Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умелые ручки"
рабочая программа (старшая группа)

Берлизова Ольга Александровна

Программа может быть использована педагогами ведущими кружковую работу по ручному художественному труду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmano2.docx42.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации  Новокузнецка

МБ ДОУ

 «Детский сад № 243»

РАССМОТРЕНА

ПРИНЯТА        

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического совета

на заседании педагогического совета

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 243»

Протокол № ________

Протокол № ________

__Ломакова О.В.__________ ФИО

Приказ № ___________

от __.2021________________

от _01.10.2021_______________

от __________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Возраст учащихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность: художественная

Разработчик

Берлизова Ольга Александровна,

воспитатель

                                                                                           

                                         

                                                           

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

2021

 Оглавление

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

3

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………….

3

1.2.

Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы…………………………………………………………………..

3

1.2.

Цели и задачи программы………………………………………………….

5

1.3.

Содержание программы. Учебно-тематический план……………………

5

1.4.

Содержание  учебно-тематического плана………………………………..

7

1.5.

Планируемые результаты…………………………………………………..

11

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»……………...

11

2.1.

Календарный учебный график……………………………………………..

11

2.2.

Условия реализации программы…………………………………………..

11

2.3.

Формы аттестации………………………………………………………….

11

2.4.

Оценочные материалы……………………………………………………..

11

2.5.

Методические материалы………………………………………………….

12

Список литературы…………………………………………………………

12

Раздел № 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки» (далее Программа)  - художественная.

Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).

4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).

Уровень освоения содержания. Программа имеет стартовый уровень.

Актуальность программы

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Через труд можно воспитывать и нравственные, и эстетические, умственные и познавательные качества ребенка. Данный вид деятельности является одним из важнейших средств всестороннего развития личности.

Обучение работе с бумагой, изготовление поделок невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем закрепляется в сознании.

Ручной труд с бумагой тесно связан и с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т.е. производят умственные действия. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание.

В процессе изготовления поделок дети учатся преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Постепенно у детей появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенную поделку, игрушку, для этого нужно приложить усилия, осуществить трудовые действия. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им считать себя самостоятельными.

Отличительной особенностью программы «Умелые ручки» является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. У детей развивается воображение, творческое и конструктивное мышление. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных навыков и умений.
В труде воспитывается самостоятельность, активность, дружелюбие, аккуратность.

Система занятий данной программы построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

- тщательный, обусловленный возрастными  возможностями детей отбор художественного материала;

- создание положительного эмоционального климата на занятиях;

- индивидуальный подход к детям; учёт их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов; индивидуальная работа с каждым ребёнком в процессе коллективных занятий;

- широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного объединения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось;

- использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми.

При организации занятий практикуются игровые формы обучения.  В конце каждой темы детские работы представляются на выставку.

Адресат программы: дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на детей 5-6 лет. Набор детей в коллектив осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений. Главным условием является желание ребенка.

Объем и срок реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения, общее количество часов 31 час.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса:

Краткие сведения о коллективе:

  • работает 1 группа;
  • набор – свободный;
  • форма занятий – групповые и индивидуальные.

          Количественный состав группы 12 человек. Во время занятий проводится физкультурные минутки. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных игр.

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Продолжительность одного часа 25 минут.

Расписание занятий составляется исходя из возможностей детей, с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы и условиям проведения занятий.

1.3. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста.

Задачи программы:

образовательные:

-  формировать умение лепить и конструировать предметы из различных материалов: бумаги,  глины, пластилина, теста, природного и бросового материала;

- учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности  и самостоятельных поисков;

-  учить самостоятельно пользоваться выразительными средствами.

воспитательные:

- способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

- формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы.

развивающие:

- развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

-  развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;

-  развивать творчество и инициативу.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации  занятий; художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

1.4. Содержание программы

Учебно - тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»

Наименование темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Листопад.

