Проект по духовно–нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»
проект (старшая группа)

Лабутина Елена Владимировна

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Мой любимый город"51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по   духовно–нравственному воспитанию 

для детей старшего дошкольного возраста

 «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД»

Автор: Лабутина Елена Владимировна, воспитатель,

Аннотация 

        В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности.  Каждый народ имеет свою историю и традиции, а в данный момент разрушается историческая память. Это ведет за собой разрушение личности человека, потому он лишен возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 

Данный проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. 

Великая духовная потребность
в управлении страной не может
быть воспитана в человеке
в один день, и если в ребёнке
с детства не воспитывать
это качество, не стоит
ожидать, что оно появится
у взрослого человека
Томас Манн

Проект: долгосрочный, групповой, творческо-поисковый.

Участники проекта:

  • Воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель
  • Дети старшей и подготовительной групп
  • Родители воспитанников

Актуальность проекта:

Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Дети, начиная с детства, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций; равнодушным отношением к близким людям, недостатком сочувствия и сострадания к чужому горю.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 г». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.  В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются  первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами  к  педагогам, родителям, стремятся  больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины, но если родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Данный проект предоставляет детям возможность получать новые знания, пробуждает и развивает интерес к разным видам деятельности. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить.

Гипотеза:

Проживая в городе Асбесте, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало о них знаем. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, родного края. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, народах и промыслах; будут знать имена тех, кто основал и прославил город и край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Объект и предмет:

Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

Предмет – образовательный процесс, направленный на формирование гражданско-патриотической позиции воспитанников.

Цель: Оптимизация условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, посредством ознакомления воспитанников с историей малой Родины.

Задачи:

  1. Формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
  2. Способствовать формированию гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему России, родного края, города, чувства гордости за свою Родину;
  3. Расширять представления детей об истории, культуре, традициях и людях родного города, края;
  4. Формировать чувство сопричастности:
  • к родному дому, семье, детскому саду, стране;
  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  1. Развивать интерес к русским традициям и промыслам родного города;
  2. Формировать умение выражать свои впечатления средствами изобразительного творчества;
  3. Формировать активную позицию родителей в воспитании гражданина России;
  4. Воспитывать у детей любовь, уважение и привязанность к своей семье, к детскому саду, городу, стране.

Ресурсное обеспечение:

  • Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае
  • Фотографии улиц родного города
  • Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания,    архитектурные ансамбли, памятники, кинотеатры, музеи
  • Слайды, фильмы о памятных местах «Малой Родины».
  • Художественные произведения и литературные материалы.
  • Книги писателей и поэтов города Асбеста.
  • Картины и иллюстрации асбестовских художников.
  • Дидактические игры.
  • Картотека народов и народных промыслов Урала.

Ожидаемые результаты:

  • Дети знают историю своего города, близлежащие улицы; достопримечательности города, флору и фауну Уральского края.
  • У детей сформировано чувство гордости за свой родной город, страну

План действий:

1.   Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?

2.  Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

3.  Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4.  Выполнение проекта детьми и взрослыми.

5.   Обсуждение результатов.

6.  Определение перспектив проектирования.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Этапы проекта.

I этап – подготовительный.

1. Создание развивающей среды.

2. Составление плана проекта, разработка конспектов непосредственно- образовательной деятельности.

3. Осуществление подбора художественных произведений о городе Асбесте, развивающих тематических видеофильмов, мультимедийных презентаций.

II этап – основной (практический).

1. Рассматривание фотографий «Старый и новый город».

2. Разучивание стихотворений об Асбесте, Урале.

3. Просмотр видеофильмов для детей о родном крае, городе.

4. Экскурсии в историко-краеведческий музей, библиотеки; целевые прогулки по улицам и окрестностям города, к достопримечательностям родного города.

5. Цикл бесед на тему: «Мой родной город Асбест», «Наш край – Урал»

6. Художественное творчество – рисование, аппликация, конструирование.

III этап – заключительный.

