«Развитие творческих способностей детей 2-3 лет в аппликации»
методическая разработка (младшая группа)

Методическая разработка о развитии способностей детей при помощи аппликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей 2-3 лет в аппликации»

1 блок. Соотнесение (группировка по форме) геометрических фигур при абстрагировании от их цвета и величины.

1 задание: «Группировка контрастных фигур»

Задача: выявить умение детей группировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) по форме, абстрагируясь от различий цвета и величины.

Материал: круги, квадраты, треугольники, овалы -12 шт, разного цвета и величины.

Ход: Педагог: «Здравствуй, Оля, к тебе в гости пришел Пятачок, который хочет с тобой поиграть. Он принес 4 коробочки (педагог показывает их), а на этих коробочках изображены фигуры (на одной квадрат, на другой круг и т.д.). В коробку, на которой нарисован квадрат, необходимо сложить все квадраты; в коробку, где изображен круг, поместить все круги и т.д. Давай поможем Пятачку навести порядок».

2 задание: «Группировка сходных по форме фигур»

Задача: выявить умение детей группировать геометрические фигуры (квадраты, параллелограммы, прямоугольники, ромбы, трапеции) по форме, абстрагируясь от различий цвета и величины.

Материал: Игрушки заяц, лиса, медведь, волк, белка; геометрические фигуры - по три квадрата, параллелограмма, прямоугольника, ромба, трапеции - разного цвета и величины.

Ход: Педагог: «Посмотри, кто у нас сегодня в гостях (показывает зайку, лису, волка, медведя и белку). Эти звери очень любят играть с геометрическими фигурами. Зайка очень любит квадраты (педагог кладет около зайца – квадрат), лиса — вот такие параллелограммы, медведь - 36 прямоугольники, волк – ромбы, белка - трапеции. Давай поможем им собрать свои любимые геометрические фигуры».

2 блок. Название геометрических фигур.

1 задание: «Понимание названий фигур» Задача: выявить наличие у детей в пассивном словаре слов-названий геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

Материл: игрушечная кастрюлька; картонные модели геометрических фигур.

 Ход: Педагог: «Сегодня мы с тобой будем варить суп. А суп у нас будет не простой, а из геометрических фигур. Сначала сложи в кастрюлю треугольник, теперь квадрат и т.д. Молодец!»

2 задание: «Употребление названий фигур» Задача: выявить умение детей называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

Материл: тот же. Ход: задание является продолжением предыдущего: «Мы с тобой сварили суп, теперь будем разливать его – доставать все фигуры. Валя, достань фигуру и назови ее. Теперь другую фигуру…».

3 блок. Чувственное соотнесение формы предметов и геометрических фигур. 1 задание: «Соотнесение формы изображенных предметов»

Задача: выявить умение соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой. Материал: карточки с изображением предметов из пособия Л.А. Венгера; набор геометрических фигур.

Ход: Педагог показывает изображение и предлагает ребенку найти фигуру, на которую похож предмет (например: огурец – овал).

2 задание: «Группировка предметов по форме»

Задача: выявить умение группировать изображенные предметы по форме.

Материал: пять коробок, по 3 карточки с изображениями предметов круглой, овальной, квадратной, треугольной, прямоугольной формы.

 Ход: Педагог ставит пять коробки, на каждой из которых изображена геометрическая фигура. Затем поочередно показывает карточки, предлагая ребенку соотнести форму изображенного предмета с геометрической фигурой и положить в соответствующую коробку.

4. Словесное обозначение формы предмета

1 задание: «Называние формы плоских предметов»

Задача: выявить умение словесно обозначать форму плоских предметов. Материал: Игрушка Машенька, предметы: конверт, платочек, колесо, тарелка и др.

Ход: «Оля, сегодня к тебе в гости пришла Машенька (педагог показывает Машеньку), она принесла с собой коробку с разными предметами и хочет с тобой поиграть, но Машенька пришла без Миши и совершенно не знает, какой формы у нее предметы. Давай я буду доставать предмет, а ты называть его форму».

2 задание: «Называние формы объемных предметов»

Задача: выявить умение словесно обозначать форму объемных предметов.

Материал: Игрушка Машенька, предметы: мяч, часы, яйцо, книга, пирамида и др.

Ход: задание является продолжением предыдущего. Ребенку предлагается доставать из коробки предметы и называть их форму.

Занятие аппликацией в первой младшей группе, как и любая непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, имеет свою структуру: это теоретическая часть занятия, которая подводит дошкольников к процессу творчества, их самостоятельная продуктивная работа и подведение итогов.

Отметим, что в данном возрасте воспитатель еще не проводит с детьми анализа готовых работ: не указывает детям на возможные недостатки (ведь, зачастую они обусловлены тем, что малыши в силу своего развития еще не обладают необходимыми навыками). 

