дарения подарков. Изготовление упаковку для подарка. Словарная работа: повод, упаковка Материал: Картон, ножницы, цветная бумага, клей, кисточка, ленты Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, труд, безопасность, художественное творчество. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, трудовая.

Тема 3.3 Что такое хорошо, что такое плохо Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», беседа по содержанию стихотворения. Словарная работа: октябрята, неряха. Материалы: Художественная литература. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, познание худ.литературы. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, чтение худ.литературы.

Тема 3.4 Правила дружной работы Проведение Беседы на данную тему перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Подведение детей к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Обучение детей видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. Знание девиза «Один за всех и все за одного». Материал: Природный материал,( шишки, желуди) клей Интеграция образовательных областей: труд, безопасность, коммуникация. Вид деятельности: Коммуникативная, трудовая.

 Модуль 4 Мой внешний вид Тема

4.1.Праздничный наряд. На примере двух кукол в разных нарядах (одна в нарядном платье, другая в повседневном) объяснение о назначении одежды. Самостоятельный выбор детей какую куклу можно взять в гости. Изображение праздничного наряда. Словарная работа: палантин, брошь Материал: Куклы, наборы одежды, альбомные листы, карандаши. Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация. Вид деятельности: Коммуникативная, художественная.

Тема4.2. Деловой наряд. На примере двух кукол в разных нарядах (одна в школьной форме, другая в повседневном) объяснение о назначении одежды, формирование чувства ответственности по отношению к деловой одежде. Самостоятельный выбор детей об обязательности рабочей одежды. Словарная работа: школьная форма, рабочий комбинезон, каска. Материал: Куклы, наборы одежды, Интеграция образовательных областей: коммуникация, безопасность. Вид деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая. Тема4.3. Правила обращения с личными вещами.  Обучение детей в процессе игры следующим правилам : как, где и в каком виде следует хранить вещи (платья, рубашки, брюки, нижнее белье, предметы гигиены); как стирать свои вещи; как погладить ту или иную вещь; некоторые полезные советы по уходу за вещами, книгами, игрушками. Материал: Набор кукольной одежды, утюг, гладильная доска, плечики, сушилка для белья, ящик для белья. Интеграция образовательных областей: труд, безопасность, коммуникация, социализация. Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, трудовая. Тема 4.4 Итоговое занятие «Давайте говорить друг другу комплементы» Воспитание культуры поведения и культуры общения; воспитание у детей стремления быть воспитанными, культурными, вежливыми, доброжелательными; создание условий для систематизации знаний о понятии «Этикет»; обучение детей анализу поступков персонажей на иллюстрациях, установление причинно-следственной связи поступков и эмоций; обогащение словарного запаса детей. Материал: ноутбук; Компьютерная игра «Этикет – школа изящных манер» (Приложение 1); аудиозапись песни "Улыбка" (муз.Шаинского, сл. Пляцковского); лепестки цветка «Вежливость», «Аккуратность», «Культура», «Доброжелательность», «Привычка», «Эмоции», «Любовь»; иллюстрации по теме «Вежливость»; мяч; пиктограммы; карандаши и листы бумаги. Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, социализация, музыка, художественное творчество. Вид деятельности: Коммуникативная, игровая, познавательная, художественная, продуктивная. КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

  1.  Мониторинг проводится два раза в год: 1 –вводная (октябрь), 2 - итоговая (апрель). Определить уровень знаний в области культуры поведения и речевого этикета можно через наблюдения, беседы.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживания при одевании и раздевании

Уровень сформирован ности

Перспективное планирование по программе «Маленький волшебник».

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение общепринятых правил поведения. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей подростков и взрослых. Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволит усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Данная программа направлена на воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе правил этикета.

Тема

цель

Что такое этикет?

Знакомство со страной маленьких волшебников — этикетом.

Дать понятие о значении слова этикет. Учить быть всегда вежливыми с окружающими взрослыми и сверстниками. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения

Что значит быть вежливым?