  1. Выявление уровня знаний детей о родном городе, крае.
  2.  Выставка детских поделок.
  3.  Оценка этапов реализации проекта детьми.
  4.  Презентация проекта.

Комплексно-тематический план по теме «Мой родной город»

Блок

Темы

Совместная деятельность воспитателя с детьми и образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей и оснащение развивающей среды

Взаимодействие с родителями и социумом

Культурный облик города

Мой родной город

 

  • Создание и рассматривание альбомов: «Старый и новый город», «Край Урал»,
  • Беседы:

«Визитная карточка города – герб»,

«Мой родной город», «Улицы нашего города», «Символы нашего города», «Культурная жизнь нашего города» (театры, кинотеатры, парки),

  • Дидактические игры: «Какой наш город?»,

«О моем городе».

  • Викторина «Что я сделал для родного города» (чистота, уют).
  • Составление рассказов:  «Город, в котором я живу», «За что я люблю свой город», «Как сделать город чистым?».
  • Конструирование:

«Дома в нашем городе», «Мой город», «Город будущего» «Здания города».

  • Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Промышленность города.
  • Чтение художественной литературы о родном городе, рассматривание буклетов, альбомов, вымпелов Сказки и были об Асбесте.
  • Прослушивание песен: «С чего начинается Родина», музыкальных композиций о городе, крае.
  • Рассматривание альбомов: «Мой город», «Достопримечательности города».
  • Конкурс рисунков «Мой город».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Мы строители», «Школа»
  • Целевые прогулки по городу.
  • Рисование “Мой любимый город”
  • Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
  • Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Асбесте.
  • Фотовыставки на тему “Я и мой город”, “Туристические прогулки по городу”, “Мы городом родным, должны гордиться!”
  • Посещение с детьми памятников, достопримечательностей города, участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Дню города, День Памяти, народные и другие профессиональные праздники.
  • Консультация для родителей «Познакомьте ребенка с родным городом»

Улицы  моего города

  • Презентация: «Улицы нашего города".
  • Беседы: «Улицы нашего города»
  • Дидактические игры: «Мой адрес», «Звуки улицы», «Кто больше знает названий улиц города Асбест».
  • Составление рассказов: «Из нашего  окна – родная  улица видна» «За что я люблю свой город», «Моя улица», «Как сделать город чистым?», «Дом, в котором я живу»,
  • Обсуждение ситуаций: «Если бы не было названия улиц?», «Если бы на домах не было адреса?», «Если бы на домах были одинаковые адреса?», «Что такое улица, и по каким правилам она живёт?», «Сделаем улицы чище».
  • История улиц города Ладыженского, Аввакумова, Махнева и т.д..
  • Оформление газеты «Шагая по улицам города»
  • Сюжетно- ролевые игры: «Прогулка по городу»
  • Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
  • Конструирование: «Мой детский сад»; «Здания города».
  • Рисование: Животные, птицы, растения Урала
  • анкетирование «За что, я, люблю свой город? »,
  • родительское собрание на тему: «Привитие детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям»,
  • консультации «Мы городом родным, должны гордиться!», «Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная»,

Исторические памятники

  • Историко-краеведческий музей. История его создания.
  •  Вечный огонь, обелиск павшим героям в ВОВ.
  • Беседа:  «Как и кем создавался и строился город?»
  • Рассказ о достопримечательностях г. Асбест, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,
  • Игра – викторина «Знатоки города Асбест»
  • Рассматривание альбомов
  • Слушание музыкальных композиций
  • Беседы
  • Консультации
  • Анкетирование  
  • Совместные праздники
  • СМИ для родителей

Наше наследие

  • Культурное наследие жителей города: произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Архитектура города.
  • Чтение произведений местных поэтов (сборник «От сердца к сердцу»- стихи  поэтов).
  • Экскурсия в библиотеку, музей
  • Рассматривание альбомов с репродукциями картин асбестовских художников
  • Художественно-творческая деятельность
  • Семейное посещение кинотеатров, музеев, библиотек

Природа родного города

Озера, реки

  • Беседы о сохранении природы.
  • Дидактические игры:

Кто живёт в озере.

