валеология
план-конспект занятия (старшая группа)

конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zuby.docx15.57 КБ
Файл konspekt.docx468.12 КБ
Файл val_fevral.docx627.17 КБ
Файл valeologiya_voronova.docx1.15 МБ
Файл valeologya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по валеологии «Зубы» в старшей группе

Воронова М.С.
Занятие по валеологии «Зубы» в старшей группе

«Зубы» (старшая группа)

Цель:

• Продолжать знакомить детей со своим организмом.

• Для чего нужны зубы. Как нужно заботиться о них, чтобы они были здоровыми.

• Воспитывать желание заботиться о полости рта, о своем здоровье.

• Формировать потребности в здоровом образе жизни.

Материал: картины, зеркала, конверт, посылки.

Ход занятия

Для чего нужны зубы(ответы детей)

Вос-ль дополняет: Измельчают, помогают лучше усваивать пищу, правильно произносить звуки.

Показ картин о зубах животных, сравнить с зубами человека.

• Болят ли зубы у акулы? Ведь она самая зубастая из всех. Зубы у нее очень острые и растут в несколько рядов. Такими зубами легко откусывать от добычи большие куски.

• А какая пасть у крокодила? Своими зубами он убивает, а затем разрывает добычу.

• Необычные зубы – клыки у моржа. С их помощью он достает корм со дна моря, цепляется за льдины, защищается от врагов.

• У рыси тоже есть клыки. Ими она убивает жертву. Есть у нее и резцы для откусывания. И коренные зубы для пережевывания пищи.

Вопрос к детям: У кого из этих зверей зубы больше всего похожи на зубы взрослого человека(зубы рыси)

Вы все увидели, что у человека зубы неодинаковые.

Во рту три сорта зубов. Для одних надобностей одни для других другие.

• Спереди 8 острых резцов. Ими хорошо перегрызать морковку, репку.

• За ними 4 крепких клыка. Они помогают откусить кусок чего-нибудь твердого, вязкого.

• А позади 8 малых и 12 больших коренных зуба. Их задача перетирать пищу.

Зубы – самые твердые части нашего организма.

Стук в дверь. Приносят посылку.

Загадывание загадок:

1. 32 молотят 1 поворачивает.

2. Белые силачи рубят калачи, а красивый говорун подкладывает.

В гостях у нас два зуба здоровый и больной. Рассказ о том, что случилось с больным зубом.

Детям раздаются зеркала. Предлагаю посмотреть, нет ли братьев больных…. у себя, посмотреть у товарища (светлые, темные, белые с блеском)

(собрать зеркала)

Вопросы: А как можно почистить зубы(ответы детей)

Вос-ль дополняет: Оказавшись вместе с крошками в уютных щелочках между зубов, микробы чувствуют себя удобно и сытно. Избавиться от них можно при помощи зубной щетки. Вот почему надо обязательно чистить зубы пастой или зубным порошком утром, когда умываешься и вечером перед сном. Жесткие волоски зубной щетки «выметут» микробов. Зубы снова станут белыми (3-4 минуты надо чистить). Если у тебя появилась в зубе дырочка, а ты не торопишься пойти к врачу и запломбировать, то ты сам предоставляешь удобную квартиру микробам.

А, устроившись там, они быстро примутся за дело, от одного заболеют остальные.

Врачу надо показываться 2 раза в год, даже если зубы не болят.

Правила чистки:

Чистить зубы надо умеючи не только справа налево, но и обязательно еще и сверху вниз и снизу вверх. Тогда волоски щетки проникнут в каждую щелочку между зубами и извлекут там остатки пищи.

Показать зубную пасту детям.

Сохранить здоровые зубы помогает правильное питание. Если увлекаться сладостями (есть, когда придется) грызть конфеты, а приходит время обеда – а уже есть не хочется.

Съедая больше сладкого, они получают мало других необходимых пищевых веществ. Пища должна быть разнообразной.

Физминутка по необходимости

Стихотворение читает ребенок о чистоте зубов.

Рассматривание щеток, тюбиков зубной пасты.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии в старшей группе

Тема:Мы стремимся иметь здоровые глаза

ЦЕЛЬ: Раскрыть значение зрения для восприятия окружающего мира. Закрепить знание о строении глаза, роль витаминов и нетрадиционных методов оздоровления в улучшении зрения. Объяснить значение соблюдения правил гигиены.