1

0.5

0.5

Выставка

2

Ягодки на тарелке.

1

0.5

 0.5

Выставка.

3

Репка на грядке.

1

0.5

0.5

Выставка

4

Грибы на пенечке.

1

0.5

0.5

Выставка.

5

Вот ежик – ни головы, ни ножек!

1

0.5

0.5

Выставка.

6

Бублики-баранки.

1

0.5

0.5

Выставка.

7

Сороконожка.

1

0.5

0.5

Выставка.

8

Веселая неваляшка.

1

0.5

0.5

Выставка.

9

Открытка ко дню матери

1

0.5

0.5

Выставка.

10

Сосульки-воображульки.

1

0.5

0.5

Выставка.

11

Снеговики играют в снежки.

1

0.5

0.5

Выставка.

12

Новогодние игрушки.

1

0.5

0.5

Выставка.

13

Вот какая елочка

1

0.5

0.5

Выставка.

14

Дед Мороз принес подарки.

1

0.5

0.5

Выставка.

15

Картинки на тесте.

1

0.5

0.5

Выставка.

16

Тяп-ляп - и готово.

1

0.5

0.5

Выставка.

17

Наш аквариум.

1

0.5

0.5

Выставка.

18

Цветы-сердечки.

1

0.5

0.5

Выставка.

19

Веселые вертолеты.

1

0.5

0.5

Выставка.

20

Открытка к 23 февраля

1

0.5

0.5

Выставка.

21

Открытка к 8 марта

1

0.5

0.5

Выставка.

22

Солнышко

1

0.5

0.5

Выставка.

23

Сова и синица.

1

0.5

0.5

Выставка.

24

Колобок катится по дорожке и поет песенку.

1

0.5

0.5

Выставка.

25

Чайный сервиз для игрушек.

1

0.5

0.5

Выставка.

26

Звезды и кометы.

1

0.5

0.5

Выставка.

27

Пасхальное яичко

1

0.5

0.5

Выставка.

28

Открытка к 9 мая

1

0.5

0.5

Выставка.

29

Красивые цветы.

1

0.5

0.5

Выставка.

30

Жуки на цветочной клумбе.

1

0.5

0.5

Выставка.

31

Вот какой у нас салют

1

0.5

0.5

Выставка.

Итого:

31

15,5

15,5

Содержание  учебно-тематического плана

1. «Листопад»

Теория: Что такое листопад.

Практика: Отрывание (отщипывание) кусочков пластилина разных цветов и примазывание к фону. Развитие чувства цвета и мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

2. «Ягодки на тарелке»

Теория: Основные понятия большой, маленький. Что такое ягода.

Практика: Создание  композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5 – 10 маленьких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приемами (для тарелки, для ягодок). Изготовление поделки. Выставка.

3. «Репка на грядке»

Теория: Что такое овощи. Разновидности овощей.

Практика: Изготовление репки в определенной последовательности: изготовление шара,  хвостика, прикрепление листьев. Создание композиций на  грядке. Изготовление поделки. Выставка.

3. «Грибы на пенечке»

Теория: Что такое гриб. Разновидности грибов.

Практика: Создание коллективной композиции из грибов.  Грибы состоят из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. Изготовление поделки. Выставка.

5. «Вот ежик – ни головы, ни ножек!»

Теория: Чтение стихотворения про Ёжика.

Практика: Моделирование образа ежика: дополнение «туловища» иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

  6. «Бублики-баранки»

Теория: Основные понятия о мучных изделелиях.

Практика: Изготовление баранок: вырезание полосок и замыкание в кольцо. Обыгрывание изделий – «нанизывание» бубликов-баранок на связку-веревочку. Изготовление поделки. Выставка.

7. «Веселая неваляшка»

Теория: Основные понятия фигур одной формы, но разного размера.

Практика: Изготовление фигурок, состоящих из частей одной формы, но разного размера. Развитие чувства формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

8. «Открытка ко Дню матери»

Теория: Чтение стихотворения.