Заселим Рефт, Пышму.

Что перепутал художник.

  • Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними
  • Рассматривание географической карты Свердловской области
  • Рисование: «Где я отдыхал»
  • Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?».
  • Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края»

Парки, леса

  • Дидактические игры:

Что нам нужно взять в поход.

С какого дерева лист?

Когда это бывает.

Грибная поляна.

Рыбы, птицы, звери

  • Экскурсии в лес
  • Места отдыха.
  • Беседа: «Что нужно для того чтобы город был чистым»,
  • Беседа о климатических условиях города, области.
  • Организация уголка краеведения в группе
  • Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания.
  • Рисование: Животные, птицы, растения Урала
  • Консультации: Помощь в организации экскурсий
  • Туристические прогулки-походы «Уральские тропы»

Животные леса

  •  Дидактические игры:

Назови друзей леса.

Кто лишний.

Найди животных нашего края.

Народы Урала.

Что перепутал художник.

  • Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
  • Рисование: «Где я отдыхал»
  • Просмотр познавательных программ
  • «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке)
  • Конкурс на лучшую кормушку для птиц
  • Конкурс на лучшую ледяную постройку

Деятельность жителей города

Труд жителей города

  • Беседа: «Предприятия и заводы города», «Они прославили наш город»
  • Дидактические игры:

Кому, что нужно для работы.

  • Встреча с людьми труда
  • Рассказ воспитателя о минерале – асбест.
  • Посещение краеведческого музея
  • Просмотр презентаций
  • Консультация «Как знакомить детей с трудом взрослых»

Праздники

  • Праздники:

 «С русским задором по русским просторам» (традиции календарных праздников»;

«Широкая Масленица», «Рождество Христово»,

«Пасха» (семейные традиции);

«День Славянской письменности»,

«Зачин дело красит» (традиции, обычаи и обряды наших предков, посвященные взаимосвязи человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).

« Жемчужины народной мудрости».

«Богатыри России».

  • Рисование о том, что запомнилось на празднике
  • Подготовка атрибутов к праздникам
  • Спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья»

Почетные люди города. Защитники родной земли.

  • Встречи с почетными людьми города
  • Акция «Ветеран живет рядом»  (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда).
  • Военно-патриотическая игра «Зарница».
  • Оформление книги памяти, содержащей фотографии почетных людей города, участников войны.
  • Сюжетно – ролевые игры:

Пожарные

Защитники Родины

  • Изготовление фотоальбома «Они защищали Родину»

Доска почета

  • Экскурсии в музей

Результаты работы

Создана система работы по ознакомлению детей с родным городом. Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, с символикой, с названиями улиц, а также с его жителями и их профессиями.

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой маленький человек. Туристические прогулки – самый любимый вид деятельности детей. Здесь дети знакомятся с достопримечательностями города, наблюдают за транспортом, за жителями, прослеживают красоту природы в разные времена года.

Данная система предполагает работу с различными видами игр: дидактической, сюжетно-ролевой, словесной. И ребятам очень интересно играть в данные игры. Например, игра – викторина «Знатоки города Асбест», Парные картинки,  лото «Мой город» и так далее.

Большую работу проводим в творческой деятельности. Организуем выставки детских работ в группе, участвуем в городских и областных выставках. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например «Моя родословная». Ведь в настоящее время у детей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: семья - хранительница национальных традиций, счастье семьи – это счастье и благополучие народа, государства.

Наиболее эффективно воздействие на ребёнка средствами эстетического воспитания. Проводятся развлечения «Осенний бал», «На пороге коляда», досуговый вечер «Наша Родина», литературные композиции «Ваш подвиг будет жить в веках!». Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребёнка.