Занятие заканчивается исключительно на позитивной ноте — педагог хвалит всех воспитанников, восхищается их успехами, что в свою очередь, стимулирует ребят к дальнейшему творчеству.

Любое занятие в дошкольном учреждении рекомендуется проводить в занимательной форме, однако применительно к ясельной группе игровой момент является определяющим. Чтобы удержать внимание малышей, воспитатель должен обязательно организовать сюрпризный момент в начале занятия.

Например, если детям предлагается коллективная работа по изготовлению книжки-малышки (наклеивание на пустые страницы силуэтов игрушек и животных), то в группу почтальон приносит посылку, в ней дети находят материалы для аппликации. Вариантом может стать сказочный сундучок с таким же содержимым либо какой-то персонаж, хорошо знакомый детям. После этого педагог с ребятами рассматривает материал для занятия: выясняется назначение кисточки и клея, клеенки и тряпочки.

Еще одно интересное решение теоретической подготовки к продуктивной деятельности (аппликация на тему «Пирамидка») – в группу приходит игрушечный Мишка, он шепчет воспитателю на ухо, что хотел бы поиграть с пирамидкой. Педагог показывает медведю и детям игрушку, обсуждается цвет и размер деталей, пирамидка несколько раз собирается и разбирается, причем, малыши должны попробовать сделать это самостоятельно.

Еще один вариант увлекательной мотивации (занятие «Украшение погремушки») – воспитатель сообщает детям, что зайчата построили себе дом (демонстрируется картинка или игрушечный домик). Он очень уютный и теплый, однако зверьки плачут и не могут успокоиться, потому что у них нет погремушек.

Если тема аппликации – «Украшение рукавички», то педагог обращает внимание малышей на куколку, сидящую у окна. Она смотрит на улицу — там холодно, поэтому все люди тепло одеты. Воспитатель показывает детям варежки.

Также можно провести подвижную игру под музыку «Передай рукавичку» (ребенок, на котором останавливается музыка, выходит в середину круга и танцует).

На занятии по теме «Коврик для котенка» воспитатель предлагает малышам игру-загадку (они выполняют действия по тексту и одновременно угадывают, о ком идет речь):

Затем появляется грустный котенок Мурзик — оказывается, у него День рождения, а ему никто не дарит подарков, а ему так хотелось бы иметь красивый коврик, чтобы спать на нем.

Порекомендуем следующие варианты тем по выкладыванию узора (из кружков, квадратиков) на готовой форме: «Коврик для щенка (котенка)», «Фартук», «Рукавичка-невеличка», «Шапочка», «Шарфик», «Платье в горошек для мамы (куклы)», «Новогодние шары», «Чашка», «Чайник», «Тарелочка», «Пакеты для новогодних подарков».

Темы по составлению предмета из готовых деталей (либо дополнение силуэта необходимыми элементами): «Заборчик», «Бусы для мамы (куклы)», «Осенние ежики», «Первые весенние листочки» («Осеннее дерево»), «Флажки», «Грибок», «Домик», «Цветочки для мамочки», «Паровозик», «Усы для котика».

Темы для аппликации в обрывной технике (заполнение готового контура): «Яблочко с листочком», «Груша», «Огурец», «Зайчик», «Кошка».

Кроме того, можно предложить детям тему «Дождик» (аппликация из мятых салфеток).

Коллективные композиции (размещение готовых силуэтов на большом пространстве): «Катится колобок по дорожке», «Репка» (выкладывание героев сказки в необходимом порядке согласно тексту), «Цыплята на полянке», «Утята в пруду», «Рыбки в аквариуме», «Осенний листопад», «Чудо-дерево».

Конспект занятия представлен ниже.

Конспект занятий

ФИО автора

Название конспекта

Русская Е.

«Сильный дождь»
Образовательные задачи: вызвать интерес к работе с бумагой, учить раскатывать кусочки салфеток между ладошками для образования шарика, учить размещать шарик в нужном месте.
Развивающие задачи: развивать мелкую моторику, глазомер, пространственное мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природным явлениям, наблюдательность, аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: картон белого цвета с изображением тучки и капельками-ориентирами, кусочки синих салфеток, клей, тарелка для готовых деталей.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение про тучку и дождик, одновременно демонстрируя малышам тучку, к которой прикреплены дождевые капли из салфеток, скомканных в шарик:

  • Посмотрите-ка, ребята,
  • Что это за штучка?
  • Это в небе голубом
  • Появилась тучка.
  • Тучка плачет,
  • Дождик скачет –
  • Тоненькие ножки.
  • Оставляет за собой
  • Мокрые дорожки.

Ребята рассматривают поделку, определяют сильный или слабый идет дождик. Затем педагог сообщает, что принесла много тучек, которым только не хватает капелек дождя. Детям объясняется способ изготовления шариков из салфеток: кусочек нужно смять пальцами, а потом скатать его между ладошек, используя круговые движения. Готовые шарики опускаются в клей и придавливаются на месте, где нарисована капелька.
Проводится пальчиковая игра «Дождик»: по сигналу «Маленький дождик» малыши стучат по столу двумя пальчиками, по сигналу «сильный дождик» — всеми пальцами.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Выставка работ.
Проводится подвижная игра «Солнышко и дождик».

