Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации»
проект по аппликации, лепке

Шестакова Наталья Ивановна

Описание педагогического опыта моей работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx84.04 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Прогимназия города Благовещенска»

Подготовила: воспитатель Шестакова Наталья Ивановна

I-ая  квалификационная категория

Тема педагогического опыта работы:

«Развитие творческих способностей детей  

дошкольного возраста в процессе аппликации»

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

(В. А. Сухомлинский)

Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, ҹто творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при οʙладении общественно выработанными сҏедствами деʀҭҽљности в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, ҹто творчество является постоянным спутником детского развития. Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деʀҭҽљности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные пҏежде всего с анализом продукта деʀҭҽљности.

 Анализ совҏеменных концепций творчества, представленных в книге «Основные совҏеменные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к ҏешению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Дети делают множество открытий и создают интеҏесный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, эҭо первая важная особенность детского творчества.

Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.  Аппликация –  наиболее     простой и  доступный       способ          создания  

художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний. Развивает эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса. Занятия аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с различными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают,   что       упражнения с    готовым     плоскостными формами и

изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Актуальность

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Аппликация - максимально простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется ҏеалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, открыток, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений ДОО и др.

Проблема

Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Цели и задачи

Новизна моего опыта

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Восприятие мира ребенка дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Цель: создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для достижения этой цели в работе определила следующие задачи:

  1. проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;
  2. изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации (традиционная и нетрадиционная);
  3.  продиагностировать художественно – творческие способностей детей дошкольного возраста;
  4. выявить уровень развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста;
  5. создать условия для обогащения и накопления творческого опыта детей в ходе изобразительной деятельности - аппликации;
  6. разработать развивающую программу кружка по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности;
  7. взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей творческих способностей;
  8. реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня изобразительно-творческой деятельности детей.

Система педагогической работы.

Примерная Программа «От рождения от школы» под ред. Вераксы, по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей умственных и творческих способностей. Центральную задачу развития художественных способностей авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

В 2014 году я начала работу с детьми по теме «Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе аппликации». Свою работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, психолого-педагогическую литературу по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание художественное развитие детей будет происходить наиболее успешно. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, а также Примерная общеобразовательная Программа под редакцией Веракса», систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и

материалами, подготовила мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей. С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы, применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа.

В процессе изучения проблемы творческого развития в изобразительной деятельности, а именно в аппликации у детей, свою работу начала с диагностики.  Для выявления и оценки уровня творческого развития детей своей группы я проводила специальные контрольно - проверочные занятия, наблюдала за детьми в процессе свободной деятельности, а также использовала методику Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить контрольное обследование 2 раза в год. Это позволит мне оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных индивидуальных занятий для формирования необходимых навыков. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Проведение и наличие диагностики, позволило  мне взяться  за последовательную, поэтапную  работу  с  детьми вначале с подготовительной к школе группе, а затем от второй младшей до старшей группы.

Работа  по   художественно-эстетическому воспитанию детей,  проводилась в течение четырёх лет, с  августа 2014 по май 2017г.

1 этап  –  начальный  (констатирующий)  –  август  2014г.  –  сентябрь 2014 г. Выявить уровень развития младших дошкольников в области изобразительной деятельности. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ        информации    по       данной проблеме на основе

диагностики  художественно-творческого развития детей.

2 этап – основной  (формирующий) – октябрь 2014г. – апрель 2017г. На данном этапе,  мной был разработан перспективный план работы с детьми по  проблеме,  намечены  мероприятия  по  художественно-эстетическому развитию детей,  проводилась  апробация системы работы.  

   3  этап  –  заключительный  (контрольный)  –  май 2017 года. На

заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной

проблемы, диагностика.

Этапы осуществления опыта работы включали в себя:

  •  диагностика творчески-художественного развития детей в группе;
  •  составление перспективного плана кружка;
  •  организация кружка;
  •  создание предметно-развивающей среды;
  •  совместная деятельность педагога с детьми;
  •  участие в городских и всероссийских конкурсах;
  •  работа с родителями;
  •  повторная диагностика творчески-художественного развития детей, проведение анализа полученных результатов;
  •  перспектива дальнейшей работы.

