Консультация "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"
консультация
Развитие нравственно - патриотических чувств происходит через музыкальные занятия и праздники: воспитании любови к своей семье, своей стране, к родному дому ,воспитние любви к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patriotich_chuvstva.docx | 18.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Воспитание нравственно-патриотических чувств
дошкольников средствами музыки»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Через музыкальные занятия и праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, воспитание любви к детскому саду мы даже проводим праздничный концерт «День рождения детского сада», родному городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов Великой отечественной войны и победы наших олимпийцев.
Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду. Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, единственное средство развивать ум ребёнка, обучить и сохранить детство». Каждый временной цикл мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Это осенние, зимние, весенние праздники. Наши ребята активно проявляют себя в мире музыки они танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают небольшие сценки.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, а так же с трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором ребята знакомятся на музыкальных занятиях и в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности, обладают замечательными художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста такие как, «Ладушки», «Петушок», «Зайка» и др. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.
Именно на русских песнях, прибаутках, частушках у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер такие как доброта, открытость, достоинство, сострадание и благородство.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах мы играем на ложках, трещотках, колотушках, колокольчиках, бубенцах, свистульках и др. Часто включаю и устный фольклор: это сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, все это делает процесс восприятия народного искусства более ярким. Широко используем в своей работе многообразие народной музыки для разучивания хороводов, инсценировок, плясок и включаем их в народные праздники: «Осенины», «Широкая масленица», «Рождественские колядки». Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально – ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, а так же, художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребёнок.
В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Ребята с огромным удовольствием слушают, поют песни и передают с помощью выразительных движений эти образы.
Самой богатой сокровищницей, достоянием России - является Русская музыкальная классика. В разделе слушания музыки программой предлагается инструментальные произведения, характеризующие образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, «Жаворонок», С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, симфоническая сказка “Петя и волк”, Д.Кабалевского «Клоуны», «Ёжик», «Полёт шмеля» Римского –Корсакового, Д. Шостаковича и другие произведения иллюстративного характера. Эти композиторы в своём творчестве использовали народные мелодии. Классическая музыка звучит на музыкальных занятиях начиная с младших групп, важно акцентировать внимание ребёнка на то, что это именно русский композитор написал, наш соотечественник.
Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор где он играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводим праздничные концерты, посвященному «Международному женскому дню» и «Дню Матери». В наших песнях звучат любовь и ласка, желание сделать маме приятное, чувство дружелюбия, благодарности и гордости за свою маму!
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми. На наших музыкальных встречах мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, играют в военные игры. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты” и «Наша армия сильна», муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы, она очень значима для нашей страны.
В наших беседах я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен. Дети получают знания о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Таким образом формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, выполняют различные торжественные перестроения, поют военные и патриотические песни: «Когда ветераны идут на парад», «9 Мая», «Салют Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова и т.д.
В работе с детьми мы добиваемся того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и активно включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.
Мы стремимся использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Организуя праздники и развлечения, мы создаём условия для воспитания в наших детях нравственно-патриотические качества. Тем самым приобщая детей к музыкальному наследию своего народа. От нас зависит какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином...
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...
Консультация"Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"
консультация для педагогов детского сада...
"Формирование нравственно -патриотических чувств дошкольника средствами музыки"
О нравственно -патриотическом воспитании дошкольников средствами музыки...
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)
Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки (методические рекомендации для педагогов)...
Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма....
Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников средствами физической культуры и музыки
Представленный в статье опыт работы показывает как средствами физической культуры и музыки в условиях ДОО воспитать в детях старшего дошкольного возраста здоровую, всесторонне развитую, духовно-нравст...
- Мне нравится (1)