Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .
материал (старшая группа) по теме

 Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида .

 

М-ц

       Тема занятия

            Цели и задачи

Содержание работы

Предварительная работа

сентябрь

1.Диагностика

 

 

 

 

2.Вот кокой я! (как устроено наше тело)

Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма). Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть голод, переносить боль, дышать, думать, помогать людям. Коррекционная задача: Воспитывать чувство гордости, что я –человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.

На кого я похож? Чем я отличаюсь от других? Что люблю? Чем хочу заниматься?

Из чего я состою? Почему я двигаюсь? Какие бывают люди?

Д/игра: «Умею не умею», «К нам пришел Незнайка». «Моё тело», «Кукла», «Смешные движения».

Просмотр презентации.

 

октябрь

1.Нам микробы не страшны с чистотою мы дружны.

Учить детей заботиться о своём здоровье, соблюдать элементарные правила гигиены (мытьё рук по мере загрязнения, полоскание горла, рта, чистка зубов, умывание, пользоваться носовым платком, своей расчёсткой.

Коррекционная задача: воспитывать стремление к чистоте и оздоровлению своего организма.

 

Что такое микробы? Почему они опасны? Как избежать заражения.

Почему надо соблюдать правила гигиены?

Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Приключения Стобеда», «Азбука здоровья».

Г Остер «Петька Микроб»

Рассматривание через лупу грязных рук..

Наблюдение за водой: Сравнить отстоянную и только налитую из-под крана.

Просмотр презентации.

 

2.Помоги себе сам и своему другу

Дать понятие о первой медицинской помощи  при  солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении;
Познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.

Коррекционная задача: Воспитывать морально-волевые качества личности

милосердие, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.

Как помочь при ушибах? Что надо делать если поранился и течёт кровь? Как избежать отравления некачественной пищей и что делать, если отравился? Что положишь в аптечку, если идешь в поход?

Д/игра: «Письмо заболевшему товарищу»

Д/игра «Почему это произошло?»

С/ролевая игра «Больница».

Чтение: «Цветик-семицветик»

ноябрь

1.Здоровая пища.

Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище.

Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

Развивать здоровые принципы питания.

Коррекционная задача: Создать оптимистическое настроение обстановку доверия в группе.

 

Полезная пища. Что я люблю из еды? Вкусная и невкусная пища. Чувство голода и сытости. Игра «Полезная и вредная еда».

Д/игра: «Полезная и вредная еда».

Чтение: О.Дриз «Про весёлый пирожок».

Беседа «О здоровой и вкусной пище»

 

2.Путешествие за витаминами.

Уточнить представление о пользе овощей для здоровья.

Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие и ползание).

Помочь детям осознать взаимосвязь между действием витаминов и физкультурой на организм человека..

Коррекционная задача:

 

 

Что необходимо для здоровья нашему организму? Для чего нужны витамины? Какие бывают витамины? В каких продуктах живут витамины?

Чтение: «Витаминная сказка».

Беседа «Где прячутся витамины?»

Д/игра «Что вредно, что полезно».

Просмотр презентации.

декабрь

1.Профилактика простудных заболеваний.

Познакомить детей с вирусными заболеваниями.

Дать знания о лечении и профилактике гриппа.

Закрепить у детей умение выполнять основные виды движений (равновесие, ползание, прыжки).

Учить детей профилактике гриппа и простудных заболеваний.

Коррекционная задача: привлечь детей к самопрофилактике..

 

Как можно заболеть гриппом? Чем лечатся от гриппа? Какой витамин помогает бороться с гриппом? В каких продуктах он есть? Что делать, чтобы не заболеть?  

Чтение: С.Михалков «Про мимозу», Стих «Заболел сынок».

 

2.В гостях у Бабы-Яги

. Продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей. Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний. Учить дифференцировать поступки сказочных персонажей.

Коррекционная задача: Способствовать сплочению детского коллектива.

 

 

Кто такая Баба-Яга? Какая она бывает? Почему? Что можно сделать, чтобы она стала доброй? Игра «Какое настроение у Бабы Яги?» Подарим подарок.