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, способствовать усвоению правил культурного общения со сверстниками: приветствовать при встрече, спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, проявлять заботу и сочувствие к другим детям, родителям, близким, прощаться.

Вежливые и ласковые слова.

Учить детей использовать в речи вежливые и ласковые слова. Быть добрыми и заботливыми, внимательными и ласковыми с близкими и родными людьми. Учить самостоятельно использовать в речи вежливые и ласковые слова, говорить приветливо доброжелательно.

Правила поведения в детском саду.

Учить детей хорошим манерам поведения в детском саду. Познакомить с правилами как должен вести себя ребёнок посещающий детский сад. Воспитывать умение дружить и заботиться о других быть внимательным.

Хорошие манеры и правила общения.

Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. Закреплять умение быть вежливыми во время общения, говорить приветливо, внятно,смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших,

Общение со сверстниками и взрослыми.

Продолжать воспитывать уважение к старшим и проявлять культуру в поведении и общении. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть взрослых на  «вы».

Общение с малышами и пожилыми людьми

Продолжать воспитывать уважение к старшим. Закреплять умение вести себя культурно и вежливо. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения.

Общение с незнакомыми людьми.

Продолжать воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. Побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. Формировать безопасность. Учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, полицейскому и т.д.)

Учимся разговаривать по телефону.

Воспитывать умение вежливо общаться по телефону. Прививать желание быть культурными и вежливыми в общении и правильно использовать вызовы экстренных служб. Объяснить, что за шутки и хулиганство — игры с разными службами наказуемы и за это придётся нести ответственность

О дружбе и её правилах , умении дружно играть.

Закреплять знания детей о дружбе, способствовать укреплению дружественных отношений между детьми группы. Развивать чувство сопереживания и милосердия. Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.

Правила поведения на улице.

Учить детей вести себя на улице прилично. Прививать умение быть воспитанными, вежливыми, не кричать на улице, быть внимательными, соблюдать правила движения на дороге.

Правила поведения в общественном транспорте

Учить детей вести себя правильно в общественном транспорте. Познакомить с правилами культурного поведения. Вырабатывать привычку быть вежливым.

Правила поведения в общественных местах (магазин, почта, театр и др.)

Учить детей вести себя правильно в общественных местах (магазине и др.) Продолжать формировать привычку быть вежливыми, тактичными, скромными.

Правила дружной работы.

Познакомить с правилами дружной работы. Учить дружить. Показать,  что дружная работа приносит хороший результат, а работа в которой нет дружбы результата не приносит (лебедь, щука и рак).

Итоговое

«Лучшие на свете добрые и воспитанные дети.»

Посуда и столовые приборы.

Познакомить детей с разнообразием разной посуды и её назначением. Закрепить знания о том, для чего она нужна и как за ней ухаживать. Воспитывать умение и желание быть аккуратными.

Как правильно и красиво накрыть на стол.

Учить детей красиво сервировать стол правильно пользоваться приборами, мальчиков ухаживать за девочками.

Поведение за столом

Учить детей красиво и правильно вести себя за столом, проявлять уважение к участникам застолья. Учить сидеть прямо, закреплять умение пользоваться приборами, Учить правильно кушать разные блюда.

Друзья у меня в гостях.

Учить готовиться к приёму гостей: приготовить дом, угощения, следить за внешним видом, приготовить сюрпризы и развлечения, правильно провожать гостей.

Я в гостях у друга.

Закреплять умение принимать гостей.

.Как дарить подарки.

Учить детей правильно подбирать подарки виновникам торжества, и дарить.

Итоговое

«Лучшие на свете аккуратные и дружные дети.»

Человек и его одежда.

Мой внешний вид

Учить детей правильно одеваться в соответствии с сезоном и местом, куда мы направляемся. Объяснить важность соответствия одежды погодным условиям. Показать детям разницу в праздничной, рабочей, деловой одежде. Приучать следить за своим внешним видом.

