КОНЦЕПЦИЯ « Воспитание экологической культуры у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)

Магомедова Марина Александровна

"Воспитание большого надо начинать с малого"-этого девиза я придерживаюсь в своей работе .Много лет назад, когда я стояла на профессиональном  распутье  выбрала для себя педагогическую деятельность, потому что я считаю ее важной для общества. И это не пустые слова, ведь от педагога зависит - каким вырастет человек. Моя профессия  «воспитатель маленьких душ» - ответственная, сложная, но очень интересная. Мне нравится видеть результаты  своей работы в поведении детей, в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

КОНЦЕПЦИЯ

« Воспитание экологической культуры у дошкольников»

        ВОСПИТАТЕЛЬ: МАГОМЕДОВА М.А.

2014 год

  «Воспитание большого надо начинать с малого»-   этого  девиза я придерживаюсь   в своей работе. Много лет назад, когда я стояла на профессиональном  распутье  выбрала для себя педагогическую деятельность, потому что я считаю ее важной для общества. И это не пустые слова, ведь от педагога зависит - каким вырастет человек. Моя профессия  «воспитатель маленьких душ» - ответственная, сложная, но очень интересная. Мне нравится видеть результаты  своей работы в поведении детей, в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

      Свою работу осуществляю по программе детского сада  разработанную на основе программы « От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы. Мои воспитанники- дети младшей группы. Я считаю, что именно с раннего возраста необходимо закладывать основы для развития  личности. Коллосальное внимание  в воспитательно-образовательном процессе на сегодняшний день  необходимо уделять формированию экологической культуры.  Мой выбор оправдан и целесообразен.

      Тема моей концепции: « Воспитание экологической культуры у дошкольников» соответствует образовательной области   « Познание», в частности ознакомление с природой.    Актуальность этой темы заключается в том, что наша  планета  находится  на грани глобальной экологической катастрофы. Виною этому деятельность человека и как следствие:  загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных. И  нашим детям  придется решать  эти проблемы.  Поэтому, бережное отношение к каждой травинке, к каждой букашке и природе в целом   необходимо прививать с ранних лет.

    Показателем сформированности  экологической культуры  младшего дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается:

– в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их  в привычки;
– в  потребности  приобретения  экологических знаний,  их практическое применение;
– в потребности общения с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении доброты, чуткости, милосердия к людям, природе бережное отношение ко всему окружающему;
– в проявлении эстетических чувств, умения  видеть и понимать прекрасное,  самовыражения в творческой деятельности;
– в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

     Таким образом, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь.

   Опираясь на факторы экологической культуры, я ставлю следующие задачи: - оздоровительные: охранять  и укреплять здоровье детей, учить их правильно взаимодействовать с  природой; формировать умение рационально использовать природные ресурсы;

- образовательные: формировать и развивать элементарные экологические знания, систематизировать знания о живой и неживой природе, учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, формировать умение решать экологические задачи, развивать воображение;

- воспитательные: формировать эмоционально-  доброжелательное отношение к живой природе, воспитывать отзывчивость, формировать представление об экологических проблемах, формировать представление о себе как  жителе земли;

- по развитию  трудовых умений и навыков:   формировать трудовые навыки по уходу за комнатными растениями, растениями на клумбе;

- по развитию эстетических представлений: развивать умение отражать в продуктивной деятельности свое отношение к природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

   Чтобы повысить эффективность экологического образования я  используются различные формы и методы:

  – экологические занятия;

  – экологические экскурсии;

  – экологические конкурсы;

  – обсуждение и проигрывание ситуаций;

  – экологические праздники;

  –экологические игры (дидактические, имитационные, игры –   моделирование экосистем, игры – путешествия);

 – экологические сказки.

     Стараюсь,  чтобы занятия по экологии не  были  скучными.  Для этой цели использую  сказочных персонажей. Например, на  занятия   к нам приходит  старичок - Лесовичок с интересной историей « Как звери к зиме готовятся», Капелька – игрушка, чтобы рассказать о своем путешествии.

   Так как, в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая, для ознакомления с новым материалом, для повторения, закрепления активно использую дидактические игры такие как: « Что изменилось?», « Найди дерево по описанию», «  Путаница», « Узнай на вкус», «Зоологическое лото», «Времена года», «Кто летает, бегает, прыгает?", "Что за птица?".  Большой интерес у детей вызывают    подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, например, « Наседка с цыплятами», « Птички в гнездышках», « Сова и мыши».

