Ознакомление с творчеством художника А. В. Ширманова
методическая разработка

Заволокина Лариса Александровна

Исскуство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственное сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_tvorchestvom_zhivopistsa_a.docx447.15 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей с творчеством живописца А. В. Ширманова

Цель: Познакомить с произведениями живописи А. В. Ширманова и изображением родной природы в картинах художника. Продолжать формирование у детей интереса к живописи, развитие эстетического вкуса, восприятия произведения искусства.

Ход НОД:

(дети встают в кружочек)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья

Очень рада видеть я

Вас сегодня у меня

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Вступительная часть.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку. «Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем?» (Художник)

Правильно, это художник. Сегодня мы с вами посетим выставку картин нашего земляка художника Ширманова Анатолия Васильевича. Как по другому можно назвать выставку картин? (Картинная галерея). Молодцы!

Основная часть.

Воспитатель: Дети, скажите, кого называют художником?

Дети: Это люди, которые пишут картины.

Воспитатель: Для чего художники рисуют картины?

Дети: Художники рисуют картины для того, чтобы люди могли полюбоваться теми местами, где они ни разу не были или увидеть удивительные предметы, прекрасные цветы или животных.

Воспитатель: Да, художник, создавая картины, передаёт свои мысли, своё ощущение. Художник пишет не только для себя, а для других людей. Где же мы можем увидеть картины художников?

Дети: На выставке, музее, галерее.

Воспитатель: У нас в селе есть такие места, где можно полюбоваться работами художника   Анатолия Васильевича Ширманова. В Пёстровке у Анатолия Васильевича есть своя маленькая картинная галерея в местном Доме культуры. На выставке собраны 84 картины, каждая из них представляет собой иллюстрацию деревенской жизни.

Воспитатель: Дети, сейчас мы узнаем, с помощью чего художник пишет свои картины?

Поиграем в игру «Художник и его помощники».

Перед вами на столе карточки – пазлы с изображенными на них инструментами, которые нужны в разных профессиях. Подумайте и выберите те, которые необходимы для художника. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, вы справились правильно, назовите помощников художника (холст, краски, кисти, палитра, карандаш, мольберт).

Воспитатель: закроем глаза и скажем волшебные слова:

В мир волшебный и цветной

Вы отправитесь со мной.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята сможем в галерею мы попасть

Раз, два, три, четыре…пять.

Вот мы и в картинной галерее.

(Воспитатель обращает внимание детей на портрет и репродукции картин А. В. Ширманова).

Воспитатель: Дети, перед вами портрет и репродукции картин нашего земляка, пёстровского художника - живописца А. В. Ширманова. Здесь, в детском саду мы рассматриваем не настоящие картины, то есть копии картин.

Ширманов Анатолий Васильевич – живописец. Член Союза художников с 1997 года. Родился Анатолий Васильевич в 1939 году в селе Пёстровка Камешкирского района Пензенской области. Специальное образование получил в Пензенском художественном училище им.К.А.Савицкого, затем десятки областных, зональных и межрегиональных выставок, членство в Союзе художников России. И все-таки Анатолий Васильевич остался  жить и творить в селе ,где он родился.
Пейзажи и сюжетные композиции связаны с малой родиной художника. Работы Анатолия Ширманова – гимн родному селу Пёстровка Камешкирского района. Ширманов живет и работает здесь всю свою жизнь. С его работ веет свежим ветром с полей и лесов, пахнет яблоками и мёдом. Благодать и покой разлиты по холстам. Увлечение пейзажем зародилось у него в школьные годы, когда приходилось каждый день из Камешкира добираться домой, в Пёстровку.

Воспитатель: Обратите внимание на картины. Скажите, что вы видите на них? (Ответы детей)

Правильно, мы видим на его картинах природу родного края. Они приносят людям радость, делают нашу жизнь полнее и интереснее, побуждают в нас добрые чувства.

Физминутка:

Незнайка стать художником мечтал

Поэтому он всюду рисовал.