Исходя из полученных данных, мною были составлены перспективно-тематические планы кружковой работы -  перспективно-тематический план кружка «Мастерилка» (подготовительная группа), «Умелые ручки» (вторая младшая, средняя и старшая группа). (ПРИЛОЖЕНИЕ). Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитываю возраст детей, уровень их развития. Основной идеей

кружка, является разные виды аппликации, как традиционные, так и нетрадиционные техники, что позволило работать мне по намеченной теме в системе. Также будет использоваться аппликация с природным материалом, а также работа с разными видами круп.  В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Работа по кружка проходила как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбирала соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук.

Основная цель кружка: развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества;

- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

- развить мелкую моторику через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка.

Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:

1. ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2014-2017 учебный год;

2. приглашение родителей на выставки детских работ;

3. привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, гофрированная бумага, различные виды круп, природный материал т.д.).

Занятия кружка проводились во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий данного перспективного плана могло изменяться, дополняться различными видами деятельности. Аппликация, вырезание из бумаги, аппликация из пластилина, оригами, работа с крупами и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись. А также, разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.

Работа в кружке способствовала нетрадиционным видам техники продуктивного труда созданию таких работ как:

«Осенний лес» - раскрашенной крупы - пшена;

«Сказочная жар птица» - техникой выполнения работы из осенних листьев;

«Люблю берёзку русскую» - совершенствование у детей техники «печать»;

«Иней на деревьях» - мозаика из круп и семян;

«Львенок в густой траве», «Жираф» - аппликация из семян и косточек, природный материал.

Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с крупами. Разнообразие круп: гречка, пшено, манка, способствовала ручной умелости. Сначала, не буду скрывать было трудно и мне и детям, так как работа очень кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от меня. Далее со временем стало всё получаться. Работа с крупами, эксперименты с раскрашиванием круп, вызывало у детей желание мастерить.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак,

а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Работу по данному направлению строила на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

При разработке содержания  своей педагогической работы с детьми в группе я учитываю следующие принципы направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию;

 2. принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей;

 3. принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность;

 4. принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства  предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера;

 5.принцип дифференциации, учета индивидуальности.  Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе

освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы;

 6. принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Чтобы спланированная работа в группе по художественно-творческой деятельности была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. В процессе развития художественно-творческих способностей средствами аппликации я использую методы:

- наглядные (картины, образцы работ, фотографии и др.);

- практические (специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

- словесные (беседы, игры, художественное слово);

- игровые.

Игровые методы и приёмы помогают мне в работе с детьми. Ведь игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные и эстетические.

 На занятиях использую такие игры как:

 • художественно-развивающие — «Облака», «Тени», «Лесной подарок» и др.; графические;  творческие.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий,  например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет   пришельца»;   рисование  по   необычным    словам       которые

придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

 Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина. Использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Проводила такие ситуации как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывали на что похож отпечаток ладони, и предлагала дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагала детям трафареты медвежат и просила одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики).

 А также сочетания рисования и аппликации, лепки и аппликации «прием тарцевания». На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации. У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

В лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника.

Использование приема сотворчества и коллективных работ.

Дети выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду», «Все профессии важны», «Что готовит моя мама?!».

Их выбор  и сочетания зависят от индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также от педагогических задач.          

Особое внимание я проявляла при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, а заинтересовывать и вызывать желание детей заняться художественным творчеством.

Показатели, которые учитываю при планировании с индивидуальной работы с детьми:

  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • характеристики переключения мыслительных процессов;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

Планирование задач, содержания и приемов индивидуальной работы с детьми выполняю на основании результатов повседневных наблюдений за ребёнком, анализа его художественной деятельности и бесед с родителями.

