Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»
консультация

Полевая Наталья Александровна

 

Цель: формирования представления о роли и значения сказки в жизни дошкольников.

Задачи: повышение педагогической и коммуникативной компетенции педагогов в социально – личностном развитии детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Консультация для педагогов                                        на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников»

   

Выполнила:

Полевая Н.А.

воспитатель

г. Сухиничи, 2021г.

Если вы хотите, чтобы ваши дети

были умными – читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще

умнее – читайте им больше сказок.

Альберт Эйнштейн.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств, для развития ребенка, которые во все времена использовали и педагоги и родители.

Сказка – это очень важный проводник жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в социально-личностном развитии. Оно требует, чтобы ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ребенка, имеет немаловажное значение для его умственного и нравственного развития. У дошкольника начинают складываться реалистические критерии нравственных оценок.

Основной механизм воздействия сказки – через эмоциональное переживание. Помните и о том, что рассказывая малышу сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, начинают раньше говорить, при этом речь у них более грамотна, логична, эмоциональна, более развит интеллект. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Поэтому лучше комбинировать различные приемы.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д.

Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказке мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, а значит выстраивать грамотные отношения с ровесниками и с взрослыми.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. С помощью народных сказок мы воспитываем такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя:

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат, как дружба помогает победить зло; сказка «Волк и семеро козлят» учит как добрые и миролюбивые герои побеждают. Все эти сказки не дают прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в их содержаниях всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Мы знакомим детей со сказкой, читая, рассказывая их, прослушивая аудиозаписи или просматривая видеозаписи. При этом вовлекаем детей в:

– Театрализованную игру, которая является богатейшим полем для развития творчества детей. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: сказок, рассказов, специально написанных инсценировок. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры.

– Игры-драматизации (инсценировка, игры с пальчиками). В них дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию.

Сказка владеет вниманием ребенка, возбуждает его любопытство, обогащает жизнь, стимулирует его воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.

На основе этого можно отметить, что сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

По мнению психолога Эрика Берна, сказка, услышанная в детстве, может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения – все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать, творить добро, а значит, станет более счастливым!

Таким образом, сказка должна привлекать внимание ребенка, возбуждать его любознательность, обогащать жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, – помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. » Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным много лет тому назад, актуальны и справедливы и в наши дни. Во все времена сказка способствовала развитию по...

Роль сказки в социально-личностном развитии детей младшего дошкольного возраста

                 Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,                    ...

Проект Тема: «Роль искусства в социально- личностном развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятельности».

     Проект.  Тема: «Роль искусства в социально- личностном  развитии дошкольников с использованием нетрадиционного материала по изобразительной деятель...

Консультация для педагогов «Роль сказки в социально-личностном развитии младших дошкольников»

Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уров...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»

Консультация для воспитателей на тему: «Роль сказки в социально-личностном развитии детей»Сказка в жизни ребенка – это не является просто вымыслом, фантазией, это особенная  реа...

Консультация для педагогов на тему «Роль сказки в социально – личностном развитии младших дошкольников

Цель: формирование понимание у детей добра и зла посредством русской народной сказки.Задачи:- учить регулировать свое поведение нравственной нормой;- развивать воображение, развивать речь, память дете...