Для обеспечения комплексного подхода по ознакомлению детей с родным городом, взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования города: детская библиотека, музыкальная и спортивная школа, центр дополнительного образования детей, Центр культуры и отдыха, музеи. В данных учреждениях проводится ряд мероприятий: концерты, спектакли, беседы, выставки, экскурсии, викторины, познавательно-игровые программы. Всё это расширяет представление детей о городе, его жителях – людях различных профессий.

Для осуществления проекта создана предметно – развивающая среда:

  • изготовлены дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности ребёнка. Подобраны атрибуты к сюжетно ролевым играм.
  • подобрана художественная литература по нравственно – патриотическому воспитанию детей (стихи, рассказы, пословицы и поговорки и так далее).
  • собраны альбомы с фотографиями «Мой город», «Профессии моих родителей», «Природа нашего края» и другие.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация: консультации, памятки, анкеты, родительские собрания.

Главный результат деятельности мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Картотека дидактических игр

  1. «Мой город»

Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах

  1. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до школы, театра…)

Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.

  1. «Достопримечательности родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Асбеста; развивать внимание, память, связную речь.

  1. «Парные картинки»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)

  1. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»

Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.

  1. «Кто лишний»

Цель: учить детей находить предметы и здания, которые относятся к достопримечательностям города Асбеста, объекты растительного и животного мира, находить лишний предмет; развивать связную речь, мышление, память.

  1. «Собери картинку»

Цель: закрепить умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.

8.     «Помоги Степашке попасть в театр»

Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание; развивать связную речь.

  1. «Заселим реки Рефт, Пышма»

Цель: закрепить знания детей о животном мире Среднего Урала (в данном случае – рыб); развивать мышление, память, связную речь.

  1.  Лото «Мой любимый город»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.

Конспект физкультурного досуга «Чудо дерево»

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, родной природе
  • Закреплять умение ориентироваться на местности, знания осенних примет, правил поведения в лесу
  • Упражнять в ходьбе и беге, прыжках
  • Воспитывать выносливость, чувство коллективизма, взаимопомощи

Оборудование:

  • Карта – схема маршрута
  • Рюкзаки
  • «волшебные листья»
  • 2 ложки, 2 яйца, 2 обруча, платок, палочки по количеству детей
  • Костюм Бабы Яги

Предварительная работа:

Совместное составление плана – маршрута от детского сада до любимой полянки; знакомство детей с ближайшими к детскому саду улицами, их историей; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок; разговор об осенних приметах, правилах поведения в лесу в разное время года; заучивание стихов об Урале, городе Асбесте; беседа с детьми о том, что бы они хотели получить в подарок от  осени.

Ход занятия:

(Время проведения – осень. Любимая полянка расположена недалеко от детского сада, возле стадиона «Ураласбест»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! Сколько разноцветных листьев, целый ковер. Давайте соберем с вами прекрасный букет из разноцветных листьев, а потом украсим нашу группу.

(дети собирают листья, среди них находят один с самодельным текстом)

Посмотрите, ребята, какой необычный листочек мы нашли. Здесь что-то написано, давайте прочитаем.

В осеннем любимом лесу.

Полным – полно чудес:

Есть спелая рябина,

И шиповник, и малина.

Ну а если потрудиться

Можно к дереву прийти

И на нем себе найти

Все, что нужно для души.

Вот хорошо бы такое дерево найти, тогда все бы наши желания исполнились. Где надо искать такое чудо – дерево? (ответы детей - в лесу, в парке и т.д.)

Воспитатель: А чтобы не сбиться в пути, что нужно…? (ответы детей – компас, карта маршрута, рюкзаки с продуктами, проводник и т.д.)

Правильно, схема маршрута, а еще рюкзаки с продуктами, проводник.

Воспитатель: 

Вот хотели с вами отправиться на поиски чудо – дерева, да не знаем в какую сторону идти. Что же нам делать? (предложения детей)

Правильно, давайте еще раз поищем на полянке «волшебные листья», вдруг на одном из них и будет указан маршрут, направление.

