Статья - "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы"
статья (старшая группа)

Куля Анжелика Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы

 

                                                           Составила: Куля Анжелика Николаевна

Якутск – 2018г

Важной задачей обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их. Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия.

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Кружковая работа как средства развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Кружковая работа способствует развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально — чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество — интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.

Первые и важнейшие открытия в исследовании проблемы воспитания художественных способностей детей сделали психологи С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. Они установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия М.С. Берштейна, А.В. Брушлинского, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, которые доказали единство сущности художественного процесса детей и взрослых, установили возможность воспитания и развития художественных способностей детей во всех видах творческой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир - вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т.е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

Кружковая работа – это деятельность детей, которая организуется в свободное  от занятий время, обычно во второй половине дня.

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей.

Кружковая  работа способствует целостности учебно– воспитательного процесса и дальнейшему развитию умственной и творческой одаренности. Работа с одаренными детьми включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие развитие способностей с учетом интересов и склонностей детей.
Предметно – развивающая среда стимулирует умственное и творческое развитию.

Таким образом, художественным способностям относятся следующие качества:

- Умение видеть и сравнивать характерные эстетические признаки окружающих предметов;

- Создает изображения предметов с натуры, по представлению;

- Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;

- Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур;

- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма. цвет, колорит, композиция);

- Знает особенности изобразительных материалов;

- Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги;

- Умение анализировать образец постройки;

- Участие в самостоятельной изобразительной деятельности;

- Владение нетрадиционными техниками рисования;

-Умение подбирать и сочетать материалы для передачи выразительного образа;

- Владение способами изображения предметов, явлений, передачи в рисунке формы, пропорции;

- Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства;

- Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;

- Умение работать коллективно;

- Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, декоративное искусство, скульптура);

Исследователи разных лет придавали большое значение детскому рисованию, отмечая, что каждый из его видов и типов несет элемент творчества. Одним из составляющих специального руководства изобразительным творчеством дошкольников является формирование технических навыков и умений, в частности обучение нетрадиционным техникам рисования

Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, что процесс развития художественных способностей детей старшего возраста будет осуществляться более эффективно, если организовать кружок «Акварелька».