  ХОД ЗАНЯТИЯ:

  Сегодня мы продолжим экскурсию в страну "Познай себя".

 Отгадайте, о чем мы будем говорить:

 Живет мой брат за горой, не встретится со мной? ...(Глаза).

 Закройте глаза, что вы видите? Почему вы ничего не видите? Откройте глаза, что вы видите? Чем вы видите?

 Итак, глаза для того, чтобы смотреть, видеть, различать предметы, их цвет, размер, величину. Глаза помогают действовать, мыслить, через Глаза идет сигнал в мозг, в мозге зарождается мысль, фантазия. Давайте на минуту, и мы станем фантазерами. Перед вами нарисованные предметы, дорисуйте, что вы себе воображаете. (Работа детей)

Посмотрите на схему, как выглядит наш глаз. Внутри глаза находится маленький кружочек - это зрачок. Зрачок всегда черного цвета. Большой круг вокруг зрачка - радужка, она разного цвета. Закройте и откройте глаза, вы их закрыли и открыли веками. Края глаз покрыты ресницами. Как вы думаете, для чего вам брови, веки, ресницы? Наши глаза все видят, все воспринимают и переживают.

 По глазам можно узнать расположение духа человека - печальный, веселый, поэтому говорят: "Глаза - зеркало души". Художник также был фантазером, но он любил наблюдать. Наблюдая за детьми он нарисовал портрет Аленки. Посмотрите, какое расположение духа у девочки? Какие глаза у девочки? Чему девочка печальная? Давайте, развеселим девочку. (Дети рассказывают смешинки, стихи).

 Посмотрите, как улыбается девочка? По чем видно, что девочке весело? Какие вы знаете песни о глазах? Выполняются упражнения для глаз. Как долго нужно смотреть телепередачи? Почему?

 Фрагменты кукольного спектакля. Бабушка Загадка передала сундучок, он откроется тогда, когда дети дадут ответы на вопросы.

Тестирование:

  1.       Когда чаще всего отдыхают наши глаза?
    а) когда открытые;
    б) во время сна;
    в) во время гимнастики. 
  2.       Когда надо носить затемненные очки?
    а) во время дождя;
    б) во время ветра;
    в) в солнечную погоду. 
  3.        Можно ли размахивать палкой?
    а) можно;
    б) можно, но тупой;
    в) нельзя. 

Сундучок приоткрывается, звучит музыка. 

Еще одно послание от бабушки: - Знаете ли вы, какие надо употреблять витамины, чтобы зрение было хорошим?

Появляется Витаминка, которая приносит на подносе овощи и фрукты, богатые витаминами А, В. Предлагает назвать их, загадывает загадки. Витаминка рассказывает, какие ягоды надо употреблять, чтобы зрение было здоровым, угощает детей витаминным салатом.

Не только упражнения для глаз, массаж, витамины улучшают зрение, снимают усталость с глаз, но и гимнастика хатха-йога.

Дети под музыку делают упражнения: 

  1. Упражнение на дыхание. Успокаивает нервную систему, выравнивает осанку, помогает работать всему организму.
  2. Йога-мудрая. Успокаивает, полезная для ослабленных детей.
  3. Лев. Улучшает кровообращение, укрепляет мышцы вокруг глаз.
  4. Корова. Закрепляет осанку, мышцы спины, развивает подвижность плечевого пояса.
  5. Рыба. Улучшает работу сердца, помогает сосредоточиться, расслабляет мышцы глаз.
  6. Стенка. Закрепляет мышцы плечевого пояса, улучшает кровообращение мышц глаз.
  7. Расслабление. Хорошо действует на весь организм, а особенно на нервную систему. Дети становятся в круг и говорят пожелание:

Мир, любовь, добро всем, кто справа от нас.
Мир, любовь, добро, всем, кто слева от нас.
Мир, любовь, добро всем, кто впереди нас.
Мир, любовь, добро всем, кто позади нас.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии в старшей группе

Тема: "Лекарственные растения".

Цели:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Крыма. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан. Развивать связную речь детей. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

картинки и фотографии растений, 

Ромашка

Подорожник

Шалфей

Зверобой

Лаванда

Душица

высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего крымского полуострова. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

                    Тонкий стебель у дорожки,

                    На конце его – сережки,

                    На земле лежат листки –

                    Маленькие лопушки.