Работа с детьми в нетрадиционных техниках аппликации  предусматривает чередование занятиях индивидуальных и коллективных. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога, какой-нибудь большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат создаёт стимул для дальнейшего творчества и уверенности в своих силах. В своей практике так же провожу итоговые занятия, посвящённые одной теме, на которых дети закрепляют

технические навыки работы с разными изобразительными материалами в нетрадиционной технике. (Приложение - фото).

Задачи и содержание обучения аппликации детей на НОД конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка. Содержание моей работы с детьми по аппликации в разных возрастных группах в (Приложение).

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения предметно-развивающей среды. Так в группе появился «Центр искусства и творчества» (Приложение – фото) с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.

Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.

При организации художественно-творческого уголка я уделила  внимание проектирования предметно-развивающей среды  и учитывала:

  •  индивидуальные социально - психологические особенности детей;
  •  интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
  •  возрастные особенности.

При выборе месторасположения художественного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка  и доступности его для детей.

Особое внимание уделила подбору материалу и оборудования  для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Часто на своих занятиях стараюсь настроить детей эмоционально. Для этого я использую на занятиях музыкальные произведения. Музыкальные образы и музыкальный язык соответствует возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также сопровождает процесс изобразительного творчества на занятии. Во время занятий использую слайдовые презентации, с помощью которых знакомлю детей с творчеством художников, направлениями декоративно-прикладного искусства, с разными художественными жанрами и т.д.

 Большое внимание я уделяю в решении организации здоровьесберегающего процесса на занятиях с детьми. Создаю условия для детей, а именно гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, физкультминутки, подвижные сюжетные игры.

Использование современных технологий

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности.  Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.

С помощью игровых технологий развиваю и творческие способности детей. У детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно - творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж),

например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины? »; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами бумаги «Можно ли рисовать без красок? », «Как слепить бусы из муки?», «Можно ли сделать аппликацию пушистой?».

Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.

 Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, делали макет нашего садика, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик», создали коллаж «Вот уж эти Пушистики!» (аппликации из пряжи, ваты, пуха).

Большую помощь в реализации задач моей работы по художественно-эстетическому воспитанию оказывают проектные технологии. В ней развивается у детей самостоятельная, исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся

его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. При  использовании метода проектов,  учитывала принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей: поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения. Реализация проекта «Люблю берёзку русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Для эффективной реализации проектов, мне способствовало активное участие родителей: в подборе литературе, совместной работе с детьми дома, экскурсии, прогулки семейные, организации выставок, совместных игр с детьми. В реализации проектов я использую литературу Е.В. Михеева «Современные технологии обучения

дошкольников», Киселевой Л. С., Данилиной Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ», Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском в детском саду.

Грамотное использование современных информационно- коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.  Показав информацию на экране в игровой форме, я вызываю у детей огромный интерес. В доступной форме, ярко, образно, преподношу детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Помогает мне в этом ИКТ, в свободное время показываю познавательные мультфильмы, слушание аудиозаписей, например «Звуки леса» «Гимн России» и т.п., знакомлю с трудом взрослых на мультимедийных проекторах.

«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие детям.

 Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Эрмитажу», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку», «Экскурсия в деревню Хохломы и Гжель».

Для таких экскурсий я использую интернет. Дети их принимают с огромным удовольствием.

В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

ИКТ помогает мне: в подборе иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп,

буклетов;

• в знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий;

• в обмене опытом;

• в знакомстве с периодикой,

• в использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

•  в создание электронной почты, ведение сайта;

• в создание презентаций в программе Power Point.

Вместе со своими воспитанниками принимаю участие в различных всероссийских творческих конкурсах, публикую свои педагогические методические разработки на сайте Педразвитие. Благодаря интернету я читаю электронные СМИ: журналы «Современное дошкольное образование», «Обруч», « Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду» и т.д.

