«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации».
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Изместьева Татьяна Александровна

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchennyy_opyt_raboty.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации».

(обобщенный опыт работы)

ВВЕДЕНИЕ

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация. Как отмечают ряд авторов (Т.Г.Казакова) занятия должны быть направлены на развитие у дошкольников творчества. Понятие «творчество»  определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения (Н.А.Ветлугина).

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Программа «Развитие», по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей. Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умение видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребёнка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло ещё нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко. Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребёнка. Педагог не должен об этом забывать, так как индивидуальный подход к каждому ребёнку – одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребёнка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кубики, мелки и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь ещё нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей детей. Ребёнок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных средств. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей, когда деятельность приобретает творческий характер.

Проработав два года по программе «Развитие» и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

В процессе занятий ребёнок познакомится с разными приёмами обработки бумаги: вырезанием, обрыванием, сминанием, скручиванием, сгибанием, складыванием, наклеиванием, вдавливанием.

Поделки, выполненные малышом под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Начав работать в 2023 году с детьми трех лет, я составила перспективный план по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации».

Целью этой работы было развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

-различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

-знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

-развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

-составлять изображение предмета из отдельных частей; располагать предметы в сюжетной аппликации;

- развивать воображение, творческие способности детей;

- развивать художественный вкус.

Для организации работы необходимо было создать развивающую среду: подобрать стихи, потешки, загадки, изготовить дидактические игры, пальчиковые игр, игры с элементами плоской мозаики, оформить картотеку игр на развитие воображения детей. С помощью родителей была приобретена цветная бумага, картон, клей, кисти, ножницы, альбомы.

Организация работы во второй младшей группе.

Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер. Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций.

     Самым сложным в работе по развитию детского восприятия является то, что её нельзя заключить в какие-то временные рамки жизни детского сада, тем более сформировать только в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности.

     Но самое главное, что должно присутствовать в работе педагога с детьми, - это умение самому удивляться и радоваться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как красиво!») выводит сознание ребёнка за пределы обыденности и включает в эстетическое отношение.

Вторая группа задач направлена на формирование у детей изобразительных умений и навыков в аппликации.

Занятия аппликацией в младшей группе я проводила два раза в месяц, чтобы избежать перегрузки у детей.

Первое занятие очень важно и направлено на то, чтобы вызвать у детей интерес и научиться пользоваться кистью, клеем, тряпочкой.

Чтобы работа доставляла детям удовольствие и оказывала положительное воздействие на их воспитание и развитие я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия (собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др.).

   Мы играли с детьми в такие дидактические игры как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Большую роль в усвоении сенсорных эталонов на данном этапе сыграло то, что в программе «Развитие» в этом возрасте разделу «Сенсорное воспитание» уделено большое внимание.

Организация работы в средней группе.

К 4 годам деятельность ребёнка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать изображение по собственному замыслу. Ребёнок овладевает умением не только составлять предметы по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентироваться в пространстве.

Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе были следующие:

-развивать умение составлять предмет из нескольких частей;

-научить располагать в узоре несколько форм;

-развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;

-развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;

-освоить навыки вырезания по прямой и округлой линиям.

-развивать воображение, творческие способности  детей.

В данной группе появляется новая задача – обучение вырезанию. Прежде чем обучать детей вырезанию, я закрепляла у детей умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических элементов. Например: украсить платочек, коврик или фартук для куклы. Когда дети овладевают приёмами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредотачивается на приёмах пользования ножницами. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, я сначала упражняла детей в вырезании узких полосок поперёк, однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билеты для игры в «Театр», «Цирк», билеты для игры «Автобус».

Игровая форма повышает интерес ребёнка и легче усваиваются приёмы использования нового инструмента.

      Дидактические игры «Что лишнее», «Геометрическое лото», «Развивающее лото» позволяли развивать зрительное восприятие, внимание детей, способствовали закреплению геометрических фигур.

«Сложи узор», «Собери картинку», «Разбитая посуда» направлены на  развитие цветового восприятия, фантазии, творчества детей.

Большое внимание уделяли играм, направленным на классификацию предметов («Овощи-фрукты», «Богатый урожай», «Едет, плавает, летает»).

Подвижные и «Кошка и мышка», «Хитрая лиса» и другие позволяют закрепить знания о животных, их повадках, что позволяет более точно передавать их образы в аппликации.