                    Нам он – как хороший друг

                    Лечит раны ног и рук.          

                                       (Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

                   В поле сестрички стоят,

                   Желтые глазки на солнце глядят,

                   У каждой сестрички –

                   Белые реснички.      

                                         (Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?

(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то

выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем

и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие по валеологии средней группы «для чего нужны уши?»

Ход занятия

Педагог: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы свами посетим «Институт здоровья».

- Кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это когда всё получается и т. д.)

- Вы, хотите быть здоровыми? (Я хочу)

- Ребята, а вы знаете, что каждый человек может укрепить здоровье? Недаром говорят:

Я здоровья сберегу,

Сам себе я помогу.

- А как можно укрепить своё здоровье? (Заниматься физкультурой, спортом, принимать витамины и т. п.)

-Как много вы знаете! Молодцы!

Педагог: В «Институте здоровья», мы побываем в лаборатории, где происходит исследование наших органов чувств.

- Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

- Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающей мир, и мы, поэтому, называем их - НАШИ ПОМОЩНИКИ.

«Путешествие в лабораторию - уши»

Педагог:

Отправляемся в путь. Вход в каждую лабораторию осуществляется путем разгадывания загадки на тот орган, который там исследуют.

Я загадаю вам загадку, отгадав её, поймёте, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

Два брата на одной голове живут,

Всё слышат, а друг друга не видят.

- Да, в этой лаборатории изучают ухо.

Педагог тихо говорит«Все сели на стульчики»(Дети сели.) А почему вы сели?»

Дети: Потому что услышали, что вы сказали.

Педагог: - чем вы это услышали? (Ответы детей.)

- Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши?

Педагог:.

- Что можно услышать ушами? (различные звуки.)

Ответы детей….

Педагог: Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими и сильными, как волны во время штормы. А могут быть тихими, едва заметными, как следы от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

2. Игра «Кто что слышит?» (развитие слухового внимания)

Педагог: Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите. (Берет гитару и перебирает струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает.) Видите, как струна дрожит? Оттого, что дожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните, в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют)! Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

Педагог: -Вы думаете у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимые, а четыре спрятаны внутри. Наружные уши-ушные раковины. Наружные ушные раковины лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук. Посередине ушной раковины-маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепонка. С другой стороны перепонки находится второе (среднее) ухо. В нем расположены три крохотные косточки - молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки. Внутреннее ухо закручено. На что оно похоже? (на домик улитки) Вы видите, какой сложный механизм придумала природа? И мы должны его беречь, так как он очень нежный и ранимый.

3. Физкультминутка «Узнай по голосу».

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Ты сейчас стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза крепко закрывай,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Игра проводится несколько раз.

Педагог:

***А знаете ли вы, кто лучше слышит: человек или кошка? (слух у кошки в три раза совершеннее слуха человека.)

*** Могут ли рыбы слышать? (уши у рыбы внутри, а не снаружи, как мы к этому привыкли.)

*** Как вы думаете, слышат ли нас насекомые? (для большинства насекомых мир беззвучен. Но у сверчков, кузнечиков, саранчи, ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на ногах или даже на брюшке. Барабанные перепонки у сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, от куда идёт звук.)

*** Змеи слышат…челюстями! У неё есть слуховая косточка, которая помогает ей улавливать звуки. Змеи хорошо видят, их глаза всегда открыты, нет подвижных век. Свою жертву замечает по движению – 6 – слайд

5. Гигиена слуха. Как сохранить наш хороший слух (Педагог выставляет коллаж "Береги слух")

зимой надевать шапку;

купаясь в бассейне или в воде, надевать шапочку резиновую, защищать уши от попадания воды;

не ковырять в ушах опасными предметами, не пихать ничего в уши;

не слушать громко музыку, не кричать;

чистить уши правильно (только взрослые)

А еще, для того, чтобы наши ушки были здоровы, делают массаж ушей. Давайте все вместе сделаем (ВСТАЕМ В КРУГ НА КОВЕР. (Самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать(пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

"Валеология и её музыкальные особенности"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве»     Актуальность.     Забота ...

Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"

Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .

Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц       Тема занятия            Цели и задачиСодержание р...