Правила обращения с личными вещами.

Учить детей следить за своими вещами, прививать привычку: каждой вещи - своё место. Закреплять умение бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.

.Правила гигиены.

Закреплять умение детей ухаживать за собой, своим телом и предметами личной гигиены. Объяснить детям, что это важно и нужно для здоровья.

Итоговое

«Лучшие на свете опрятные и бережливые дети.»

.Какие бывают настроения.

О характере и чувствах

Познакомить детей с эмоциональными состояниями человека. Формировать навыки правильного поведения, а также чувства доброжелательности к окружающим. Уточнить представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Учить правильно реагировать на настроение окружающих. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Добро и зло.

Расширять представления о добре и зле. Определить, какие черты характера определяют добрых и злых людей, используя для сравнения сказочных героев.

.Трусость и смелость.

Расширить представления детей о смелости и трусости. Закреплять умение правильно оценивать поступки героев художественных произведений, объяснять значения пословиц.

Щедрость и жадность.

Помочь детям раскрыть смысл значения качеств человека: щедрость и жадность. Закреплять умение детей делиться игрушками и дружить. Формировать правильное отношение к жадным и щедрым людям.

Радость и грусть.

Расширять представления детей о таких чувствах, как радость и грусть. Учить правильно оценивать состояние окружающих , развивать умение поддержать и понять других. Выяснить знакомы ли детям эти чувства, в каких ситуациях приходилось их ощущать.

Стыд и вина.

Выяснить знакомы ли детям чувства вины и стыда, в каких случаях приходилось их испытывать, как выглядит человек с чувством вины и стыда. Подвести к пониманию того, что эти чувства неприятны и что нужно делать, что бы их не испытывать

.Злость и зависть.

Расширять представления детей о чувствах. Учить радоваться успехам своих друзей.

Терпение и труд.

Поговорить о трудолюбии и лени. Учить не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Учить договариваться и выполнять обещания. Вспомнить пословицы о трудолюбии и лени.

Ложь человека не красит.

Поговорить с детьми о правдивости и лжи. Учить детей быть честными, формировать правильное отношение к своим поступкам: не обманывать, не сваливать свою вину на других, говорить всегда правду.

О чуткости, отзывчивости и милосердии.

Формировать чуткость и внимательное отношение к окружающим. Учить проявлять заботу о близких.

Верность.

Расширять представления детей о качествах человека. Вспомнить истории о верности животных и друзей. Выяснить, считают ли дети себя верными друзьями и почему.

Приложение №1

Методический материал для проведения диагностики

1. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие»

Цель:провести наблюдение за навыками культурного общения в игровой ситуации, установить, как часто дети используют при общении различные жесты, вежливые слова; исследовать словарный запас вежливых слов.

Материал: постройка автобуса из детских стульчиков, «билеты», фуражка для водителя, шапочка для кондуктора.

2. Рассматривание иллюстраций к книге В. Осеевой «Волшебное слово», с последующей беседой

Цель:выявить знания детей о значении вежливых слов для культурного общения.

Материал: иллюстрированная книга В. Осеевой «Волшебное слово».

Вопросы: Почему мальчик оказался в такой ситуации, что ему все отказывали в просьбе?, Что неправильно сделал мальчик?, Что заставило брата, сестру и бабушку всё – таки выполнить просьбу мальчика?, Какие это слова? Перечислите их.

3. Занятие – тест «Культурный человек»

Цель: выявить знания детей о том, что входит в понятие культурный человек, умеют ли дети применять правила речевого этикета, характеризовать культурного человека; узнавать культурного человека по его поступкам и манере общения.

Материал: аудиозапись песни «Если добрый ты» (муз Пляцковского, сл. Савельева;), видеозапись мультфильма «Кот Леопольд»; загадки.