Чтение сказок П игра «Баба-Яга». Д/игра «Маски». Рассматривание картинок «Эмоции».

январь

Контрольный срез знаний по изученным разделам.

 

 

 

Выяснить объем полученных знаний, степень их осознанности.

 

 

февраль

1.Кожа или живая одежда.

Дать представление о том, что кожа – это кожный покров тела человека, она постоянно обновляется, а также выполняет очень много функций основное – это защита (от грязи, жары и холода), высокая чувствительность (к разным микробным воздействиям и боли). Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.

Коррекционная задача: расширять понимание необходимости гигиенических процедур с позиции здоровье сбережения.

Какая у меня кожа? Для чего она служит? Почему бывает холодно или жарко? Закаливание. Как развивать чувствительность кожи. Игра «Ящик ощущений».

Чтение Сказки К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Составление карточек-моделей «Советы чистюль». Рассматривание кожи через лупу.

 

2.Почему я двигаюсь?

Формировать представление о строении тела и мышечной системы. Формировать умение двигаться красиво и точно. Воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью. Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу.

Коррекционная задача: совершенствовать двигательную активность детей с ЗПР.

 

Скелет и мышечные системы организма. Тренировка своей мускулатуры. Правила первой помощи при повреждении.

Беседа: «Как правильно сидеть за столом»; упражнения для осанки «Зайка»; самомассаж, д./игры «Мой чердачок», «Говорящее тело», разучивание пословиц и поговорок.

 

март

1.Глазки, уши и носы быть здоровыми должны.

Закреплять знания детей об органах чувств и профилактики их заболеваний,

Тренировать детей в самостоятельном использовании гимнастики для глаз,

Развивать умение сопереживать, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Коррекционная задача: развивать зрительно-двигательную координацию

Какие у меня глаза и уши? Для чего они служат? На что я люблю смотреть и что я люблю слушать?

Гимнастика для глаз. Тренировка слуха. Какой у меня нос? Зачем он нужен? Приятные и неприятные запахи. Игра «Четыре стихии».

 

Разработать с детьми правила «Как сберечь органы чувств»

Д/игра «Глухой телефон»

Игровые упр. На развитие глазомера.

Опыты №10,2,3.

 

 

2.Органы чфувств

Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус обоняние и осязание в познании мира. Коррекционная задача: Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе. Воспитывать потребность быть здоровым. 

Что такое органы чувств? Для чего они нужны? Как их беречь. Игры-эксперементы.

Игры-эксперименты.

Опыты: №11,10, 1.

Д/игры: «Скажи тихо, громко», «Не пропусти свой звук», «Определи по вкусу»,

Составление карточек-моделей «Правила безопасности».

 

апрель

1.Великий труженик и волшебные реки.

Познакомить детей с назначением и работой сердца.

Закрепить представление о том, как заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред.

Коррекционная задача: Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

 

Как работает сердце? Что такое кровь? Привила здорового сердца.

Игры – эксперименты.

Чтение: «Снежная королева»,

Разработать с детьми «Правила здорового сердца»

Аппликация для оформления правил.

с/р. игра « Больница».

 

2.Путешествие воздушных человечков..

Дать детям представление о том – что дыхание это одна из важнейших функций организма. Показать роль дыхания для жизни человека. Познакомить с дыхательным путём , механизмом дыхания (вдоха-выдоха).

Коррекционая задача: развивать потребность в собственных действиях для укрепления дыхательной мускулатуры.

Какое бывает дыхание? Как я дышу, когда играю, ем, сплю? Дыхательные упражнения.

Почему вреден дым от сигарет?

Игры - эксперименты.

Беседы : О чистоте окружающей среды.О пользе зелёных насаждений для чистоты воздуха.

«Дым вокруг нас»

Составить : «Правила безопасного дыхания»

май

1.Обобщение по теме «Я и моё здоровье»

Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни, профилактике простудных заболеваний.

Коррекционная задача: Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни.

 

Д/игры: «Что было бы, если бы», «Письмо от почемучки».

