Статья «Живая игрушка» как метод воспитания детей дошкольного возраста
статья

Коровина Светлана Владимировна

Хочу поделиться замечательным опытом использования игровой куклы в детском саду. Игрушки окружают ребенка с самого рождения.  Их основная задача – подготовка к жизни, познание мира. Только в «умелых руках» игрушка становится отличным помощником для родителей и воспитателей, способствуя развитию речи, воображения, творческого потенциала, нравственных качеств ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhivaya_igrushka.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Живая игрушка» как метод воспитания детей дошкольного возраста.

Игрушки окружают ребенка с самого рождения.  Их основная задача – подготовка к жизни, познание мира. Современные родители стараются обеспечить своего малыша всеми возможными видами игрушек (часто излишне), надеясь на то, что они будут развивать его способности. Но, без участия взрослого, ребенок быстро теряет к ним интерес. Только в «умелых руках» игрушка становится отличным помощником для родителей и воспитателей, способствуя развитию речи, воображения, творческого потенциала, нравственных качеств ребенка.

Сегодня я хочу поделиться замечательным опытом использования игровой куклы в детском саду. Кукольный театр – одно из самых любимых мероприятий детей дошкольного возраста. Он очаровывает своей красочностью, динамичностью, наглядностью. Но для качественного спектакля необходима ширма, музыкальное сопровождение, время для подготовки. На своих занятиях я использую обычные детские игрушки. Место их действия – простой стол, поэтому к показу спектакля не требуется никаких поделок и оборудования. А разыграть представление можно в любое время. Я называю этот метод «Ожившая игрушка». Теперь рассмотрим, в каких ситуациях он работает.

Во-первых, в период адаптации ребенка к детскому саду или новому воспитателю. Не все дети легко идут на контакт.  Взрослый человек может вызывать недоверие и страх. К таким эмоционально замкнутым детям можно найти подход с помощью игрушки, которую озвучивает воспитатель. Ребенок охотнее взаимодействует с маленьким «ожившим персонажем», здоровается с ним за ручку, отвечает на его вопросы. Постепенно малыш привыкает к голосу воспитателя и начинает доверять ему, становясь более открытым и смелым в прямых контактах.

Во-вторых, можно задействовать игрушку в качестве мотивации во время художественно-эстетических занятий. К нам «в гости» часто приходят за помощью разные персонажи. Например, нужно слепить грибы для ежа, чтобы он не остался голодным. Или необходимо нарисовать снежинки для Снегурочки, чтобы укрыть деревья в лесу.  Дети очень активно отзываются на подобные просьбы, ведь делать добрые дела всегда приятно.

В-третьих, этот метод просто необходимо применять для решения конфликтных ситуаций. Предположим, в группе есть ребенок, который жадничает или дерется. При этом обычные объяснения, что так делать нехорошо, не срабатывают. Тогда воспитатель может воспроизвести эту ситуацию с помощью игрушек: показать, как больно и неприятно тем, кого обидели; как складывается в дальнейшем судьба обидчика (его боятся, не хотят дружить с ним, ему становится одиноко и грустно).  Таким образом, ребенок имеет возможность «посмотреть на себя со стороны». Он начинает сочувствовать обиженным и понимает, что выбрал неправильную модель поведения.

Бывает ситуация, когда ребенок не хочет убирать за собой игрушки, а на обычную просьбу отвечает капризом. Тогда мы можем вообразить, что они устали и очень хотят в свой домик. Так, складывая игрушки на место, непослушный малыш становится героем, и с удовольствием поддерживает порядок в будущем.

Детей, которые не могут сосредоточиться сами и отвлекают других во время занятия, можно дисциплинировать такой же «беспокойной и неусидчивой» игрушкой. Мы намеренно утрированно показываем, какая она болтливая и шумная, после чего просим ребенка присмотреть за ней, посадив игрушку ему на колени.  Дети любят, когда им доверяют важные и ответственные дела, и стараются вести себя более сдержанно.

Это далеко не все ситуации, в которых можно использовать подобный метод. Возможности «живой игрушки» гораздо шире.  С ее помощью воспитательные и образовательные задачи достигаются не назидательным способом, а непосредственно, незаметно для детей. Воспитатель может мотивировать и давать адекватную оценку деятельности ребенка без риска вызвать обиду. Игрушка приучает к ответственности, способствует развитию речи и воображения, учит выражать свои чувства, формирует бережное отношение к вещам. Игрушки воспринимаются детьми как друзья, которые могут ожить в любую минуту.

     Величайший советский педагог В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок без игры, фантазии, творчества - засушенный цветок.  Поэтому мы, воспитатели, не должны допустить «засухи» в детских душах, создавая идеальный климат для их обильного цветения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка...

Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"

Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"

НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

«Живая душа природы» (экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье)

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов и содержит компле...

Статья. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в нар...