Метадическая разработка "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВА-НИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка (старшая группа)

Кочкина Нина Владимировна

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Долг  взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой. Общение с природой помогает детям оценить ее современное экологическое состояние. Проблемы экологического воспитания рассматриваются не изолированно, а в связи с эстетическим, физическим, нравственным формированием уровня развития ребенка. Чем раньше и целенаправленнее организовывать и проводить эту работу с дошкольниками, тем больше можно рассчитывать на решение современных проблем экологии.

Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.

Современные подходы к организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества. Обучение – это сложный, многогранный и специфический процесс познания и отражения в сознании ребенка реальной действительности под управлением педагогов.

Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра.

Она всегда увлекает ребенка. Играя, он больше запомнит, узнает много нового, больше поймет. Полученные в процессе такого обучения знания, как правило, способствуют прочному усвоению учебного материала. Таким образом, через игру возможно решение многих образовательных задач, в том числе и обучения. Посредством игры ребенок органично развивается, познает взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

На достижение целей интеллектуального развития и познавательных интересов у детей направлено содержание образовательной области «Познание», способствующей развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формированию целостной картины мира, а также расширению их кругозора. Это направление непосредственно связано с экологическим воспитанием дошкольников.

В соответствии с современными требованиями, педагоги должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику. На сегодняшний момент существуют различные виды образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как:

- проектные методы;

- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга) ;

- использование компьютерных технологий;

- мультимедийные презентации.

Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций.

Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер. Так, например, на занятиях о многообразии каких-либо конкретных явлений природы, при первичном ознакомлении детей с ними, желательно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, а также видеоклипы. Они способствуют более доступному для детей формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, а также умению анализировать, сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных.

Порядок использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками.

1. Необходимо создать информационную базу данных:

- самостоятельный поиск,

- обмен опытом,

- использование энциклопедий и развивающих дидактических игр.

2. Классификация по разделам:

- животные,

- птицы,

- насекомые,

- рыбы,

- растения,

- неживая природа и другие.

3. Обработка, усовершенствование, анализ имеющейся информации.

4. Использование полученной информации в работе.

Мультимедийные презентации содержат в себе образный тип информации понятный дошкольникам, а также формируют систему мысленных образов. Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип наглядности, который способствует активизации непроизвольного внимания, и через которое происходит запоминание учебной информации, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации. Детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему опорных образов, основанных на ассоциативных и фактографических видах памяти детей, наполненных структурированной информацией.

Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов.

Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что несомненно актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах) .

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Основой является проблема, при работе с которой необходимо следущее:

1. Иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). То есть система должна иметь необходимый «запас маневра») .

2. Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.

3. Целесообразно браться за такие проекты, для которых уровень квалификации, опыта педагога превышает необходимый уровень, или быть готовым «добирать» в процессе решения проблемы.

4. Строить модели, проекты таким образом, чтобы легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, по всему учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т. д.) ; может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года).

В настоящее время в педагогической практике широко используются такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга, "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда? ".

Следующей нетрадиционной формой экологического воспитания дошкольников являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой.

Экологическая тропа — это тоже одна из форм нетрадиционного обучения. Это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

Нетрадиционной формой экологического образования является использование сказки.

Еще одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Задачи экологического театра:

- привлечение внимания к проблемам окружающей среды;

- развитие творческих способностей детей;

- вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.

В рамках экологического воспитания можно устраивать экологические конкурсы (рисунка, поделки и т. д.) . Так же можно проводить тематические праздники: «День воды», «День Земли» и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой/ А. П. Букин - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

Волчкова B. H., Степанова H. BКонспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология./В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. - 128 c.

Николаева C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников- Mосква.: Мозайка-Синтез, 2004. - 128 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

В современном мире взаимодействие человека с природой является актуальной проблемой. Загрязнение окружающей среды грозит уничтожением всего живого на земле.Многолетний труд в дошкольном образовании по...

«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».   ...

Статья «Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста»

В статье предлогается несколько видов проектов по экологическому воспитанию как с воспитанниками , так и совместно с родителями....

Метод проектов как средство экологического образования у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самоценный этап в экологическом образовании личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окр...