Игры – эксперименты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков культурного поведения

Работая более 20 лет с детьми дошкольного возраста, непосредственное общение с родителями воспитанников, определенная осведомлённость о жизни детей, позволяют мне сделать вывод о том, что самым ценным...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (дополнительное образование по изодеятельности)

Перспективный план работы педагога дополнительного образования по изодеятельности...

"Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД"

1. Блок " Улица " ( сентябрь - октябрь )Цель: знакомство с улицей ( тротуар, проезжая часть, пешеходный переход..), обучение детей правилам поведения на улице и необходимым мерам предосторожности.Форм...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

"Формирование  у детей старшего дошкольного возраста морально-нравственных качеств через приобщение  к культуре и традициям русского народа"...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...


 

Комментарии

Конспект занятия по валеологии. «Наши верные помощники». 23 июня 2011 - Вера Синозорцева Тема: «Наши верные помощники» Конспект занятия по валеологии в старшей группе. Цели: Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия; Развивать быстроту мышления, творческое воображение; Способствовать формированию интереса к познанию своего тела; Активизировать речь детей: осязание, обаяние, глазница, веко. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь; Предварительная работа: Беседа об органах чувств у животных и человека; Беседа по теме «Зрение» Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»; Сюжетно-ролевая игра «Больница»; Разучивание комплекса упражнений для глаз; Разучивание дидактических и подвижных игр; Рассматривание познавательных рисунков; Оборудование и материал: Платок для завязывания глаз, ширма, поднос с ароматизированными предметами, салфетка, 2 стакана воды, бумага, ножницы, картинки животных, рожицы – веселая и грустная, картинки с правилами. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить город. Он необычный. В нем живет «Умные помощники». Но чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на дери. Дидактическая игра «Подбери замок» Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою пару по цвету, форме и составляют ключ. Затем прикладывают ключи к замочной скважине, находят нужный ключ, открывают дверь и заходят в город. Дети проходят и... Воспитатель: Никого не видно? Дети: Нет. Здесь нет никого. В: А что это лежит? Д: Какой-то конверт. В: Интересно, что в этом конверте лежит? Давайте посмотрим. Зачитывает письмо. «Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе. Удачи!». В: Попробуем отгадать, ребята? Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза) Правильно. Ведь не зря говорят: Видеть маму, видеть папу Видеть небо и леса Помогают нам … Д: Глаза В: Ребята, а зачем человеку глаза? Д: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. В: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем. Психогимнастика В: Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся. Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета глаза у Никиты? Посмотрите на Алинины глаза? Вот какие разные у нас у всех глаза! В: Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Д: Было бы тяжело. В: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как называется такой человек? Д: Слепой. В: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев. А как можно помочь такому человеку? Д: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т.д. В: Разберемся вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице две пары глаз? 1 ребенок: Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза. 2 ребенок: Ты закрой глаза ладошкой. Посиди совсем немножко. 3 ребенок: Сразу сделалось темно: Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно. Ничего вокруг не видно. 4 ребенок: Нужно помнить каждый час, Как важны глаза для нас! Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза. В: Скажи, что у меня в руках? В: А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия) Затем воспитатель снимает платок и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга. В: Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах (домик). Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием – веко. Как называются домики? Повтори…, повтори… А как называется дверца? повтори…, повтори… Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, вправо, то вверх, то вниз. Ребята потрогайте тихонько пальчиками глазницы, веко брови, ресницы. Физкультурная минутка: 1.