Проект "Откуда взялось моё имя"
проект (старшая группа)

Попова Екатерина Игоревна

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна наша страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Проект: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 2 недели

Вид проекта: информационно – творческий

Участники проекта: воспитанники общеразвивающей группы №11, родители, воспитатели

Актуальность

Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его сверстников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь.

Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.

 

Постановка проблемы

Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.

О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя? К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.

Цель проекта: формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 

Образовательные задачи:

1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.

2. Познакомить с историей появления имени, его значением.

Развивающие задачи:

1. Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.

2. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.

Предполагаемый результат:

В результате работы над проектом дети будут знать: • Полное имя; • Значение имени; • Происхождение имени: • Различные формы имени

Будут уметь: • При помощи взрослых изучать и анализировать художественно-литературные источники, ресурсы интернета; • Собирать информацию о происхождении имен; • Исследовать значение имен; • Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета

 

Планирование и организация деятельности:

1 этап – подготовительный

Постановка проблемы. В нашей группе есть 2 Артема и 2 Саши, 2 Вани, 2 Матвея, 2 Ильи, 2 Софии, 2 Екатерины. Однажды мы с детьми рассуждали, почему же так получилось, и как нам можно по-разному их называть. После этого пришла идея изучить имена и их происхождение.

Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:

1. Определить самые распространенные и редкие имена в группе.

2. Собрать информацию о значении и происхождении имен.

3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

Расставим наши имена по алфавиту:

А – Алла, Александр, Алёна, Анна, Анастасия, Андрей, Арина, Арсений, Артём.

В – Василиса, Вероника.

Г - Герман.    Д - Даниил

Е – Евгения, Екатерина.

И – Илья, Иван.   К - Ксения

М –Матвей, Маргарита, Милена.

П - Полина.  С – Степан, София,

Таким образом, мы сделаем следующие вывод: больше всего имен на букв «А» -  9 имён.

Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя. Родителям раздать мини-анкету.

Предварительная работа воспитателей:

Сбор информации: подбор игр, подбор атрибутов для игр, материала на заданную тему (значение имени, знаменитые люди, стихи).

 

2 этап – реализация проекта

 

Вид деятельности

Формы и методы работы

Познавательная:

 

Мультимедийная презентация

«Как появились имена»

Беседы:

  • «Зачем человеку имя?»
  • «Что такое имя?»
  • «История русских имен»
  • «Что означают наши имена»
  • «Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?»
  • «Что такое Отчество?»
  • «Кто такой «тёзка»?
  • «Можно ли менять имя?»
  • «Каких великих людей ты знаешь с именем?»
  •  «Хочешь ли ты прославить своё имя и что для этого нужно сделать?»

Домашнее задание: «Кто меня так назвал и почему?» 

Игровая:

 

Дидактические игры:

«Волшебная палочка»

«Обратись по имени»

«Назови по имени ласково»

«Угадай, кто позвал»

«Я знаю пять имён»

«Поменяемся именами»

«Сказочные имена»

Изобразительная:

 

Рисование «Цвет моего имени»

Лепка «Моя любимая буква!»

Раскраски «Мое имя»

Восприятие художественной литературы и фольклора:

 

Чтение произведений с именами:

Б. Житков «Чудесное имя»

Б. Житков «Как меня называли»

Т. Шорыгина «Похищенное имя»

А. Барто «Имя и фамилия»

Р. Сеф «Имя у тебя одно»

отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалья»

В.Кочетова «Приключения девочки, потерявшей свое имя» 

Обсуждение прочитанного.

Загадывание загадок про героев сказок, потешки, считалки с именами детей

Двигательная:

 

Пальчиковая гимнастика:

«В нашей группе все друзья»

Подвижная игра:

 «Узнай имена» (развитие умение общения с детьми, находить контакты, знакомиться; воспитывать дружелюбное отношение.). Знакомство детей с детьми других групп, поиск своего тезки.

«Первая буква моего имени» Найти первую букву своего имени и встать группами, если буквы одинаковы.

 «В имени моем..» Педагог называет звук – если у ребенка есть такой звук в имени, он встает.

 

Коммуникативная:

 

Ситуация общения:

«Невежливая девочка»

«Люди с одинаковыми именами – одинаковые?»

«Прозвище – это хорошо или плохо?»

Придумывание сказки:

«Как Маша имя потеряла»

Составление рассказов

«Как я берегу свое доброе имя»

Проблемная ситуация:

«Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?»

 

 

3 этап – итоговый.