Используя картотеку и дидактические игры на развитие воображения «Дети на прогулке», «Камушки на берегу», «Елка с подарками», «Волшебная клякса», продолжала работу по развитию воображения детей.

Большое значение я придаю народному творчеству. В группе мы с детьми рассматривали иллюстрации, альбомы «Жостовская роспись», «Хохлома» и т.п. Используя дидактическую игру «Сложи узор», дети учились создавать из геометрических фигур дымковские узоры.

В старшей группе занятия по аппликации организовывала так, чтобы овладение практическими навыками не заслоняло процесса творчества, создания художественно-выразительных образов. В процессе творческой работы детей необходимо индивидуальное взаимодействие между взрослым и ребенком, а также обязательное обсуждение уже сделанной работы. Необходимо отмечать оригинальность, непохожесть работы на все другие, постараться найти в каждой работе что-то интересное.

В старшей группе мы с детьми составляли коллективные работы. В процессе работы старалась постепенно подходить к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет, делать это согласованно с другими детьми. Я старалась детей научить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять её, устанавливая взаимосвязь между разными предметами, радоваться результатами коллективной деятельности.

В средней и старшей группах использовала показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно и оригинально изображен предмет, помогает развивать сознательное отношение к выбору средств и приемов работы, активизации всей творческой деятельности ребенка.

В старшей группе к анализу я привлекала всех детей. Однако иногда приходилось самой дает оценку. Например, желая поощрить плохо справляющего с заданием ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, старалась первой указать на положительные стороны работы.

Аппликация в подготовительной группе

К 7 годам познавательная деятельность ребёнка приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребёнка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать свои поступки и результаты деятельности

В подготовительной группе планом моей работы предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

-осваивать новые приёмы вырезания – из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезание;

-развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

-использовать все цвета спектра и их оттенки;

-продолжать развивать творческие способности детей. В этом возрасте необходимо учить детей выделять и передавать характерные признаки предметов, называть форму, оттенки цветов спектра – красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребёнок не только продумал содержание работы, но и довёл свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа – это свидетельствует об активном развитии воображения. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных навыков и умений: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приёмы аппликации (обрыванием, объёмная аппликация) – и о развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

При проведении занятий необходимо определить возможности творческого применения детьми усвоенных умений. Необходимо ставить ребенка в условия выполнения задания не на копирование образца, а в его самостоятельном видоизменении.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, когда дети уже интересуются результатами труда товарищей. Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы.

Заключение

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная деятельность, проводимая в течении трех лет, помогла в решении задачи, которую я ставила в начале своей работы: развитие фантазии, воображения, творческих способностей детей. Дети старшего дошкольного возраста умело действуют с ножницами и бумагой, составляя оригинальные композиции не только на совместных занятиях со взрослы, но и в самостоятельной деятельности. Не осталось детей с низким уровнем сформированности изобразительных умений и навыков.

Кроме того, анализируя полученные результаты я смогла выявить особенности приобретения умений и навыков как группой в целом, так и отдельными детьми, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям.

Использование в работе с детьми подготовительной группы результатов диагностики позволит более эффективно работать с опорой на эти знания, знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

В случае необходимости можно вносить коррективы в содержание занятий, увеличивать или сокращать их число, руководствуясь при этом такими факторами, как опыт, накопленный детьми в процессе ознакомления с окружающим миром, их знания, а также изобразительные умения и навыки.

Таким образом, приобщив ребенка к изобразительному творчеству, мы сможем помочь ему самовыражаться. Путешествуя по миру прекрасного, ребенок получает  не только навыки и приемы работы с изобразительными материалами, но и совершенствуется духовно, учится оценивать события жизни и явления природы, постигает чувство прекрасного. А это и есть одна из главных задач воспитания.

Список литературы

Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

Венгер Л.А. «Планы занятий по программе развитие» М. 2002г.

Венгер Л.А. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений» М. 2000г (2мл. гр., ср. гр., ст. гр.,

подг. гр.).

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

Гусакова М.А. «Аппликация» М.1977г

Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

Елкина Н.В. , О.В.Мариничева «Учим детей наблюдать» 1997г.

Казакова Т.Г. «Развитие у дошкольников творчества» М.1985г.

Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г

Новикова И.В. «Подарок своими руками» 2004г.

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для детей «Чудо – всюду». Академия развития 1998г.

Саккулина Н.П., Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.1973г..

13.Пособие для родителей и педагогов «1000 загадок». Академия  развития 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая  активность детей....

статья Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественного творчества, среди которых бо...