Практика: Изготовление открытки из картона и цветной бумаги. Изготовление поделки. Выставка.

9. «Сосульки - воображульки»

Теория: Основные понятия предметов в форме конуса.

Практика: Освоение предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приемов для усиления выразительности образов. Изготовление поделки. Выставка.

10. «Новогодние игрушки».

Теория: Праздник «Новый год».

Практика: Моделирование игрушек из 2–3 частей для новогодней елки. Сочетание разных приемов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Изготовление поделки. Выставка.

11. «Снеговики играют в снежки»

Теория: Понятие снег. И во что он превращается.

Практика: Раскатывание кусочков теста круговыми движениями ладоней для получения снежков в форме шара. Создание коллективной композиции. Развитие чувства формы, мелкой моторики. Изготовление поделки. Выставка.

12. «Вот какая елочка»

Теория: Деревья, и их разновидность.

Практика: Создание образа елочки из кусочков салфеток. Освоение свойств салфеток, сравнение их с простой бумагой. Изготовление поделки. Выставка.

13. «Дед Мороз принес подарки» 

Теория: Беседа. Кто какой подарок хочет на новый год?

Практика: Лепка фигуры человека на основе конуса (в длинной шубе). Самостоятельный выбор приемов лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Моделирование мешка из плоской формы (лепешки) путем преобразования в объемную. Изготовление поделки. Выставка.

14. «Тили-тили тесто»

Теория: Что такое тесто.

Практика: Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного свойства теста. Выставка.

15. «Картинки на тесте»

Теория: Сравнение свойств песка и теста.

Практика: Создание изображений на пласте теста: отпечатки ладошек и разных предметов, рисование пальчиком. Изготовление поделки. Выставка.

16. «Тяп-ляп - и готово»

Теория: Повторение изученного материала.

Практика: Создание  композиции из одного большого предмета. Получение шарообразной формы разными приемами. Изготовление поделки. Выставка.

17. «Наш аквариум»

Теория: Понятие об аквариуме.

Практика: Активизация применения разных приемов для создания красивых водных растений и декоративных рыбок. Поиск изобразительно-выразительных средств. Изготовление поделки. Выставка.

18. «Цветы-сердечки»

Теория: Беседа о цветах.

Практика: Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Поиск вариантов в изображении цветов с элементами сердечек. Изготовление поделки. Выставка.

19. «Веселые вертолеты»

Теория: Транспорт. Виды транспорта.

Практика: Изготовление вертолетов конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе передвижения вертолета. Выставка.

20. «Открытка к 23 февраля»

Теория: Чтение стихотворения.

Практика: Изготовление открытки из картона и цветной бумаги. Изготовление поделки. Выставка.

21. «Открытка к 8 марта»

Теория: Чтение стихотворения.

Практика: Изготовление открытки из картона и цветной бумаги. Изготовление поделки. Выставка.

22. «Солнышко»

Теория: Что такое солнце.

Практика: Создание рельефного образа солнца из цветной бумаги. Развитие пространственного мышления и восприятия. Изготовление поделки. Выставка.

23. «Сова и синица»

Теория: Беседа про птиц.

Практика: Лепка пар выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств выразительности. Изготовление поделки. Выставка.

24. «Колобок катится по дорожке и поет песенку»

Теория: Знакомство со сказкой «Колобок».

Практика: Создание интереса к обыгрыванию сказки в изо деятельности. Лепка колобка в форме шара, рисование петляющей дорожки фломастером или маркером. Освоение линии и цвета как средств художественно-образной выразительности. Изготовление поделки. Выставка.

25. «Чайный сервиз для игрушек»  

Теория: Беседа. Посуда.

Практика: Лепка посуды конструктивным способом. Создание коллективной композиции. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Формировать навыки сотрудничества и сотворчества. Изготовление поделки. Выставка.

26. «Звезды и кометы»

Теория: Беседа о космосе.

