Детский дизайн в театрализованной деятельности
статья (старшая группа)

Князева Олеся Валерьевна

Театр погружает детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникабельность, раскрывает их творческие способности. Все это способствует гармонизации личности ребенка.  Детский дизайн в театрализованной деятельности решает, таким образом, ряд образовательных задач...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_dizayn_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Театр – это синтез всех видов искусства.

Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - А. Асмолов.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Педагог включает театрализованную деятельность в образовательный процесс ежедневно, организуя различные виды детской деятельности.
Так, во время занятий педагог внедряет театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов осуществляется посредством совместной деятельности детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей проявляется в самостоятельных детских играх, где отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

В средней группе увеличиваются  возможности для развития театрально-игровой деятельности детей. Действия воспитателя ориентированы на развитие интереса детей в области театрального искусства и активного развития умения подражать героям.

Театральная деятельность в ДОУ позволяет педагогам решать задачи по следующим  направлениям:

Социально-коммуникативное развитие

• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

• воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;

• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

Познавательное развитие

• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое развитие

• содействие развитию монологической и диалогической речи;

• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.

• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно-эстетическое развитие

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки. 

Раскрывая более детально тему детского дизайна в театрализованной деятельности, необходимо остановиться на изучении и организации уголка театрализованной деятельности. Как правило, в уголке располагаются:

  • различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, теневой театр, магнитный и др.;
  •  реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширма для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты.

В средней группе работа педагогов по обучению дизайн-деятельности направлена на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, изучению народного искусства, освоение вида народного творчества.

Целью развития детского дизайна в рамках театрализованной деятельности является формирование художественной культуры дошкольника как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Приобщение дошкольников к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма и декораций в рамках театрализованной деятельности, решает, таким образом ряд образовательных задач:

  1. обучающая: изучение технологии из различных материалов, правильное использование цветовой гаммы, освоение последовательности выполнения элементов, формирование контрольно-оценочных умений;
  2. развивающая: развитие у детей навыков работы с различными материалами, развитие у детей мелкой моторики рук координации движения, творческого воображения, эстетического вкуса, фантазии, любви к прекрасному; развитие творческих способностей у детей и оригинальности подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире;
  3. воспитывающая: воспитание самостоятельности и технологической последовательности при выполнении учебных заданий и творческих работ, аккуратности, внимания, усидчивости, сосредоточенности, привитие любви и уважения к труду, способствование становления детской личности, развитие таланта и проявления индивидуального творческого порыва.

Ожидаемыми результатами по обучению дизайн-деятельности детей являются:

-знание традиций и истории дизайн-деятельности;

-знание технологических приёмов выполнения работ из различных материалов;

-умение выполнять простейшие поделки из различных материалов;

-умение правильно находить цветовое решение при выполнении творческих заданий;

-развитие у воспитанников более высокого уровня познавательной активности;

-формирование навыков работы со всевозможным материалом;

-проявление творчества в изготовлении различных поделок;

-участие работ дошкольников в выставках и конкурсах.

Театр вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникабельность, раскрывает его творческие возможности. Все это способствует гармонизации отношений ребенка с окружающим миром.

Таким образом, развивая театрализованную деятельность с использованием детского дизайна в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

laquo;Детское экспериментирование– это особая форма поисковой деятельности  дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и нов...

Проект "Детский дизайн в театральной деятельности"

Развитие детского творчества путем изготовления атрибутов,костюмов к спектаклю, через организацию детей в совместной театральной деятельности....

Детский дизайн в театрализованной деятельности II младшая группа №8 «АБВГДейка»

Детский дизайн в театрализованной деятельности II младшая группа №8 «АБВГДейка» через русскую народную сказку "Репка"...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...

Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "

Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...