III. Обследование культурных навыков общения в реальной окружающей обстановке.

1. Экскурсия в музей с поездкой детей в автобусе

Цель: понаблюдать за умением детей вести себя в окружающей обстановке, определить уровень культурного поведения, знание правил речевого этикета, умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.

Для определения уровней сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста частично использовались критерии оценки, рекомендованные Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений», пункт «Ребёнок и взрослые», «Ребёнок и сверстники», «Отношение ребёнка к самому себе»).

Низкий уровень (1 балл): поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Ребёнок много проявляет излишнюю робость и скованность в общении, либо, наоборот, черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и окружающих сверстников, упрямство. Не использует речевые обороты в соответствии с этикетом.

Средний уровень (2 балла): ребёнок внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения и общения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых. Стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оценённых взрослыми отрицательно, старается не повторять их вновь. Использует простейшие речевые обороты лишь в некоторых ситуациях или по напоминанию педагога.

Высокий уровень (3 балла): выполняет правила поведения и общения в среде детей, вежлив, внимателен. К взрослым обращается на «Вы», использует вежливые обороты речи. Здоровается, прощается без напоминаний со стороны взрослых. Делает попытки оценить действия и поступки со стороны известных речевых правил.

Исходя из этого, выделяются критерии оценки:

9 – 11 баллов – низкий уровень;12 -19 баллов – средний уровень; 20 – 27 баллов – высокий уровень.

Приложение №2

Консультация для родителей на тему: «Научите ребенка правилам этикета»

Правила приема пищи

Если на стол подаются мясные блюда, не требующие разрезания ножом (гуляш, пельмени, рагу, котлеты, тефтели), следует воспользоваться только вилкой.

При подаче блюд из яиц (кроме яичницы-глазуньи) на стол подается только вилка. Если поданы оба прибора, но употребление ножа не нужно, его оставляют на столе и используют только вилку, которую держат в правой руке.

Большие куски мяса (отбивные и т. п.) разрезают от края к середине или к кости. Если подается шашлык, то его снимают с шампура. Шампур кладут на край тарелки, но не на скатерть. Не следует сразу разрезать на кусочки все мясо, лежащее на тарелке, делать это нужно по мере того, как отрезанные куски отправляются в рот.

К мясному блюду нередко подают листовой салат. Его едят маленькими кусочками, разрезая с помощью ножа и вилки. Если листовой салат подается без соуса и на отдельном блюде, его можно брать и разделять на кусочки руками.

Для рыбы используют специальный нож и вилку или же две вилки. Нож для рыбы (он похож на узкую лопаточку) держат в правой руке, вилку — в левой. С помощью ножа мясо отделяется от костей. Мелкие кости нельзя выплевывать на тарелку, их нужно снять с губ вилкой, а затем положить на маленькую тарелочку, которая должна стоять рядом с тарелкой для рыбы. Если сделать это никак не получается, можно снять ее с губ большим и указательным пальцами.

С помощью ножа копченую или вареную рыбу отделяют от кожи. Не следует пытаться сразу очистить всю рыбу от костей, рыбу нужно есть по частям. В первую очередь необходимо снять кожу, отделить и съесть мясо на верхней части рыбы. После этого рыбу можно перевернуть на другую сторону и повторить весь процесс, не трогая хребет.

Если рыбу едят с помощью двух вилок, в рот кусочки отправляют правой вилкой. Многие почему-то считают, что птицу можно есть руками. Однако делать это следует лишь в семейном кругу, но не на больших торжествах, так как по правилам блюда из птицы едят с помощью ножа и вилки. Придерживая порцию вилкой, мясо отрезают с внешней стороны, двигаясь к кости. Освобожденные от мяса кости сдвигаются на край тарелки. Однако, если подается дичь (перепел, куропатка), правила разрешают обглодать косточку, взяв ее из тарелки руками.