Критериями эффективности проводимой в группе работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников с использованием ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов. В использовании и реализации ИКТ я использую литературу Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008,  Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. В познавательно-исследовательской деятельности с детьми в группе использую формы работы: занимательные опыты, эксперименты в лабораториях    или    исследовательских   уголках,   наблюдения за  живой

природой и неживой природой, осуществление разных экологических проектов, оформление альбомов и дневников наблюдений, а также экспериментирование различными техниками изобразительно деятельности. В результате  организации опытно-исследовательской деятельности дети освоили разные нетрадиционные техники аппликации (из пряжи, ваты, пуха, соломы, пластилина, салфеток, и др.); научились видеть  и находить в окружающих нас предметах необычное.  Я считаем, что овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием в   изобразительной деятельности способствует  развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии,  пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами  доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

В группе организованна экспериментальная лаборатория в которой выделено место для выставки (разные виды круп, семян, морских ракушек, камней и т.д), место для хранения материалов (природного и бросового), место для приборов и оборудования (лупы, весы, зеркала, магниты, песочные часы, пипетки, наждачная бумага, фольга и т.д.), место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода»), емкости (стаканчики, баночки, воронки, бутылочки, формочки, сито, лопаточки и т.д.). Различные материалы (бусины, пуговицы, разноцветные прищепки, пробки, пух и перья, деревянные катушки, упаковки от «киндер-сюрпризов», трубочки от коктейля и т.д.)

В использовании и реализации познавательно-исследовательской деятельности  я использую литературу Лыкову И.А. Путешествие с палитрой: художественное экспериментирование  (дидактическая сказка) //

Результаты освоения образовательной программы детьми.

По итогам мониторинга в течение 3 лет, дети показали положительный результат освоения программного материала. Таблица составлена по промежуточным результатам освоения примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сравнительный анализ результатов мониторинга образовательного процесса на начало, и конец учебного года показал положительную динамику  в уровне овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям.

Выполнение общей образовательной программы за  2014 -2017 года

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Уровни

2014 - 2015 гг.

2015 - 2016 гг.

2016 - 2017 гг.

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

16%

32%

32%

48%

47%

72%

Средний

80%

68%

68%

52%

53%

28%

Низкий

4%

0%

0%

0%

0%

0%

  Таблица составлена по промежуточным результатам освоения Программы.

Таким образом, опираясь на результаты мониторинга, можно сказать, что программа воспитанниками ДОО освоена (с учетом возрастных требований).

 Данные результаты являются достаточно хорошим показателем общей готовности детей к обучению в школе.

Результаты освоения ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Мониторинг.

Сравнивая результаты художественно-эстетической деятельности детей в начале года и в конце учебного года, можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что в начале года у детей преобладает низкий и средний уровень, высокий уровень почти у единиц детей, и то не по всем показателям. В конце года средний и высокий уровни заметно повысились. На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к изобразительной деятельности. У детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника.

 

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Уровни

2014 - 2015 гг.

2015 - 2016 гг.

2016 - 2017 гг.

 

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Высокий

12%

32%

32%

47%

47%

72%

Средний

84%

68%

68%

53%

53%

28%

Низкий

4%

0%

0%

0%

0%

0%

Таблица составлена по промежуточным результатам освоения ОО.

Анализ полученных результатов позволяют говорить об эффективности проводимой работы с детьми в рамках деятельности художественно-творческого кружка.

Педагогическое сопровождение семьи.

Важным направлением в организации художественно-эстетической деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся!», «Поговорим о творчестве». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала творческие способности каждого ребенка, отношение родителей к занятиям, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, а особенно творческие в изобразительной деятельности.

 В работе с семьёй я опиралась  на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Мною был составлен план работы с родителями по художественно-эстетической деятельности дошкольников на 3 года. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, я старалась убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Всегда уверяю родителей, чтобы они поддерживали интерес своего ребенка к художественно-творческой деятельности в кругу семьи. Именно помощь и поддержка родителей в развитии детского творчества, их понимание ценности этой деятельности формирует самую важную особенность

одаренного ребенка, — его индивидуальность.

С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей (ПРИЛОЖЕНИЕ): "Игрушки из бросового материала своими руками" "Нетрадиционные техники аппликации» и др., выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Смешные аппликации», выставки аппликаций, рисунков и поделок «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в проектах «В лесу родилась ёлочка», «Люблю берёзку русскую.