(дети еще раз обходят полянку и находят рюкзаки и схему маршрута, нарисованную на осеннем листочке.  Рассмотрев, внимательно схему, определяют маршрут путешествия).

Воспитатель: Ну вот мы готовы отправиться в путь. А по дороге мы с вами будем любоваться прекрасными зданиями нашего города.

(идут на полянку в лес, по дороге вспоминают названия улиц, рассматривают знакомые здания и жилые дома,

 Воспитатель: Ну вот, мы с вами пришли на нашу любимую полянку. Давайте рассаживайтесь на бревнах, отдыхайте, любуйтесь природой.

(на поляну вбегает Баба Яга)

Баба Яга: Кто вы такие и чего тут делаете?

Дети: Мы ищем в лесу «Чудо дерево»

Баба Яга: Ишь, чего захотели, не так просто его найти, не всем дерево попадается на пути, надо много чего знать, а я не уверена, что вы все знаете. Не пущу вас дальше в лес! В лесу много жителей, да и растений самых различных, еще навредите кому-нибудь. Чтобы по лесу ходить, надо правила знать, как вести себя, что можно делать, а что нельзя. Вот вы знаете правила поведения в лесу?

Дети: знаем. В лесу нельзя шуметь, громко слушать музыку, рвать растения, пинать грибы, разрушать гнезда, разжигать костры без присмотра взрослых и т.д.

Баба Яга: Ну хорошо, все правила назвали, а осенние приметы назвать можете?

(дети рассказывают об Уральской осени: ее приметах, особенностях.)

Баба Яга: Все равно не пущу, пока не узнаю, что вы дружные – помогаете друг другу, не обижаетесь на тех, кто выигрывает. Поэтому для вас я приготовила Игры – соревнования.

Игры – соревнования: «Перенеси картошку в ложке», «12 палочек», «Золотые ворота», «Дружный обруч», «Жмурки»

Баба Яга: Молодцы, дружно играли, много знаете, любите свой лес. Порадовали меня, покажу я вам дорогу к волшебному дереву. Куда рукой покажу, туда смело стройте дорожку (Игра «Кочки – дорожки»)

(Баба Яга уходит, дети с воспитателем, ориентируясь на стрелки на деревьях, находят дерево, увешенное подарками, играют)

Воспитатель: А теперь нам пора отправляться в путь, обратно в детский сад.  Давайте скажем спасибо «Чудо дереву», скажем до свидания нашей полянке, а вечером расскажем о своем приключении нашим мамам и папам, а еще нарисуем то, что увидели сегодня и чего узнали.

(дети оправляются обратно в детский сад.)

Конспект спортивного праздника «Край родной – земля уральская»

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей со своим родным краем
  • Закрепить знания о том, чем отличается зима уральская от южной зимы
  • Закрепить знания о том, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки, кто из асбестовских поэтов воспевают в своих стихах уральскую зиму.

Ход занятия:

(дети выходят на спортивную площадку, их встречает Зима)

Зима: Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Слышала я, что любите вы      свой Урал, хорошо знаете свой край. Может быть, я ошиблась, попала не туда?

Скажите, как называется улица, на которой находится ваш детский сад?

(Мира).

А как называется ваш город? (Асбест). 

А знаете ли вы, как называется край, в котором вы живете? (Урал)

Правильно, Урал. Об Урале, уральской зиме асбестовскими поэтами сложены 0прекрасные стихи.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый.

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Зима: А вы хотите отправиться со мной в путешествие по уральскому зимнему лесу? Тогда в путь.

Идем не спотыкаемся,

Сугробов не боимся.

Какая красивая уральская зима, а деревья в теплых шубах, в высоких снежных шапках, земля укрыта от мороза пуховым одеялом. Чуть – чуть зазевался и провалился в сугроб. Выше ноги поднимайте, внимательно смотрите, куда ставите ноги – не провалитесь в глубокий снег. А здесь тропинка узкая – пойдем боком, а здесь надо пригнуться, чтобы снег с веток не нападал на шубы и шапки. В лесу тихо, тихо. Зимний лес спит до весны.