В некоторых кафе, где готовят курицу-гриль, иногда не подают столовых приборов, но в этом случае на стол ставится чашка с водой, чтобы посетитель, евший курицу руками, мог ополоснуть руки. С помощью ножа и вилки едят сосиски и сардельки.

Яйца всмятку, которые относятся к горячему блюду, подают в специальных подставках или на мелких тарелках. Едят их маленькой ложечкой, предварительно разбив этой ложечкой верхушку яйца. Яйца, сваренные вкрутую, очищают от скорлупы и едят с помощью вилки. К яйцам, приготовленным таким способом, обычно подают соус. Нельзя разбивать яйца ножом или стучать ими о стол.

Правила поведения в театре, концертном зале, музее и на выставке.

Посещения театра, концертного зала, музея и художественной выставки требуют от посетителя знания и соблюдения особых правил. Прежде всего, это касается одежды. Собираясь в театр или концертный зал, лучше всего надеть костюм спокойных тонов и классического покроя. Другими словами, одеться нужно так, чтобы не привлекать к себе особого внимания.окружающих, которые пришли в театр смотреть спектакль, а не ваш супермодный и оригинальный наряд. Дополнить строгое по покрою платье или костюм женщины могут украшения. Мужчине следует облачиться в темный костюм. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. При этом правила хорошего тона гласят о том, что на премьерный показ спектакля можно надеть праздничный наряд, а для посещения и просмотра будничной театральной постановки подойдет и тот, в котором вы обычно ходите на работу (если такая одежда не слишком кричащая и вызывающая). Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая им на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать антракта и пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство.

Прежде чем отправиться осматривать экспонаты музея, вы должны пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу (сумки, портфели, пакеты и т.п.). Сориентироваться в больших музеях и на выставках помогут специальные каталоги-путеводители, продающиеся при входе в выставочные залы. В таком случае нет необходимости стараться увидеть все сразу за время одного посещения. Лучше всего выбрать какой-либо один зал и внимательно ознакомиться с его экспонатами. В следующее посещение музея или выставки можно будет осмотреть другой зал и т. д.

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга, недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Настоящий ценитель и знаток искусства не станет демонстрировать эрудицию и знания в таком не совсем подходящем для этого месте, как музей. Ведь давать информацию о том или ином произведении, его истории и авторе — задача экскурсовода. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не побеспокоить стоящих рядом людей.

Для того, чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другим посетителем. Лучше всего дождаться, когда он, закончив осмотр, освободит место. Трогать руками музейные или выставочные экспонаты строго воспрещается. Об этом каждому посетителю напоминают специальные таблички, имеющиеся в выставочных залах.

Правила поведения в магазине.

Правила поведения в магазине зависят от того, какой тип торгового заведения вы посещаете: магазин с индивидуальным обслуживанием или супермаркет с самообслуживанием. В том случае, если вы приходите в магазин с индивидуальным обслуживанием, прежде следует поздороваться с продавцом. В большом супермаркете или универмаге, работа которого основана на самообслуживании покупателей, приветствовать персонал не нужно. Исключение составляют случаи постоянного посещения одной и той же торговой точки. В таких ситуациях лучше всего с улыбкой поприветствовать кассира или служащего, который неоднократно помогал вам выбирать товары.

Существуют магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей, где продавцы или консультанты обращаются к постоянным клиентам по именам. Это вполне допустимо. Также этикет разрешает покупателям во время беседы обращаться к продавцу по имени, которое обычно указано на бейдже. Если же его нет, то имя продавца-консультанта можно узнать, спросив его самого об этом.

Покупатели часто обижаются на то, что, впервые оказавшись в большом магазине, они становятся объектом пристального внимания служащих там продавцов. Консультант буквально по пятам следует за покупателем, предлагая ему остановить свой выбор то на одном, то на другом товаре. Такое слишком назойливое, по мнению многих клиентов крупных магазинов, поведение продавца не стоит считать проявлением бескультурья или невежественности. Нужно быть снисходительнее к продавцам — ведь их работа и заключается в том, чтобы сопровождать покупателей и помогать им в выборе представленных на витринах и стеллажах товаров.