Приступили. Для начала Только глазками вращаем. А теперь покрутим шеей, Это мы легко умеем. 2.Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать, Прочь усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать. 3.Поворот за поворотом, То к окну, то к стене. Выполняем упражнение. Чтобы отдых дать спине. 4.Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем. 5.Отдохнули мы чудесно, А теперь пора на место. В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза. Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз» Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор. В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении. В: Ну, что идем дальше. Ой, что это? Вы слышите? (запись шумов) Ребята, чем мы слышим эти звуки? Д Ушами В: Сколько ушей у человека? Д: Два В: У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличии от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности. Ребята, как называется человек, который не слышит? Д: Глухой В: Как ему можно помочь? Д: Написать на листочках, подарить слуховой аппарат. В: Ребята в народе говорят «В одно ухо влетело, в другое вылетело».Объясните, как вы понимаете эту поговорку. Рассуждения детей. Дидактическая игра «Услышь меня» Выбирается ребенок, которому предлагается различить слова сначала двумя ушами, затем одним, потом закрыв руками уши.2 раза В: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Ответы детей. В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять. Кто знает, что нельзя делать: Ковырять в ушах Не допускать попадания воды Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы Физкультурная минутка: Есть в большом лесу избушка – наклоны с поворотом вокруг себя Стоит задом наперед В той избушке есть старушка – приседания с хлопками Бабушка Яга живет. Нос крючком – показ руками вперед себя Глаза большие – круговые вращения руками в стороны Словно искорки горят – сжимать и разжимать пальцы в кулак Уши старые, глухие, - наклоны вправо влево с выставлением ладоней возле ушей Но подслушать всё хотят. А под печкою кузнечики куют-куют-куют – удары кулачками по кругу перед собой Словно песенку веселую поют-поют-поют Хлоп – туда, хлоп – сюда - хлопки вправо, влево Нет особого труда. - прыжки на месте Дидактическая игра «Чьи это уши?» В: А сейчас, я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму? Д: Не хватает ушей у зверей. В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте! В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием. В: Посмотрите-ка ребята, здесь лежит ещё один конверт. Посмотрим, что там? Нас просят отгадать ещё одну загадку: Вот гора, а у горы – Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (нос) Д: Нос В: Для чего человеку нос? Д: Чтобы дышать, нюхать запахи… В: Давайте послушаем, пожалуйста, стихотворение. «Зачем носик малышам?» Ю.Прокопович. Есть прямые носики Есть носики - курносики… Очень нужен всякий нос Раз уж он к лицу прирос. Жарким летом на лужочке Носик нюхает цветочки На полянке – землянику В огороде чует нос Где чеснок и лук подрос В доме может так случится Носик тоже пригодится Он найдет в шкафу варенье Где конфеты и печенье Где в буфете шоколадки Или сок, в бутылке сладкий Апельсины кто принес? Все пронюхает наш нос. Даже помнит он каков Запах маминых духов Нос не должен быть простужен Нос здоровый всем нам нужен. Чтобы сон когда придет Тихо спать, закрывши рот Ещё можно пожелать Пальцем в нос не залезать Днем на солнце не сидеть- Носик может обгореть. А зимой, в большой мороз Не высовывать свой нос! Ну, теперь понятно вам, Зачем носик малышам? В: Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим. Дидактическая игра «Определи по запаху» На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке. В:Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали! В: Ну, что ребята, вот и подошло наше путешествие по городу « Умные помощники» к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, какие же помощники здесь живут? Что необходимо знать, чтобы помощники эти нам всегда помогали? Ответы детей. В: Я надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам! Берегите зрение, слух и нос! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, крепкого здоровья и чтобы настроение у всех всегда было бодрое и веселое. А на память о путешествии по этому городу я хочу вам подарить витамины.

