ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Умелые ручки»
рабочая программа (подготовительная группа)

Анастасия Евгеньевна Прашмут

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx424.17 КБ

Предварительный просмотр:

https://xn--32-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/a91793887b2018fae078833720b0697b_big.pnghttps://xn--32-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/a91793887b2018fae078833720b0697b_big.pnghttps://xn--32-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/a91793887b2018fae078833720b0697b_big.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 г. Вязьмы смоленской области

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Умелые ручки»

(уровень программы: стартовый)

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Прашмут Анастасия Евгеньевна

Вязьма  2020

Содержание

Введение                                                                                                        

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»                                

1.1.Пояснительная записка                                                                        

1.2.Цели и задачи программы                                                                        

1.3.Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана 1.4.Планируемые результаты                                                                        

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»                        

2.1.Учебно-тематический план                                                                

2.2.Условия реализации программы                                                                

2.3.Мониторинг: формы аттестации, оценочные материалы                                

2.4.Методические материалы                                                                        

Список литературы                                                                                

Приложения

 

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»        

  1. Пояснительная записка

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Возраст детей, участвующих в образовательной деятельности, от 4 –х до 7-и лет (средняя, старшая, подготовительная группа). В соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07. 2010г. №91 и изменениями к СанПиН 2.4.1.2660-10 от 20.12.2010 г. №164 организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с режимом дня МБДОУ Детского сада №9 г. Вязьма.

Примерное расписание кружка:

  • в средней группе один раз в неделю с 15:25 до 15:40;
  • в старшей группе один раз в неделю с 15:25до 15:50;
  • в подготовительной группе один раз в неделю с 15:25 до 15:50.

Развитие у детей творческих способностей по изобразительной деятельности - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах воспитатель рисует сам, вслух проговаривая детали рисунка. В дальнейшем когда воспитатель рисует, дети комментируют сюжет и детали изображения.

Направленность дополнительной образовательной программы – социально-педагогическая.

Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественно-эстетического воспитания заключается: - в создании и апробации содержания цикла интегрированных занятий кружка художественного труда «Умелые ручки» - в подборе диагностических методик для определения уровней развития творческих способностей детей  дошкольного возраста в художественном труде, - в разработке методических рекомендаций по организации детского художественного труда.

  1. Цель программы

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи

Обучающие:

формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между воспитателем и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Отличительная особенность программы

Заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний, сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок «правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.

Сроки реализации программы

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

Формы и режим

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Возраст детей, участвующие в реализации данной дополнительной общеразвивающей программы: 6 – 7 лет.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Обучение детей подготовительной к школе группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения. Учебными задачами являются следующие:

- научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

- научить передаче в рисунке несложных движений;

- развивать и совершенствовать чувство цвета;

- развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т. д. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги. Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов.

Учебный план

Год обучения: 3 год

Название раздела, темы

Количество часов (мин.)

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

       

         2

       3

      4

     

      5

       

     6

     

     7

     

 «Пальчиковая живопись»

«Монотипия»

«Рисование манкой»

«Рисование по мокрой бумаге»

Метод тычка

Рисование ладошками

Пластилинография

 7(25 мин)

 

  2(25мин)

1(25мин)

1(25мин)

2(25мин)

2(25мин)

1(25)

10

10

10

10

   

      10

       10

    10

15

     

      15

        15

        15

       

        15

      15  

   15  

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, помощь

Рассказ воспитателя, показ, беседа, помощь

Календарный учебный график

Год обучения: 3 год

Месяц

Тема занятий

Количество часов

Форма занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

«Красивый букет»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

2

Сентябрь

«Разноцветные бабочки»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

3

Сентябрь

«Осенние листочки»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

4

Октябрь

«Листопад»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

5

Октябрь

«Волшебный лес»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

6

Октябрь

«Ветка рябины»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

7

Октябрь

«Золотая Волшебница Осень»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

8

Ноябрь

«Ежики»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

9

Ноябрь

«Первый снег»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

10

Ноябрь

«Нарисуй шарфик»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

11

Ноябрь

«Загадки»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

12

Декабрь

«Зимний лес»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

13

Декабрь

«Снежинки» 

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

14

Декабрь

«Елочка нарядная»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

15

Январь

«Снеговик»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

16

Январь

 «Дед Мороз»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

17

Январь

«Узоры на окнах»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

18

Январь

«Мои рукавички»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

19

Февраль

«Березовая роща»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

20

Февраль

 «Зимняя ночь»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

21

Февраль

«Самолет»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

22

Март

«Весеннее настроение»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

23

Март

«Подснежники для мамы»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

24

Март

«Ветка 

Мимозы»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

25

Март

«Весенний пейзаж»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

26

Апрель

«Грачи прилетели»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

27

Апрель

«Космос»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

28

Апрель

«Цветущая ветка»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

29

Апрель

«Волшебная страна – подводное царство»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

