статья Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации
статья на тему

Черникова Елена Николаевна

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественного творчества, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. С учетом требований ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Василенко Елена Николаевна,

воспитатель,

МАДОУ Детский сад № 21,

г. Бердск

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественного творчества, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. С учетом требований ФГОС ДО образовательная деятельность должна быть направлена на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности является художественное творчество. Художественное творчество в детском саду – эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Аппликация (с латинского «прикладывание») – это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют с помощью различного клея, ниток.

В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: бумагу, ткань, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация может быть:

предметной – дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства;

сюжетно-тематической – предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке»);

декоративной – вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, но также можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники.

Обрывная аппликация – разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Квиллинг – искусство бумагокручения. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки или шила скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и легким способом ее исполнения.

Коллаж (от фр. collage – приклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Оригами (яп. «сложенная бумага») – вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток – очень интересный вид для детского творчества. Из салфеток можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика.

Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Разнообразные виды изобразительной деятельности, в том числе и по аппликации находят широкое применение не только на занятиях, но и в свободное время, в процессе самостоятельного художественного творчества детей.

В ходе организации такой работы нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности – рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию и т.д., испробовать разные приемы и способы изображения предметного мира.

Интерес к художественному творчеству, который зарождается у детей на занятиях по аппликации, в самостоятельной деятельности получает свое дальнейшее разностороннее развитие и углубление. При такой организации свободного времени ребенок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач. Кроме того, для педагога – это эффективный путь развития художественных способностей дошкольников, изучения их индивидуальных склонностей и интересов.

Список литературы:

1. Амоков В.Б., Искусство аппликации: книга для занятий с детьми младшего и среднего возраста. – Школьная пресса, 2002. – 48 с.

2. Грибовская А. Аппликация в детском саду (для детей 3 –5 лет). – М: Развитие, 2005. – 203 с.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 89 с.

4. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 144 с.

5. Румянцева Е.А. – Аппликация. – М.: Мир книги, 2010. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...