Конспект занятия по валеологии. «Наши верные помощники». 23 июня 2011 - Вера Синозорцева Тема: «Наши верные помощники» Конспект занятия по валеологии в старшей группе. Цели: Продолжать формировать интерес к человеку и элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания; Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия; Развивать быстроту мышления, творческое воображение; Способствовать формированию интереса к познанию своего тела; Активизировать речь детей: осязание, обаяние, глазница, веко. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; чувство сострадания к незрячим и глухим людям, желание оказать им помощь; Предварительная работа: Беседа об органах чувств у животных и человека; Беседа по теме «Зрение» Чтение художественной литературы К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»; Сюжетно-ролевая игра «Больница»; Разучивание комплекса упражнений для глаз; Разучивание дидактических и подвижных игр; Рассматривание познавательных рисунков; Оборудование и материал: Платок для завязывания глаз, ширма, поднос с ароматизированными предметами, салфетка, 2 стакана воды, бумага, ножницы, картинки животных, рожицы – веселая и грустная, картинки с правилами. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам посетить город. Он необычный. В нем живет «Умные помощники». Но чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на дери. Дидактическая игра «Подбери замок» Дети берут по одному конверту, достают половинки ключей, находят свою пару по цвету, форме и составляют ключ. Затем прикладывают ключи к замочной скважине, находят нужный ключ, открывают дверь и заходят в город. Дети проходят и... Воспитатель: Никого не видно? Дети: Нет. Здесь нет никого. В: А что это лежит? Д: Какой-то конверт. В: Интересно, что в этом конверте лежит? Давайте посмотрим. Зачитывает письмо. «Уважаемые гости! Если вы отгадаете загадку, то вы узнаете, какие помощники живут в этом городе. Удачи!». В: Попробуем отгадать, ребята? Живёт мой братец за горой, Не может видеться со мной. (глаза) Правильно. Ведь не зря говорят: Видеть маму, видеть папу Видеть небо и леса Помогают нам … Д: Глаза В: Ребята, а зачем человеку глаза? Д: Чтобы видеть предметы, их цвет, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. В: Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире. По глазам можно определить, какой человек, добрый или злой. А как наши глаза могут передавать наше настроение, мы сейчас покажем. Психогимнастика В: Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид. А если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну, а если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся. Посмотрите друг на друга, какие красивые у вас глаза! А какого цвета глаза у Никиты? Посмотрите на Алинины глаза? Вот какие разные у нас у всех глаза! В: Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Д: Было бы тяжело. В: На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как называется такой человек? Д: Слепой. В: наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев. А как можно помочь такому человеку? Д: Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства т т.д. В: Разберемся вместе, дети, Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас На лице две пары глаз? 1 ребенок: Для чего нужны глаза? Чтоб текла из них слеза. 2 ребенок: Ты закрой глаза ладошкой. Посиди совсем немножко. 3 ребенок: Сразу сделалось темно: Где кроватка, где окно? Странно, скучно и обидно. Ничего вокруг не видно. 4 ребенок: Нужно помнить каждый час, Как важны глаза для нас! Воспитатель предлагает с помощью эксперимента выяснить, зачем глаза человеку. Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза. В: Скажи, что у меня в руках? В: А что я сейчас делаю? (2-3 бесшумных действия) Затем воспитатель снимает платок и спрашивает, так зачем же глаза человеку. Ответы детей, дополняют друг друга. В: Природа заботливо оберегает наши глаза. Они расположены в специальных углублениях – глазницах (домик). Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием – веко. Как называются домики? Повтори…, повтори… А как называется дверца? повтори…, повтори… Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, вправо, то вверх, то вниз. Ребята потрогайте тихонько пальчиками глазницы, веко брови, ресницы. Физкультурная минутка: 1.Приступили. Для начала Только глазками вращаем. А теперь покрутим шеей, Это мы легко умеем. 2.Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать, Прочь усталость, лень и скука, Будем мышцы разминать. 3.Поворот за поворотом, То к окну, то к стене. Выполняем упражнение. Чтобы отдых дать спине. 4.Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем. 5.