Теперь же березы стоят

В февральских заснеженных дремах.

Да воет метель в буреломах.

                А.Никитин «Березы»

Вышли мы на широкую тропинку, можно и пробежаться. Хорошо в зимнем лесу, как приятно подышать морозным свежим воздухом. Пройдем еще по дорожке и послушаем, как скрипит снег под ногами.

Расскажите мне, что вам нравится зимой?

Хоровод «Что нам нравится зимой»

А вот и снежинки собрались в кружок. 

«Танец снежинок»

Еще не сдается,

Беснуется север.

И лежит в сугробах

Лесной мой Урал

                                                        Никольский «Уральские ели»

Зима: Ух, какой сильный ветер подул. Разлетелись снежинки по полянке. Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает. Ветер стих, снежинки опускаются на землю.

Появляется Мороз Иванович.

Мороз Иванович: Здравствуйте, дети! Ну что, замерзли? Да, крепки уральские морозы. А еще уральская зима отличается от зимы южной. А чем?  Расскажите мне.

Мороз Иванович: Вы мороза не боитесь? Берегитесь, берегитесь! До кого дотронусь, заморожу не шутя.

Игра «Мороз – красный нос»

Мороз Иванович: Ну, молодцы, ребята, сразу видно – уральцы, закаленный народ. А сколько снега выпало! Много. А вы знаете, какая самая любимая игра была у ваших бабушек и дедушек, когда они были маленькими?

Игра «Снежки»

Мороз Иванович: Подбирайте-ка скорее мои белые снежки, да в Мороза бросайте, покажите, какие вы ловкие (дети бросают снежки в Мороза).

Мороз Иванович: Ух, закидали, ух, забросали! А еще ваши дедушки и бабушки любили на санках, коньках и лыжах кататься да соревноваться. А посоревнуемся?

Соревнования на санках:

  • «Кто быстрее между флажков проведет «Санки»
  • «Очисти дорогу» (перевозят кубики на санках)
  • «Провези снежки и попади в цель» (корзины для метания стоят на разном расстоянии)
  • «Кто быстрей доедет до флажка»

Зима и Мороз Иванович хвалят детей, вручают им медали

Зима: У ваших бабушек и дедушек была еще одна любимая игра:

Ты, Мороз, глаза не открывай,

С нами в жмурки поиграй.

Игра «Жмурки»

Мороз Иванович: Перед тем, как попрощаться должен, дети, вам признаться. У меня сюрприз для вас. Отгадайте-ка загадку:

Круглолица, краснощека,

В ярком праздничном платке,

В красном сарафане,

С корзиночкой в руке.

Появляется Матрешка.

Матрешка:  Продаю! Продаю!

Зима: Матрешка, что ты продаешь?

Матрешка: Сладости.

Зима: У нас денег нет.

Матрешка: Ну, тогда отвечайте на мои вопросы: Как называют уральскую зиму? Зима на Урале – это хорошо или плохо?  (дети отвечают на вопросы)

Матрешка: Молодцы! Можно вас угостить и на русской тройке прокатить.

Зима: Кончается время волшебных минут,

          Меня уже вьюги в дорогу зовут.

          Туда, где повсюду снега да снега,

          Где вьются метели и свищет пурга.

Мороз Иванович: Праздник веселый удался на славу!

                                Мы, думаем, всем он пришелся по нраву!

Зима: Пойду в другие детские сады и расскажу о вас, ребята, о том, что вы любите и знаете свой родной край.

Матрешка, Зима и Мороз прощаются и уходят.

Конспект НОД «О нашем городе мы свой ведем рассказ»

Тема: Рассказ воспитателя «Наш родной город».            

Цель: Уточнить и расширить знания детей о родном городе. Объяснить происхождение названия нашего города, рассказать о главных улицах города, градообразующих предприятиях, достопримечательностях. Вызвать у детей желание узнать как можно больше о городе, уточнить знание домашнего адреса. Способствовать расширению словаря по теме.