В том случае, если вы посетили тот или иной магазин впервые и никак не можете отыскать зал, где продается нужный вам товар, а консультанта поблизости по каким-либо причинам не оказалось, вежливо попросите помощи у другого покупателя.

Поведение в магазине должно быть продиктовано несколькими общими правилами, о которых нужно помнить каждому покупателю при входе в любой магазин, будь то большой супермаркет или маленький продуктовый ларек.

При входе в магазин, прежде чем войти, следует пропустить выходящих. Если кто-то идет вслед за вами, придержите дверь.

Курить в магазинах, согласно правилам хорошего тона, недопустимо ни мужчинам, ни женщинам.

Нельзя входить в магазин с собаками.

Продукты, продающиеся без специальной упаковки, нельзя не только перебирать, но и просто трогать руками.

При скоплении большого количества покупателей у кассы каждый должен соблюдать очередь. В том случае, если по каким-либо причинам вы не можете стоять в очереди и вам нужно спешить, вежливо попросите окружающих, стоящих перед вами, пропустить вас вперед.

Правила поведения на улице.

По правилам этикета человек, решивший выйти на улицу, должен прежде с пристрастием оценить свой внешний вид, посмотрев на себя в зеркало. Нужно выходить на улицу чисто и опрятно одетым. Волосы лучше всего уложить в прическу. Выходить из дома в домашних тапочках, полинявших домашних трико или испачканном маслом халате, даже если вам нужно добежать всего лишь до угла, чтобы купить журнал в газетном киоске, недопустимо нормами хорошего тона.

Но одежда и прическа — еще не главные условия, которые нужно соблюсти, если вы решили выйти на улицу. Не менее важное значение имеют также осанка и походка. Именно от них в сочетании с чистым и со вкусом подобранном костюмном ансамбле и причесанными и красиво уложенными волосами зависит то впечатление, которое вы произведете на окружающих. При ходьбе спину нужно держать прямо, ступать по земле мягко, переступая с пятки на носок, не шаркая при этом подошвами. Топать ногами, быстро бегать на многолюдной улице, еще и расталкивая при этом встречных прохожих, недопустимо правилами этикета.

Сильно размахивать руками при ходьбе также не нужно — вы можете случайно задеть окружающих. Руки должны быть опущены и свободно висеть вдоль тела, если только вы не несете большую коробку с подарками или букет цветов. Но и в этом случае вы должны помнить о том, чтобы не потревожить и не толкнуть прохожих. Бурно жестикулировать руками во время беседы с товарищем, встреченным на улице, также не стоит. В противном случае вас могут посчитать грубым невежей.

Золотым правилом поведения можно назвать уважительное отношение к тем, кто встречается на пути. Даже если вы очень спешите по делам или на работу, не стоит расталкивать прохожих или выбегать на проезжую часть, желая обогнать слишком медлительных пешеходов. Также не нужно переходить и на полосу встречного движения пешеходов, с которыми вы можете столкнуться. Особенного внимания и сосредоточенности требуют переходы через подземные тоннели, где собирается много людей, проезжая часть и перекрестки. Чрезмерная поспешность, суета и невнимательность в таких местах могут привести к неприятным и даже трагическим последствиям.

Правила поведения в общественном транспорте

Входя в салон автобуса, троллейбуса, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако, если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика.

При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей. При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи.

Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное сидячее место, мужчина должен в вежливей форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место мужчине в том случае, если он - инвалид или глубокий старик.

Уступающий свое место не должен вскакивать и молча намекать стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ человек, которому уступили место, должен произнести слова благодарности.

Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век бешеных скоростей человек должен успевать многое сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного детектива с поездкой на городском транспорте. Однако, если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место, следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на голову перед вами сидящего.