Также использовала активные формы и методы работы с родителями:

  - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.

 ("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);

  - экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»;

 - Дни добрых дел (Акция «Каждой птичке по домику», «Подари книгу детям», «Посадим аллею русских берёзок»);

 - Дни открытых дверей;

 - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

 - оформление фотовыставок («Мой город», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);

 - совместное создание предметно – развивающей среды;

 -  индивидуальные беседы.  

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской творческой изобразительной деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. С большим желанием помогают своим детям, охотно делятся друг с другом новыми формами и средствами создания творческих конкурсных работ. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Результат моей педагогической деятельности.

Проработав 3 года по теме своего педагогического опыта работы: «Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе аппликации» и проанализировав работу по изобразительной деятельности,  я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Систематическое использование занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

По итогам проведённой моей работы видно, что обучение детей традиционным и нетрадиционным способам аппликации активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликация, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

 В результате проделанной работы сделала для себя вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:

 1.систематическая   работа с   использованием как традиционных,  так и

нетрадиционных техник на занятиях по аппликации;

 2.создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность;

 3. общение и взаимодействие с ребёнком;

 4. творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Мои достижения в работе.

  • Создала развивающую среду в группе.
  • Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.
  • Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.
  • Разработала перспективный план кружка  по ОО «Художественно-эстетическое развитие» с уклоном на аппликацию.

 Для детей:

  • дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;
  • появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;
  • появился интерес к творческому экспериментированию;
  • дети научились выполнять задания повышенной сложности по всем разделам программы, причем они это делают в более короткие сроки;
  • субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;
  • у детских работ появился индивидуальный почерк;
  • у детей  развилась усидчивость и трудоспособность;
  • повысился уровень ручной умелости, координации движений;
  • дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли;
  •  у детей развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
  •  дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
  •  повысился уровень художественно – творческих способностей.

В настоящее время мои воспитанники подготовительной к школе группы № 5 являются активными участниками творческих конкурсов самого разного уровня. Так, с 2014 г. — по 2017 г. дошкольники были награждены дипломами лауреатов Международного конкурса рисунков и поделок «Отчества сыны», «Космические фантазии», «Маша и медведь», «Пушистые снежинки», «Незнайка и его друзья», «Новый год любимый праздник», «Попугай Кеша», «Умелые ручки»,  «Женский день 8 марта»; дипломами победителей участников соревнований «Малые Олимпийские игры г. Благовещенска;  областного конкурса творческих работ «В каждом ребёнке солнце»; победителями конкурса художественного творчества по пожарной безопасности «Неополимая Купина» на базе нашего детского сада.

Заключение

В ходе своей работы по развитию творческих способностей детей  дошкольного возраста в процессе аппликации», я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по художественно-изобразительной деятельности  у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят свои детские работы, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. В процессе художественного творчества дети сразу смогли увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

 Таким образом, подводя итоги мой педагогической работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности, а именно аппликации можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Перспектива

 Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы  и техники аппликации, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов. В дальнейшем планируем продолжить работу по развитию творческих способностей детей нетрадиционными техниками по рисованию:

-  сделать традицией отмечание Дня искусства;

- найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по художественно-творческой деятельности, с целью обмена опытом;

- изучить и апробировать опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисованию».

В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Список используемой литературы

  1. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
  2. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
  3. Венгер Л.А. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений» М. 2000г (2мл. гр., ср. гр., ст. гр., подг. гр.).
  4. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.
  5. Гусакова М.А. «Аппликация» М.1977г
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.
  7. Казакова Т.Г. «Развитие у дошкольников творчества» М.1985г.
  8. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г
  9. Новикова И.В. «Подарок своими руками» 2004г.
  10. Саккулина Н.П., Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.1973г..
  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  2. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
  3. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

опыт работы РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

·        Актуальность проблемы развития детского творчества, взгляды философов, психологов на данную проблему·      Условия, необходимые для...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

статья Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественного творчества, среди которых бо...