«Формы работы с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников»
консультация

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необходимость погружения ребенка  в социально значимую сферу экономики, уже с раннего возраста. Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада.  В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей. С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной деятельности, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, поддерживать образовательные инициативы родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формы работы с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников»

Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необходимость погружения ребенка  в социально значимую сферу экономики, уже с раннего возраста. Погружения  продуманного, выстроенного,  осознанного со стороны окружающих взрослых, родителей и педагогов.

Экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Ряд родителей считают что дошкольники  и экономика не совместимы и им рано ее изучать.

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада.  В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей.

С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной деятельности, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, поддерживать образовательные инициативы родителей.

Стройная система педагогической помощи и поддержки семьи, включает ряд направлений.

  1. Работа по формированию базовой экономической грамотности, и экономической культуры  родителей. (Родители  должны понимать о чем они будут рассказывать детям)

Для формирования экономической грамотности, мы рекомендуем родителям пользоваться  внешними ресурсами.      Знакомим родителей с интернет –ресурсами, например:

-Сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура».  

-Ваши финансы. РФ-сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами» 

          -Путеводитель финансово грамотного человека. «Сайты которые стоит посетить»

50 ресурсов для повышения финансовой грамотности

          -Интернет-ресурсы для повышения личной финансовой грамотности

Это уровень самообразования родителей.

  1.  Содействие повышению педагогической компетентности родителей в сфере формирования    экономического воспитания.  Как  экономическое воспитание детей вовремя и правильно продуктивно внести в их жизнь. Деятельность по развитию компетентности выстраивается в продуктивном диалоге с родителями по основным вопросам:  экономическое воспитание: что, где, когда, как?.

Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, Основными принципами которого являются:

1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

2.Принцип открытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто»:

- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников»;

- разъяснили специфику образовательной деятельности по данному направлению;

- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;

- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;

- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.

3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей.

4. Принцип доброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.

5. Принцип динамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.

6. Принцип научности.  Все содержание должно быть.выверенным

Взаимодействие с семьями воспитанников должно быть таким, чтобы оно позволило стать родителям субъектами целостного образовательного процесса, посредством организованной совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.

1.Педагогический мониторинг, организация диагностической работы по изучению семьи,

2.Педагогическая поддержка. накопление родителями позитивного воспитательного опыта.

3.Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя

4.Совместная деятельность педагогов и родителей.

Этапы совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

  1. Мотивационный этап (ознакомительный).  

Задачи: Убедить  о значимости и необходимости экономического воспитания с раннего возраста. Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей.   Мотивировать родителей  к совместной деятельности. Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

  1. Просветительский этап

Задачи :  Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей. Педагоги и родители должны войти в общее информационное поле и пространство.  Родителям важно знать основные темы , содержание и методы воспитания направленные на формирование экономического воспитания  у детей.

Помогаем родителям овладеть методами организации детской деятельности,

3. Совместной деятельность педагога, родителя и ребенок. Эти виды деятельности определены в п.2.7 ФГОС ДО ( общении, игра, познавательно-исследовательская деятельность ит.д.) Формы совместной деятельности, объединяющие родителей и детей и педагогов, мы рассмотрели выше.  На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

(Эти виды деятельности определены в ФГОС ДО (п.2.7): «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

… для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».)

Прохождение всех трех этапов работы дает реальный результат

  1. Выстроенный процесс взаимодействия Семьи и детского сада
  2. Педагоги  работают  в диалоге и видят  и ребенка семью как полноправных участника образовательной деятельности. 

Направления сотрудничества с родителями решаются через, Формы работы по развитию родительской компетентности  у родителями.

Их условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

  1. Информационно-аналитические формы работы.

Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

По данному направлению можно проводить:

- анкетирование;

- тестирование. Анкета для родителей: «Экономическое воспитание дошкольникам». Анкетирование «Нужна ли детям экономика»

-родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

  1. Познавательные формы работы.

Цель: направлено на ознакомление родителей с особенностями экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

  • общие родительские  собрания; ( Например:  Родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», «Уроки финансовой грамотности», «Что такое семейный бюджет
  • мастер классы, консультации и индивидуальные беседы; (Например: «Полезные экономические навыки» «Формы работы с детьми по финансовой грамотности»;

            Консультация «Формирование экономических навыков в семье» )

  • Создание предметно-пространственной среды, ( Например:  «Леп-бук в работе с детьми по формированию экономической и финансовой грамотности».  
  • семейные проекты. (Например: «Бюджет семьи»,  Создание альбома «Семейные профессии»

 

  1. Наглядно-информационные.

Цель: познакомить родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.

Данное направление включает:

  • Тематические стенды, папки-передвижки. (Например:  Брошюра «Карманные деньги» , «В магазин с ребенком»;
  • Буклеты ( Например: «Перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов по экономическому воспитанию»,  « Как научить ребенка считать деньги».
  • Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье». 
  • Фотовыставки; Изготовление газет: «Мамин помощник»«Что я экономлю, берегу дома».
  1. Досуговые:

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

По данному направлению можно организовать:

  • Праздники, развлечения, акции,
  • Выставки, ярмарки, экскурсии,

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.

Объединение двух форм экономического воспитания: семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей – условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания

Использование наглядно-информационных форм работы с родителями в вопросах экологического воспитания...

презентация: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Тема моей презентации: «Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли ...

«Формы работы с родителями в процессе экологического воспитания дошкольников»

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста....

Статья "Современные подходы к работе с родителями в вопросах физического воспитания дошкольников".

Данная  статья направлена на взаимодействие с семьёй по физическому воспитанию и развитию дошкольников....

Доклад "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Презентация к докладу "Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников"

Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов и роди...