В том случае, если по пути на работу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние новости своей насыщенной событиями жизни, то нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стали достоянием окружающих вас людей. Разговаривать в транспорте следует негромко и при этом лучше всего отказаться от обсуждения вопросов, связанных с личной жизнью.

Правила поведения за столом

Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Не следует разваливаться за столом, как не следует и напрягаться. Сидеть надо прямо, но свободно, слегка опираясь на спинку стула. Стул не должен стоять близко к столу. Во время еды можно слегка наклоняться вперед.

Салфетку, сложенную вдвое так, чтобы ее нижняя половина выступала на 2—3 см, кладут на колени. Выходя из-за стола, аккуратно положите ее с правой стороны от тарелки, а если посуда убрана, то в центре. Если используется бумажная салфетка, ее надо слегка смять и положить на использованную тарелку.

Вилку держат в левой руке, а нож — в правой. Ручку вилки и ножа обхватывают тремя пальцами: указательным, большим и средним. Ручка вилки и ножа должна упираться в ладонь. Столовую ложку следует держать между большим и указательным пальцами так, чтобы ее ручка слегка опиралась на средний палец. Ко рту ее подносят не острым концом и не боком, а наискось. Суп надо набирать из тарелки ложкой в таком количестве, которое можно донести до рта, не пролив ни капли.

Нож применяется не только для разрезания мяса. С его помощью поддерживают вилку, на которую берут другую еду (картофель, салаты из овощей и т, д.). В этом случае нож играет не главную, а вспомогательную роль.

Если нужно освободить руки, вилку и нож кладут на тарелку (по обе стороны или крест-накрест) так, чтобы не испачкать скатерть. Нельзя прислонять приборы к тарелке или просто класть их на скатерть. Если нож вам уже больше не понадобится, нужно положить его поперек тарелки. Если вы закончили трапезу, положите нож и вилку рядом на тарелку.

Если во время еды нужно взять хлеб, бокал или стакан, то нож и вилку кладут на тарелку, скрестив таким образом, чтобы ручка ножа была направлена вправо, острие — к центру тарелки, вилка — влево, выпуклой частью вверх. В тот момент, когда вы пережевываете пищу, а нож и вилка находятся в бездействии, держите кончики их на тарелке. Окончив есть, нож и вилку кладут на тарелку параллельно друг другу, ручками вправо. Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь поднять их. Попросите другой прибор. Не только в этом случае, но также и во всех других, когда вы допустили ошибку, не извиняйтесь и не пытайтесь исправить ее, привлекая внимание окружающих.

Не стоит вставать и тянуться самому за чем-либо через весь стол. Этим вы причините соседям беспокойство, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть бокал или задеть рукавом тарелку с пищей и так далее. Если нужное блюдо находится далеко, попросите сидящего поблизости передать его.

Жевать нужно с закрытым ртом. Не разговаривайте с полным ртом и не смейтесь. Во-первых, это некрасиво, во-вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля. Если во время еды вам попадет в рот хрящ, косточка, камешек и тому подобное, опустите их губами на вилку или ложку, поднесенные ко рту, и положите на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде старайтесь, чтобы тарелка была по возможности меньше запачкана.

Сервировка стола

Готовясь к приему гостей, постарайтесь накрыть стол со вкусом, и тогда даже самые невзыскательные блюда будут выглядеть красиво и аппетитно.

Расстояние между приборами должно составлять около 50-60 см. Расставляя стулья, позаботьтесь о том, чтобы гость не испытывал неудобств от того, что оказался прижатым к ножке стола или ноге соседа.

Тщательно выглаженная скатерть должна свисать ниже края стола примерно на 20 см. Чтобы предохранить поверхность стола от царапин, под скатерть можно подложить мягкую материю (например, фланель), но позаботьтесь, чтобы она не выглядывала из-под скатерти.