Создание плаката «Цветочная полянка имен»

Викторина «Знаю все про имена»

Создание книжки-малышки «Наши имена»

 

Результат

Дети знают: какие были имена раньше;  откуда имена появились; у каждого имени есть свое значение и формы

Дети умеют: обращаться друг к другу по полному имени, использовать разные формы имени;  собирать и анализировать информацию; работать слаженно и дружно.

У детей развивается познавательный интерес к себе; повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы; совершенствование навыков общения, обогащение активного словаря; развиваются творческие способности.

 

 

 

Приложение 1

 

Беседы «Что такое имя?», «Зачем человеку имя?»

 

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)

- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

- Дети посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы похожи? (ответы детей).

- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

- Правильно, это имя.

- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? 

Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое.

- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (высказывания детей).

- Правильно, имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь,

- Сейчас, я расскажу вам, как на Руси давали имена. Садитесь поудобнее и слушайте. Наши предки внимательно относились к выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей) Людмила (милая людям).

- По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой.

- По мере того, как людей стало больше имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребёнка. И называть мальчика или девочку могли теперь в честь дедушки или бабушки.

Итог: ответы детей на вопросы «Что такое имя?», «Зачем человеку имя?»


 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1.Беседа по домашнему заданию.

2.Чтение «Приключения девочки, потерявшей свое имя» В.Кочеткова, М.Калинина

Беседа по прочитанному.

- Какое имя было у девочки? Какие имена знаете вы? (ответы детей). А у вас в группе есть Катюша?

- Скажите, а Катюша – звучит ласково?

Игра «Назови по имени ласково»

Подвижная игра «В имени моем...»

 

  1. Чтение стихотворений с именами и их обсуждение.

Андрюшка

Лежали на полке,

Стояли на полке

Слоны и собаки,

Верблюды и волки,

Пушистые кошки,

Губные гармошки,

И утки,

И дудки,

И куклы-матрешки.

Кто видел у нас

В магазине

Андрюшку?

Он самую лучшую

Выбрал игрушку —

Он выбрал ружье,

И сказал продавец:

— Ты будешь охотником.

Ты молодец!

С.В.Михалков

 

Катя

Мы целое утро возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.

- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? -
А Катя сказала:
Я жду урожая.

А.Барто

Где тут Петя, где Сережа?

Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа -
Не могу сказать я.

Только бабушка и мать
Их умеют различать.

Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже
Тоже.

С.Я.Маршак

У Степана

У Степана
Два кармана,
У Богдана – целых пять.
И у Маши
Есть кармашек,
Где конфеты любят спать.

У Романа
Нет кармана –
Рома любит танцевать.
А у Любы
Только губы,
Люба лезет целовать!

В.Полянский

Вырос Юра

Вырос Юра, он теперь
За собой закроет дверь.
Надевает сапоги 
И не просит: «Помоги!»

Наш Юрашка стал большой.
Поглядите, вот какой:
Он до ручки до дверной
Достаёт своей рукой!

В.Полянский

 

Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:

- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).

- Белоснежка (она белая, как снег).

- Снегурочка (она сделана из снега).

- Синеглазка (это девочка с синими глазами).

- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).

- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).

- А каких еще сказочных героев вы знаете и можете рассказать, что обозначают их имена? (Айболит, Мойдодыр)

- А вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей, домашнее задание) и почему вас так назвали?

 

3. Беседа по домашнему заданию «Что обозначает мое имя»

Беседа «Хочешь ли ты прославить своё имя и что для этого нужно сделать?»
Беседа «Каких великих людей вы знаете с таким же именем как вас?»


Беседа «Тезка – это…»

- Ребята, а вы заметили, что у нас в группе есть 2 Вани?

Людей с одинаковыми именами называют тезками.

 

Подвижная игра «Узнай имена»

Знакомство детей с детьми других групп, поиск своего тезки.

 

 

4.Беседа «В каком документе написано наше имя?»

Демонстрация свидетельства о рождении.

 

Подвижная игра «Первая буква имени»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon proekt_otkuda_vzyalos_moyo_imya.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

"Взял в руки карандаш"

Консультация для родителей      Взял я в руки КАРАНДАШ     Советы родителям    Изобразительная деятельность крайне важна не сто...

Откуда я взялся?

Материал родителей, воспитателей, для информационного уголка, на тему как очень тактично и доступно рассказать ребенку откуда он взялся....

Откуда я взялся?

Однажды этот непростой воп­рос обязательно задаст ваша любознательная девчушка или смышленый мальчуган... Тру­ден он только для нас, взрослых. Для малышей же спросить: «От­куда берутся дети?» абсолютн...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»

Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....

Как люди научились считать или откуда взялись цифры

Краткий занимательный курс в историю......