Практика: Создание рельефной картины со звездами, созвездиями и кометами. Самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Изготовление поделки. Выставка.

27. « Пасхальное яичко»

Теория: Беседа о русских праздниках.

Практика: Создание цветочных композиций пластическими средствами на яйце. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. Изготовление поделки. Выставка.

28 «Открытка к 9 мая»

Теория: Беседа о празднике 9 мая. Чтение стихотворения.

Практика: Изготовление открытки из картона и цветной бумаги. Изготовление поделки. Выставка.

29. «Красивые цветы»

Теория: Понятие о цветах и их разновидность.

Практика: Создание красивых композиций с использованием природного материала. Изготовление поделки. Выставка.

30. «Жуки на цветочной клумбе»

Теория: Понятия о насекомых. Виды насекомых.

Практика: Изготовление жуков конструктивным способом с передачей строения (туловище, голова, шесть ножек). Соединять все полученные части. Изготовление поделки. Выставка.

31. «Вот какой у нас салют»

Теория: Что такое салют.

Практика: Создание коллективной композиции. Развитие чувства формы, ритма, композиции. Воспитание интереса к наблюдению красивых явлений в окружающей жизни и отражению их в изобразительной деятельности. Изготовление поделки. Выставка.

1.6. Планируемые результаты:

              - Познакомится с различными материалами и их свойствами;

              - осваивать навыки работы с ножницами и клеем;

              - знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, теста), понимать, какие предметы можно из них вылепить;

- уметь отделять от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;

- конструировать  различные формы и предметы;

- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию;

-отвечать на вопросы педагога, товарищей по коллективу;

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

-усвоение правил безопасности труда;

-приобретение навыков работы с простыми материалами, инструментами;

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных творческих задач;

-приобретение навыков совместной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи, планирования и организации.

Раздел № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Режим работы

1

31

31

31

1 занятие в неделю по одному часу

2.1.Условия реализации программы

Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении, оборудованы удобные  места для работы детей, а также необходимые технические средства: компьютер.

В группе должно быть не более 8 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу обучающихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что группа не перегружена детьми.

2.2.Формы аттестации и контроля.

1.Итоговые занятия  программы с целью закрепления полученных знаний и умений.

2.Участие в выставках детских творческих работ;

3. Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества.

2.3.Оценочные материалы.

Лист оценки творческих работ.

Лист самооценки творческой работы.

2.4. Методические материалы

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а также практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде изготовления поделки или аппликации. Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Структура занятия Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки.

Алгоритм учебного занятия:

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

 2. Повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

 2. Показ образца.

3. Рассматривание образца, анализ.

4. Практическая часть:  показ воспитателем процесса изготовления поделки.

4. Самостоятельное изготовление детьми поделки.

6. Анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Список литературы:

1. Давыдова Г.Н. « Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)

2. Ханна Линд « Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)

3. Данилина Т.А. « В мире детских эмоций»  2010г.

4. Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги»

 (М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)

5. Скоролупова О.А.  «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)

6. Рябко Н.В. « Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика»   (Москва. Педагогическое общество России. 2009г)

7. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 2015.11. Комарова Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, В.И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 2014.

8. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М.: Альма матер, 2014.

9. Лыкова И.А. Изобразительное творчество: Конспекты занятий. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2014.

10. Соломенникова О.А. Радость творчества: Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

11. Халезова Н.Б. Лепка: Книга для педагога дополнительного образования.- М.: Просвещение, 2014.

12. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка: Пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Просвещение, 2014.

13. Семенонова Е.М. Методические рекомендации по проведению занятий по лепке. – Оренбург, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности кружок «Очумелые ручки»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАхудожественной направленностикружок «Очумелые ручки»(срок реализации ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА “УМЕЛЫЕ РУЧКИ” (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РУЧНОЙ ТРУД)

Дополнительная программа"Умелые ручки" разработана для развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. В нее включены занятия по рисованию, аппликации, лепке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»

Актуальность программы связана с формированием творческой личности. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наибол...