Ручкой на листе – вот так (показ)

Кистью на холсте – вот так (показ)

Карандашом на парте – вот так (показ)

Мелками на асфальте – вот так (приседают)

Сапогами на снегу – вот так (руки на поясе, притоп)

Коньками он чертил на льду – вот так (изобразить движения конькобежца)

На песочке прутиком – вот так (наклоны)

На дощечке гвоздиком – тук – тук (стучат кулачками)

Разводил в ведре известку (мешают руками)

Потолок белил он щеткой (белят, руки вверху)

Размешал он палкой краску,

Кистью все вокруг покрасил (повороты)

Хотя Незнайка не художник,

Но маляр отличный все же!

Воспитатель: Ребята, назовите цвета, которые использовал художник в своих картинах. Дети: Цветовая гамма яркая, насыщенная.

Воспитатель: Дети, а что делает художник для получения других цветов, оттенков, цветовой гаммы? (Смешивает цвета на палитре). Я предлагаю вам помочь художнику в смешивании красок.

 Поиграем в игру «Смешивание красок».

 Перед вами карточки – схемы и кружки разных цветов. Вы должны в схему добавить кружки тех цветов, при смешивании которых получается тот цвет, который указан на карточке. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам стать художниками, и нарисовать свою картину. Для начала нужно сделать гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик встал один, (все пальчики в кулачке).

Указательный за ним, (разжимаем поочередно каждый пальчик)

Средний будит безымянный,

А за ним мизинчик малый.

Встали братцы все, ура! (сжимаем и разжимаем пальчики)

За работу нам пора.

(Дети под спокойную музыку начинают рисовать). 

Творческая работа.

(По окончанию творческой работы, дети дают название своей картине).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось, нам надо возвращаться в детский сад. Закроем глаза и скажем волшебные слова:

В мир волшебный и цветной

Воспитатель:  как  не  грустно,  но  наше  путешествие  закончилось,  нам  надо

возвращаться,  в  детский  сад  (аудиозапись  «Где  водятся  волшебники»).    Слышите,

музыка нас зовет… 

Воспитатель:  «Закроем глаза и скажем волшебные слова»: 

В мир волшебный и цветной 

Вы отправитесь со мной 

Если дружно встать на ножки 

Топнуть, прыгнуть – не упасть (дети повторяют движения) 

То легко ребята, сможем снова в детский сад  попасть!Воспитатель: закроем глаза и скажем волшебные слова: закроем глаза и скажем волшебные слова:В мир волшебный и цветной

Вы отправитесь со мной.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко, ребята, сможем снова в детский сад попасть!

Раз, два, три, четыре…пять.

возвращаться,  в  детский  сад  (аудиозапись  «Где  водятся  волшебники»).    Слышите,

музыка нас зовет… 

Воспитатель:  «Закроем глаза и скажем волшебные слова»: 

В мир волшебный и цветной 

Вы отправитесь со мной 

Если дружно встать на ножки 

Топнуть, прыгнуть – не упасть (дети повторяют движения) 

То легко ребята, сможем снова в детский сад  попасть!Заключительная часть.

Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, где мы сегодня с вами побывали? (На картинной галерее)

Картины какого художника мы рассматривали? (Художника – живописца, нашего земляка А. В. Ширманова).

О какой профессии говорили на занятии? (О профессии художника).

Нужна ли людям профессия художника?

Дети: Нужна. Художники  видят красивое в окружающей нас жизни и выражает эту красоту в своих произведениях. Они хотят сделать нашу жизнь прекраснее.)

Воспитатель: Мы, гордимся мастерством нашего земляка, художника Анатолия Васильевича Ширманова и благодарим его за ту радость и свет, которые несут людям его чудесные картины.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам выбрать человечков: веселого – если понравилось занятие и грустного – если не понравилась. И объяснить свой выбор.

Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше занятие заканчивается. А эти необычные человечки вам будут напоминать о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Т.А. Мавриной

Каких красивых птиц и бабочек, зверей рисовала художник-иллюстратор Т. Маврина. Художница за свое творчество была награждена Золотой медалью Ганса Христиана Андерсена....

Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"

Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...

Конспект занятия по ознакомлению с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина. Старшая группа

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие".Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое ра...

Ознакомление с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова

Образовательная ситуация по ознакомлению детей старшей группы с книжной графикой.ОО "Художественно-эстетическое развитие.Интеграция ОО: "Познавательное развитие", "Речевое развитие...

Практическое занятие. Моделирование конспекта занятия по ознакомлению с творчеством художника - иллюстратора детей дошкольного возраста

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, используя ма...