Бондарева Н.

«Цветы для мамы»

Воспитатель читает стихотворение про маму:

  • Мама — это небо!
  • Мама — это свет!
  • Мама — это счастье!
  • Мамы лучше нет!
  • Мама — это сказка!
  • Мама — это смех!
  • Мама — это ласка!
  • Мама любит всех!

Обсуждается предстоящий праздник — День Матери. В этот день нельзя огорчать своих мам, нужно их слушаться и показывать свою любовь. Педагог предлагает малышам подарить своим мамам цветы (это лучший подарок).
На столах у ребят лежат открытки из картона, на которые нужно приклеить цветочки.
Воспитатель подробно демонстрирует приемы намазывания и наклеивания. Детали придавливаются салфеточкой, аккуратно снимается лишний клей.
Проводится физкульминутка на цветочную тематику:

  • Наши алые цветки
  • Распускают лепестки
  • (раскрывают кулачки)
  • Ветерок чуть дышит,
  • Лепестки колышет,
  • (выполняют движения кистями рук то в одну, то в другую сторону)
  • Наши алые цветы
  • Закрывают лепестки,
  • (сжимают пальчики в кулачки)
  • Тихо засыпают,
  • Головой качают.
  • (покачивают кулачками то в одну, то в другую сторону)

Продуктивная деятельность детей. Выставка работ.

ФИО автора

Название конспекта

Темирбекова С.

«Скворечники для скворцов»
Образовательные задачи: упражнять детей составлении изображения из предмета, состоящего из нескольких деталей разной формы.
Развивающие задачи: развивать цветовосприятие.
Воспитательные задачи: воспитывать эстетический вкус, усидчивость, аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: квадраты коричневого цвета 9×9 см, треугольники со стороной 10 см, желтые круги диаметром 4 см, клеенки, салфетки, клей, кисти.
Ход занятия:
Беседа о весне, ее признаках.
В группу «прилетает» птичка (ребенок более старшего возраста). Она приносит малышам письмо от скворца. Оказывается, он вернулся домой из теплых стран, поселился в новый домик. Но скоро прилетят его друзья, а у них домиков нет. А без домика скворцы не смогут вывести птенцов.
Дети с радостью соглашаются помочь персонажу — сделать с помощью аппликации домики для его друзей.
Рассматривание образца скворечника, выполненного воспитателем. Объяснение педагогом приемов выполнения работы.
Проводится пальчиковая игра «Птичка»:

  • Птичка, птичка-невеличка,
  • Ладони обеих рук соединить большими пальцами и помахать кистями (крыльями) в воздухе.
  • Вот пшено,
  • А вот водичка. Пальцы сложить щепоткой и показать, как сыплют зерна.
  • Ладони левой руки придать форму пригоршни.
  • Пей
  • И кушай поскорей Локоть правой руки стоит на столе. Пальцы сложить в виде щепотки (голова птички, опуская и поднимая «голову», показать, как птичка пьёт из пригоршни.
  • Пальцы сложить в виде щепотки и постучать ими по столу (птичка клюет зерна).
  • И лети к семье своей. Ладони обеих рук соединить большими пальцами, помахать кистями рук (крыльями) в воздухе.

Самостоятельная работа дошкольников. Затем они подходят к доске и прикрепляет свои скворечники к нарисованным воспитателем стволам деревьев. В подготовленные заранее прорези малыши вставляют силуэты птичек.

Ладьева И.

«Белый медведь»

Детям предлагается загадка про белого медведя:

  • Может кто-то не поверит,
  • Любят холод эти звери.
  • Шубок белых не снимают,
  • В шубках спят, едят, играют.
  • Даже в шубках рыбку ловят,
  • Где вы видели такое?
  • Если знаешь, то ответь:
  • Это северный медведь!

Воспитатель произносит заклинание, малыши кружатся и оказываются на северном полюсе.
Проводится подвижная игра «Льдинки»: дети должны прыгнуть в обручи, разложенные на полу.
Затем педагог предлагает ребятам смастерить белого мишку из ваты: ее нужно отщипывать маленькими кусочками и приклеивать на основу — шаблон фигуры медведя. А глазки и носик рисуются фломастером.
Демонстрация приемов изображения. Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

статья Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественного творчества, среди которых бо...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Калинка» «Развитие творческих способностей детей через неклассические техники рисования, лепки, аппликации» «Цветы Радуги»

ОБУЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ НЕЛЬЗЯ, НО ЭТО ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ВОСПИТАТЕЛЮ СОДЕЙСТВОВАТЬ ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ И ПРОЯВЛЕНИЮ.Л.С.ВЫГОТСКИЙ...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...