Развивать восприятие, внимание, память, познавательные интересы.

Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивым и чистым.

Материал: фотографии с видами города, изделия из асбеста, иллюстрации, буклеты, книги.

Методическая литература: Т.Р. Кислова "По дороге к Азбуке" стр.120.

Содержание деятельности:

  1. Организационный момент: Игровое упражнение "Я рада вас видеть".  
  2. Введение в тему:
  • Дети, когда ваши родители на работе, где вы находитесь?
  • Правильно в детском саду. Наш детский сад называется "Теремок", его номер 25 и находится на улице Мира дом 9/1. Вы знаете, что в нашем городе очень много улиц. У каждой есть свое название.
  • Какие названия улиц вы знаете?
  • На какой улице живете вы? Назовите свой домашний адрес.
  1. Изучение нового. Рассказ воспитателя "Наш родной город".      
  • Как называется город, в котором мы живем?
  • А вы знаете, почему он так называется?
  • Рассказ воспитателя о происхождении названия города, о поселке "Куделька", об открытии месторождения необычного волокнистого камня, о том, что из него изготавливают и на каком предприятии.
  • Рассматривание фотографий города, изделий из асбеста.

Асбест добывают в огромных чашах – карьерах. Затем руду везут на фабрику, очищают от грязи, пыли, сортируют и отправляют на переработку. Из асбестового волокна делают очень много нужных и полезных вещей (показ). Ас бест – огнестойкий материал (шифер, костюмы для пожарных и т.д.).

На территории города много заводов и фабрик, на которых изготавливают все, что нужно для жизни: вы сидите на стульях, за столами, которые сделаны на нашей мебельной фабрике; посуда, из которой мы едим, сделана на фарфоровом заводе: альбомы и тетради – на нашей типографии и т.д.

  1. Физкультминутка:
  • Я буду рассказывать про себя, а вы – про себя. Для этого делайте то же, что и я, и повторяйте слова следом за мной.

В: Я иду,

Д: И мы идем.

В: Я пою,

Д: И мы поем.

В: Я бегу,

Д: И мы бежим.

В: Я молчу,

Д: И мы молчим.

В: Я на лавочку присела,

Д: Мы на лавочку присели.

В: Головою повертела,

Д: Головою повертели.

В: А потом я с лавки встала,

Д: А потом мы с лавки встали.

В: И руками помахала,

Д: И руками помахали.

В: В ладоши похлопала,

Д: В ладоши похлопали.

В: Ногами потопала,

Д: Ногами потопали.

В: Десять раз поприседала,

Д: Десять раз поприседали.

В: И нисколько не устала,

Д: И нисколько не устали.

  1. Рассматривание фотографий. Давайте посмотрим, в какой красивый город превратился поселок Куделька.
  • Какие здания или улицы вам знакомы?
  • Из скольких этажей построены дома в нашем городе?
  • Сколько этажей в вашем доме?
  • Что есть в нашем городе? (улицы, детские сады, школы, магазины, больницы и т.д.)
  • Где работают люди?
  • Где отдыхают?
  • Что нужно для того, чтобы наш город был красивым?
  • Кто убирает улицы и дворы?
  1. Игра "Какой дом?"
  • Из какого материала строят дома? (кирпича, бревен)
  • Дом из кирпича, какой? (кирпичный)
  • Дом из бревен, какой? (бревенчатый)
  1. Итог: О чем мы сегодня говорили? Как называется наш город? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город, мой Зеленокумск»

Занятие способствует формированию любви к родному городу и развивает интерес к его прошлому и настоящему....

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»

Проект по  гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой город – Вязьма!»...

Патриотический групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»

Патриотический групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город»....

презентация «Формирование духовно-нравственной культуры речи у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с образом Александра Невского».

В данной презентации предоставлена система работы по развитию духовно – нравственной культуры речи через ознакомление с образом А. Невского у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...