Отдохнули мы чудесно, А теперь пора на место. В: Глаза способны защитить себя, но если о них плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности. Нам необходимо самим заботится о своем зрении, и беречь глаза. Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз» Воспитатель предлагает детям взять по одной карточке внимательно рассмотреть, подумать и решить, что для глаз вредно – положить к грустной рожице, а полезное – к смешной рожице. Объясняют свой выбор. В: Правильно разложили карточки. Теперь я думаю, что вы будете самостоятельно заботиться о своем зрении. В: Ну, что идем дальше. Ой, что это? Вы слышите? (запись шумов) Ребята, чем мы слышим эти звуки? Д Ушами В: Сколько ушей у человека? Д: Два В: У всех людей по два уха расположены по обе стороны нашей головы. В отличии от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда мы с вами спим. Поэтому уши одни из первых сообщают нам об опасности. Ребята, как называется человек, который не слышит? Д: Глухой В: Как ему можно помочь? Д: Написать на листочках, подарить слуховой аппарат. В: Ребята в народе говорят «В одно ухо влетело, в другое вылетело».Объясните, как вы понимаете эту поговорку. Рассуждения детей. Дидактическая игра «Услышь меня» Выбирается ребенок, которому предлагается различить слова сначала двумя ушами, затем одним, потом закрыв руками уши.2 раза В: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков? Ответы детей. В: Чтобы уши были здоровы и хорошо слышали, есть правила, которые нужно выполнять. Кто знает, что нельзя делать: Ковырять в ушах Не допускать попадания воды Не использовать для чистки ушей неподходящие предметы Физкультурная минутка: Есть в большом лесу избушка – наклоны с поворотом вокруг себя Стоит задом наперед В той избушке есть старушка – приседания с хлопками Бабушка Яга живет. Нос крючком – показ руками вперед себя Глаза большие – круговые вращения руками в стороны Словно искорки горят – сжимать и разжимать пальцы в кулак Уши старые, глухие, - наклоны вправо влево с выставлением ладоней возле ушей Но подслушать всё хотят. А под печкою кузнечики куют-куют-куют – удары кулачками по кругу перед собой Словно песенку веселую поют-поют-поют Хлоп – туда, хлоп – сюда - хлопки вправо, влево Нет особого труда. - прыжки на месте Дидактическая игра «Чьи это уши?» В: А сейчас, я предлагаю вам разобраться вот в этих картинках. Что-то художник не дорисовал. Посмотрите внимательно, я что-то не пойму? Д: Не хватает ушей у зверей. В: Найдите их и присоедините. Будьте внимательны, не перепутайте! В: Вы молодцы! Правильно справились с заданием. В: Посмотрите-ка ребята, здесь лежит ещё один конверт. Посмотрим, что там? Нас просят отгадать ещё одну загадку: Вот гора, а у горы – Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (нос) Д: Нос В: Для чего человеку нос? Д: Чтобы дышать, нюхать запахи… В: Давайте послушаем, пожалуйста, стихотворение. «Зачем носик малышам?» Ю.Прокопович. Есть прямые носики Есть носики - курносики… Очень нужен всякий нос Раз уж он к лицу прирос. Жарким летом на лужочке Носик нюхает цветочки На полянке – землянику В огороде чует нос Где чеснок и лук подрос В доме может так случится Носик тоже пригодится Он найдет в шкафу варенье Где конфеты и печенье Где в буфете шоколадки Или сок, в бутылке сладкий Апельсины кто принес? Все пронюхает наш нос. Даже помнит он каков Запах маминых духов Нос не должен быть простужен Нос здоровый всем нам нужен. Чтобы сон когда придет Тихо спать, закрывши рот Ещё можно пожелать Пальцем в нос не залезать Днем на солнце не сидеть- Носик может обгореть. А зимой, в большой мороз Не высовывать свой нос! Ну, теперь понятно вам, Зачем носик малышам? В: Некоторые люди считают, что нос – это только украшение лица. Самый маленький нос – весьма важная часть лица. Носом мы дышим, а ещё нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас и проверим. Дидактическая игра «Определи по запаху» На небольшом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (овощи, фрукты). Воспитатель завязывает одному ребенку глаза и подносит к носу тарелочки. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в тарелочке. В:Молодцы, ребята! Хорошие у вас носики! Все отгадали! В: Ну, что ребята, вот и подошло наше путешествие по городу « Умные помощники» к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, какие же помощники здесь живут? Что необходимо знать, чтобы помощники эти нам всегда помогали? Ответы детей. В: Я надеюсь, что вы приятно провели время, спасибо вам! Берегите зрение, слух и нос! Посмотрите на гостей, улыбнитесь им, подарите свою улыбку друг другу. Пожелайте всем, крепкого здоровья и чтобы настроение у всех всегда было бодрое и веселое. А на память о путешествии по этому городу я хочу вам подарить витамины.