30

Май

«Праздничный салют»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

31

Май

«Расцвели одуванчики»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

32

Май

«Фантазия»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

33

Май

«Солнышко»

25 минут

ООД

Группа

Выставка

работ

  1. Содержание программы

 

Перечень используемых техник нетрадиционного рисования

«Пластилинография»

Задачи: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

«Монотипия»

Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

«Ниткография»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

«Монотипия пейзажная»

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

«Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Акварель и акварельные  мелки»

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Восковые мелки и акварель»

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

 «Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Рисование по мокрому листу»

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

«Оттиск пробкой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ  получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

 «Рисование тычком»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

«Рисование ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

«Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

«Граттаж»

 Рисование по восковой прокладке. Суть этой техники в процарапывании. Данную технику начинаем использовать только со старшего возраста. Требуется подготовка специальных «холстов»: сначала наносим цветной фон акварелью, подсушиваем бумагу. Далее весь фон полностью затирается воском и покрывается черной гуашью, с добавлением моющего средства. После заостренной палочкой начинаем процарапывать рисунок.

«Печатка»

Эта техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Для начала нужно изготовить «печатку». Печатки изготовить несложно самим: надо взять ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. «Печатка» готова! Прижимаем её к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток. Составляй любую композицию!

1.4.Ожидаемые результаты

В результате обучения  данной программой предполагается овладение детьми:

 - определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей;

- формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

- овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- выставки детских работ в детском саду; 

- составление альбома лучших работ;

- участие в конкурсах художественно-эстетической направленности;

- презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»        

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  • соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
  • акварельные краски, гуашь;
  • альбомные листы
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • пластилин;
  • трафареты;
  • нитки;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

В группе имеется:

  • уголок изобразительной деятельности в группе;
  • центр конструирования и творчества в ДОУ;
  • методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т.д.), методический материал по развитию творческих способностей детей;
  • телевизор;
  • литература по вопросу развития художественно-творческих способностей детей, программное обеспечение.

2.2. Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию

Мониторинг образовательного процесса в детском саду по ФГОС реализуется, как правило, два раза в год, с августа по май. Он позволяет оценить динамику достижений воспитанников; сбалансированные методы мониторинга предупреждают переутомление дошкольников, не нарушают процесс реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ.

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова).

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Форма: 

•  3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции

соблюдаются, чётко передано движение;

• 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;

• 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.

2. Композиция: 

•  3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

• 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные

искажения;

• 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.

3. Цвет: 

•  3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;

•  2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,

• 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна: 

• 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и

фантастические образы;

• 2 балла – справляется при помощи взрослого;

• 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

 

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Изобразительные навыки:
  • 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
  • 2 балла – испытывает  затруднения при действиях с изобразительными материалами;
  • 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
  1. Регуляция деятельности:
  • 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и
  • критично оценивает свою работу;
  • 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
  • 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
  1. Уровень самостоятельности, творчества:
  • 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
  • 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
  • 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.

Шкала уровней:

0 – 8 – низкий уровень;

9 - 16 – средний уровень;

17 – 21 – высокий уровень.  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Общие показатели развития детского творчества:  

• компетентность (эстетическая компетентность);

• творческая активность;

• эмоциональность (возникновение умных эмоций);

• креативность

• производительность и свобода поведения;

• инициативность;

• самостоятельность и ответственность;

• способность к самооценке.

Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития

творчества.

2. Нахождение адекватных выразительных средств, для создания художественного образа.

3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с

художественными материалами и инструментами.

4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.

5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.

6. Общая ручная умелость.

 

2.3. Учебно-методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

-  перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 80 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. Издательство скрипторий 2003. 2007 – 72 с.

3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128 с.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М: «Карапуз», 2009. – 144 с.

5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

6. Соловьёва Е.В. Я рисую: Пособие для детей 4-5 лет. 4-е издание. М. Просвещение, 2017, 32 с.

7. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2017.- 64 с.

8. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2008. – 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые руки" по выжиганию...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)

Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»

Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"

Программа может быть использована педагогами ведущими кружковую работу по ручному художественному труду...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умные ручки" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Программа была разработана для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПР, профилактики дисграфии и дислексии для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР с применением современных ...