При отсутствии подходящей скатерти можно воспользоваться круглыми или четырехугольными салфетками, на которые кладутся тарелки, блюдо, столовые приборы. Красивые льняные салфетки сделают стол нарядным и праздничным.

Салфетки — непременный атрибут стола даже при наличии скатерти. Сложенную бумажную или тканую салфетку кладут слева от тарелки или на дно тарелки. Бумажные салфетки можно положить в специальную салфетницу.

Существует ряд правил, согласно которым приборы расставляют на столе. Напротив каждого места ставится большая тарелка, предназначенная для главного блюда. На нее помещают тарелки поменьше — для закусок. Слева от тарелки-подставки располагается маленькая плоская тарелка, на которую кладут хлеб, в конце обеда складывают кожуру фруктов.

Слева от тарелки-подставки раскладывают вилки, количество которых зависит от состава меню завтрака, обеда или ужина. Крайняя вилка предназначена для закуски, следующая — для рыбных блюд, вилка рядом с тарелкой — для мясных блюд. Вилки должны лежать зубцами вверх, а нож — острой частью лезвия к тарелке. Справа от тарелки-подставки раскладывают ножи. Самый крайний — для закусок; следующий, короткий и широкий, — для рыбных блюд, нож рядом с тарелкой — для вторых блюд. Сложенную салфетку кладут обычно на глубокую или закусочную тарелку. Можно положить салфетку на стол слева от тарелки, передвинув хлебную тарелочку чуть дальше от края стола. Для каждого напитка нужны свой бокал или чашка. Кофе с молоком можно налить в большие фарфоровые чашки, черный кофе — в маленькие кофейные чашечки. Помешав ложкой чай или кофе, ее кладут нa блюдце. Воду, соки, содовую, другие безалкогольные напитки и пиво наливают в бокалы вместимостью до трехсот граммов.

Бокалы для напитков ставят впереди справа от тарелки на одной линии друг за другом, начиная слева от самого большого. Бокал, который используют первым, стоит крайним справа.

Прибор для фруктов подается отдельно. Позднее можно подавать на стол приборы и тарелки для сыра, десерта, печенья с сыром. В таком случае на столе не окажется слишком большого количества приборов.

Список используемой литературы

  1. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду [Текст] : игровые ситуации, игры, этюды: учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – СПб : Детство-Пресс, 2012. – 217 с.
  2. Бабошина, Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании [Текст] : монография / Е.Б. Бабошина. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 216 с.
  3. Баринова, Е.В. Знакомство с вежливыми словами [Текст] : пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 93 с.
  4. Баринова, Е.В. Уроки вежливости и Доброты [Текст] : пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е.В. Баринова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 253с.
  5. Безгина, О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] / О.Ю. Безгина. – М. : Мозаика-синтез, 2004. – 150 с.
  6. Белашова, Л.А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Белашова ; Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования М-ва образования РФ. – М., 2004. – 189 c.
  7. Белкина, В.Н. Дошкольник : Обучение и развитие [Текст] / В.Н. Белкина, Н. Н. Васильева, В. Н. Елкина. – Ярославль : Академия развития, 2001. – 256 с.
  8. Белокурова, Г.В. Формирование социальных умений дошкольника средствами этикета [Текст] / Г.В. Белокурова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно-образовательный центр «Перспектива» . 2016. – С. 10-14. 6.
  9. Белокурова, Г.В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета [Текст] : автореферат дисс... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Г.В. Белокурова. – Ульяновск, 2008. – 24 с.
  10. Беляева, О.М. Ознакомление с этическими и этикетными нормами как средство социализации дошкольников [Текст] / О.М. Беляева, М.Г. Кочеткова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. – 2014. – С. 19-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Детский оркестр»

Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной му...

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства

Рабочая  программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...

Программа по нравственно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Маленький волшебник».

Пояснительная записка.В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается сущес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Рабочая программа по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Данная рабочая программа описывает курс подготовки по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет, с учѐтом их возрастных и индивидуальных особе...