    Стараюсь донести до детей, что в природе нет ничего лишнего, вредного, каждое живое существо выполняет свою работу, играет свою важную  роль в природе, без него может нарушиться экологическое равновесие. Поэтому считаю, важным моментом в экологическом воспитании является выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам.

   

 Одним из аспектов  экологической  работы, по моему мнению, является наблюдение.  Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут  деревья: тополя, липа, белоствольные берёзки, яблони, вишни. Я использую эту природную особенность и организую наблюдения  на участке во все времена года.  Организация систематических сезонных наблюдений позволяет сформировать у моих воспитанников целостную картину мира.

Осенью обращаю внимание детей, что становится холоднее, идут дожди, листья меняют окраску, опадают, определяем  с детьми, с какого дерева они упали.  Обращаю внимание детей на    изменения в жизни живой природы – отлет  птиц   в тёплые края. А в зимний период я расширяю представления о характерных особенностях этого времени года: холодно, идет снег, люди надевают теплую одежду. Во время прогулок   организую, наблюдения за птицами  у кормушки.  Вместе с детьми делаю выводы, что птицам нужно помочь, подкормить в зимний период, уточняю, чем и как их надо подкармливать.

Знакомство с характерными особенностями весенней природы я начинаю с наблюдения за солнцем – ярче светит, греет, снег тает, появляется первая травка, распускаются листья на деревьях. Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. На деревьях ещё нет листьев, а на пригорке уже зеленеет первая трава. Мы наблюдаем, как  погреться в лучах  солнца  выползают насекомые. Так как, в раннем возрасте дети только учатся видеть и замечать , то   во время прогулки я обращаю внимание ребят на экологические особенности, например, что в каждом скворечнике живут по две птицы. Дети сами делают вывод, что это папа – скворец и мама – скворчиха, скворец собирает червяков с деревьев и кормит маму – скворчиху, ведь ей нельзя улетать из гнезда, иначе маленькие скворчата в яйце погибнут.

     По моему мнению, ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,  рассматриваются мной как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.  

Основным методом в деятельности по  экспериментально-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение  опытов.

Проводя работу в этом направлении,  я  решаю следующие задачи:
сочетать показ  с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.), сравнивать сходные по внешнему виду предметы, учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

По результатам исследований  я  формирую  следующие  представления:

1.О материалах (песок, глина, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегом).
3. О мире растений (способы выращивания из семян).

   Согласно тематическому плану свою работу я начала с экспериментов с водой: « Узнаем, какая вода»,  « Окрашивание воды».  С помощью предметно-манипулятивной деятельности  дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее различные предметы,  вода может литься, а может брызгать, предметы станут чище, если помыть их водой, вода не имеет вкуса. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой. Использую изменяющееся состояние воды, я провожу опыты: « Как из снега получить воду», « Снег, какой он», « Свойства льда». Целью экспериментальной деятельности определяю формирование простейших представлений о свойствах снега (тает в тепле),  ознакомление со свойствами снега (белый, холодный, липкий, рассыпчатый), установление простейших закономерностей. Также организую опытническую деятельность с неживой природой: ветром и солнцем. Целью опытов ставлю  знакомство детей с природным явлением- ветром, определение силы ветра, формирую представление о том, что « солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. В соответствии с целями  проводила  различные эксперименты с песком. На примере  совместной деятельности «Испечем угощение» я давала детям возможность  попробовать  слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек.  В результате    дети  подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки и сделали выводы,  что сухой песок может сыпаться.

С помощью опытов я давала представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» предлагала  детям «поймать » воздух в полиэтиленовые пакеты и сделать выводы о свойствах воздуха (воздух не виден, но он есть). Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Также большое внимание уделяю экспериментированию с растениями. В весенний период, когда на деревьях еще нет листочков, предлагаю детям срезать с дерева веточку, занести в группу и поставить в воду. Ежедневно обращаю внимание ребят на почки, как они набухают и потом распускаются и появляются первые зеленые листочки. Параллельно с этой работой  формирую представления о росте и развитии растений « Посади цветы». Для этого предлагаю детям вырастить цветы  из семян, где каждый ребенок принимает участие в посадке растения, уходе за всходами, закрепляя при этом знания об условиях комфортного развития растений. После того как мы вырастили рассаду в помещении я предлагаю высадить ее в открытый грунт, чтобы пронаблюдать цикл  развития растений: цветение, образование семян.    

