Мастер – класс для педагогов "Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Калиничева Виктория Александровна

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов МБДОУ.

Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование через театрализованную деятельность.

Автор: Калиничева В.А. – воспитатель МБДОУ д/с № 1 г. Починка

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Задачи: 
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).

Участники мастер-класса: Педагоги МБДОУ Починковского района.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.


Ход мастер-класса.


(слайд 2)
Ведущий (пускает мыльные пузыри).
        Я пускаю пузыри, как салют летят они.
        Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
        А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. 
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.  

(слайд 3)

        Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 


(слайд 4)  

        В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 


(слайд 5)

        В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры

        Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или  с каким-то событием.

(слайд 6)

        Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, чтобы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

        Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». 

        Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. 

(слайд 7)

        Создать мотивацию мне помогают сказочные герои  (показываю Степашку).
        - Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
        - Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.

(слайд 8)

        Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

        - Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.

(слайд 9)

         Степашка: Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо Степашка, интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Надо проверить! Степашка, что же будем делать?

Степашка: Надо превратиться в экспериментаторов и провести эксперимент.  Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус?

Ведущий: Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?  (ответы)

        Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в экспериментаторов способствует проведению эксперимента в игровой форме.

         

Ведущий:  Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) что мы будем  делать, чтобы провести опыт? 

Проводится опыт до конца

(слайд 10)  

Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы  обсуждаем и проверяем наши  предположений.
По окончании эксперимента делаем выводы.  

 

        Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего опыта. Почему картонка не упала?, а когда под ней взмахнули, картонка упала  и вода с шумом вылилась из стакана? Почему? 

        Итак, мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.

        Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.

(слайд 11)  

        Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.

(слайд 12)

        Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. Или так…

        Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».

          Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».

        Ведущий:   Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают».

         Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?»

Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается».

        Так какой мы можем сделать вывод?

(Слайд 13)  

В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.

 (Слайд 14)

Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию и желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: 

        Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

        Открылся нам сейчас секрет,

        Как детский организовать эксперимент.

(слайд 15)

Спасибо за внимание и участие в мастер–классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. "Особенности организации деятельности детское экспериментирование через театрализованную деятельность"

laquo;Детское экспериментирование– это особая форма поисковой деятельности  дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и нов...

Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"

   Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

Мастер класс на тему: «Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»

Мастер класс на тему:«Развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность»...

Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

laquo;Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,...