Расширяя представления детей о растениях, я закрепляю практические умения и навыки - поливать растения из лейки, протирать листья влажной тряпочкой.

Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой муравьишку, придавить жука.  Я останавливаю малыша, объясняю, что это живое существо, которое нельзя обижать, говорю: « Какой трудяга этот муравей! Несет большую соломинку.  Какой молодец!» Заметив  любопытство у  ребенка, продолжаю: « Интересно, куда спешит эта малышка-букашка?» Такой игровой  подход способствует более длительному наблюдению, поддерживает целенаправленное восприятие детьми живого объекта.

Образовательная область Познание  (ознакомление с природой) находится в интеграции  с другими образовательными областями, например,  с Художественной литературой.

    Знакомство с художественной литературой в младшей группе я начинаю с песенок и потешек: « Солнышко-ведрышко», « Дождик-дождик», « Радуга-дуга», «Снегирек», « Весна - красна».   Особое место в работе с детьми я отвожу сказкам, раскрывающим  сведения об  окружающем мире, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки  «Лесные домишки», «Сова», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Чьи это ноги», «Лес и мышонок». Рассказы   М. Пришвина «Листопад»,  Н. Сладкова  « Медведь и солнце », Е. Чарушина « Дятел», а также поэтов   С. Есенин «Черемуха »,    Бойко « Солнышко»,  Е. Благинина  « Ручейки звенят, поют»,  Маршак « Облака бегут быстрей». Чтение отрывков из художественных произведений я использую для усиления эффекта впечатлений от наблюдений на прогулках.

    В результате моей работы у детей развивается  любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного, обогащается  словарный запас, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном. Я  закрепляю названия живых объектов, явлений природы, вовлекаю детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми существами. Когда ребенок свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью я ставлю   перед детьми разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны, зачем кошка лижет своего котенка, где солнце, когда идет дождь?  Я задаю вопрос - у ребенка возникают свои вопросы, таким образом, формирую у малыша стойкое желание все узнать, все понять.

   Все  яркие эмоции и  впечатления детей  выливаются в художественное творчество: индивидуальное и коллективное. Моя задача- помочь ребенку передать красоту окружающего мира, изобразить явления природы, основываясь на свой опыт. Для этого использую лепку из пластилина -   «Птички», « Зернышки для птичек», « Морковка для зайчика». Рисование пальчиковыми красками - « Дождь», « Цветы на поляне». Нетрадиционные виды аппликации – « Цыплята на лугу», « Верба зацвела», « Веточка сирени», « Мимоза», « Птичка из манки».

Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую   следующие  формы: родительские собрания, консультации, беседы, открытые мероприятия. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

4) привлекать родителей к участию в экспериментальной деятельности.

В осенний период я запланировала проведение  конкурса  на тему: «Поделки из природного материала»,  результатом которого была совместная работа взрослых и детей. Родители моих воспитанников   с большим интересом приняли активное участие в этой деятельности. И маленьким и большим участникам конкурса  понравилась идея о совместном творчестве. С большим восторгом малыши наперебой рассказывали о своих поделках: кто и что делал, как делали. Выяснилось, что вся семья принимала участие в изготовлении шедевров. С наступлением холодов, в продолжение работы по проекту «Птицы» я обратилась к родителям с предложением принять участие в изготовлении кормушек для    птиц: воробьев, галок, синиц, для того чтобы им перенести суровое  зимнее время.  

Вовлекая родителей в учебно-воспитательный  процесс я ставила задачу -  на примере взрослых и родителей   подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за то, что происходит на Земле, и мы  можем сохранять и приумножать её красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

«Воспитание экологической культуры старших дошкольников»

Сформировать представление об окружающей среде, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды...

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Воспитание экологической культуры у дошкольников

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Будущее человечества зависит от уровня экологич...

отчёт по воспитанию экологической культуры у дошкольников 2-ой младшей группы

Экологические знания наши дети получают не только на специально отведённых занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, в совместном труде с педагогами на участке д/с, проведения эк...

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....