Комплексы музыкально-дидактических игр.
учебно-методический материал

Ларина Татьяна Юрьевна

Комплексы музыкально-дидактических игр направленные на развитие музыкальных способностей, углублению представлений детей о средствах музыкальной выразительности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Методическая разработка

«Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей»

 Подготовила:  музыкальный руководитель:  

                                                                                                             Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2018г

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства. Основная задача музыкального руководителя - приобщить дошкольника к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности дошкольников, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать и воспитать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

В современных условиях музыкальному руководителю необходимо владеть информацией, осваивать современные технологии воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей.

Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями. На фоне этих прогрессивных изменений музыкальному руководителю необходимо уделять достаточное внимание развитию музыкальных способностей ребенка  в  своей практической деятельности.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. 

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты.        

 Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр  в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных формах работы с дошкольниками. Это непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.

Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета и        осваиваются детьми постепенно. Ознакомление  с  новой  игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является  инициатором  проведения  игры  в  группе, на прогулке или в другие режимные  процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

            Различение  свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр) лежит в основе развития музыкально-сенсорных способностей. Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Виды музыкально-дидактических игр

        Музыкальные  игры и пособия  можно классифицировать по возможностям в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом развитие музыкально-сенсорных способностей (прежде всего различение звуков по высоте и длительности) играет важную роль. Осознание этих соотношений с помощью моделирования  свойств  музыкальных  звуков  помогает воспроизведению их  детьми.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные и хороводные). Это настольные игры на узнавание произведения.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, развитие этой способности предполагает сочетание различных методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Игры  для развития музыкально-слуховых представлений  связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Поскольку в формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы (наглядный, словесный, практический) могут применяться в сочетании друг с другом.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность во взаимосвязи со словом. Примерами таких пособий могут быть попевки  музыкальная лесенка, разнозвучащие колокольчики.

Осознание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии.

Поскольку развитие способности музыкально-слуховых представлений требует слуховой сосредоточенности, воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте, использование подвижных игр исключается. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются настольные и хороводные игры.                

Игры  для развития чувства ритма основаны на способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить(хлопками, на  музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Так как чувство ритма наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку, для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр (настольные, подвижные, хороводные). Подвижные игры могут быть и сюжетными, и несюжетными.

Большими возможностями в развитии способности чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся на протяжении музыкального произведения.

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр.

Методика проведения музыкально-дидактических игр.

Организация музыкально-дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению музыкально-дидактической игры входят:

  1. отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
  2. углубление и обобщение знаний;
  3. активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  4. установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  5. определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  6. подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
  7. подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  8. подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
  9. разучивание музыкального материала.

Проведение музыкально-дидактических игр включает:

  1. ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  2. объяснение хода и правил игры;
  3. показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
  4. определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра; непосредственное участие педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач, игровых правил.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведенной игры.

Анализ направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплекс интерактивных музыкально-дидактических игр

для детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Ларина Татьяна Юрьевна

                                                                 

Пояснительная записка

«Комплекс интерактивных музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» был разработан на основе и в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом пп.2.6, в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы», предназначен широкому кругу специалистов, работающих в ДОО и, может быть использован родителями при организации досуга детей.

В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности и  для развития методов и организационных форм музыкального воспитания детей. В связи с этим данная разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационным - коммуникативным технологиям. Разработка универсальна и предполагает использование материалов разработки музыкальными руководителями ДОУ, воспитателями, как непосредственно на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.

Данная разработка, будучи предназначенным для детей 5-7лет, учитывает их основные склонности, интересы и потребности и может быть использована ими как дополнительно для самостоятельной работы дома.

         Идея, лежащая в основе, заключается в том, что не все дети присутствуют при совместной образовательной деятельности, и они нуждаются в музыкальных играх, организованных в самостоятельной деятельности. Подобранные  игры  направлены на помощь детям, которые  проявляют интерес к музыкальной деятельности.

         

Цели и задачи методической разработки:

- развитие коммуникативных умений и навыков, помогающих установлению эмоциональных контактов между детьми;

- решение информационных задач, обеспечивающих детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- обеспечение воспитательных задач, побуждающих детей  работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.

- содействие эффективному формированию знаний, умений и навыков детей посредством представления материала в интерактивной, визуализированной, интересной и максимально понятной для детей форме.

Актуальная задача – применение и использование информационно – коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,  что позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

В методической разработке содержатся:

  • методические материалы, конспекты интетактивных музыкально – дидактических игр;
  • мультимедийные наглядные пособия;
  • демонстрационный материал (иллюстрации к интерактивным играм);
  • раздаточный материал (карточки из музыкально-дидактических игр);
  • набор самодельных музыкально-шумовых инструментов по К. Орфу;
  • фонохрестоматию (CD диски с фрагментами из музыкальных произведений);
  • нотную хрестоматию;
  • видеоматериалы (DVD диск с фрагментами занятий).

Основной формой проведения интерактивных музыкально – дидактических игр является комбинированная форма, состоящая из объяснительной и практической части, включая игровые занятия, занятие-путешествие, занятие-инсценировка и др., что стимулирует двигательную активность детей.

Ведущий принцип построения – тематический (наличие семи тематических занятий, с проведением интерактивных игр, позволяющих раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью)

В каждом игровом пособии  даны указания по интерактивному применению игры (передвижение слайдов в соответствии с положительным  или наоборот отрицательным ответом ребенка).

Кроме этого, необходимо отметить, что все представленные в разработке игры, помимо практических целей (расширение словарного запаса, развитие навыков определения средств музыкальной выразительности), носят развивающий характер - развитие памяти, логического мышления, внимания, наблюдательности, а наличие добрых и эмоциональных персонажей (клоуна Фунтика, повелительницы хрустального замка Капели, Семицветика…) реализует ещё и воспитательные цели.

Новизна работы заключается в использовании инновационных форм и методов при ознакомлении детей с жанровой музыкой, а также в  интеграции педагогического процесса, предполагающего включения слушание музыки в другие виды музыкальной деятельности.

Перспектива дальнейшей работы над пособием - создание полноценного образовательного мультимедиа продукта (анимация, видеоролики,  дизайн, звук).

Предполагаемыми результатами, которые планируются достичь, используя данную методическую разработку, является то, что в процессе  приобщения к информационным - коммуникативным технологиям повышается у детей познавательной активность, познавательный интерес, дети  учатся рассуждать, фантазировать. У них появляется уверенность в себе, раскрываются творческие способности. Увеличивается запас эмоциональных переживаний детей, пополняется детский опыт, эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Методические рекомендации педагогам  ДОО:   музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.    Предметная  среда  должна  быть  сомасштабна  глазу,  действиям  руки,  росту  ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов.  Пособия  должны  быть  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей.

Интерактивные музыкально-дидактические игры

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

(на определение характера музыки)

Программное содержание:

  • Формирование представления детей о средствах музыкальной выразительности и о жанрах музыки
  • Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением путника попавшего в сказочную страну над которым ярко светит солнце или над которым нависла тучка с дождем.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия на определение характера музыки.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Грустно» Г. Левкадимова; «Весело» Г. Левкадимова.

ХОД

Музыкальный руководитель рассаживает детей перед экраном

Музыкальный руководитель:

(1-й слайд – Приложение №1, рисунок 2) Сегодня мы вместе с мальчиком Васей отправимся в сказочное путешествие в страну чудес. В этой стране, как и на всей земле, в хорошую погоду ярко светит солнышко, а в ненастную хмурятся тучки, и идет дождь.

(2-й слайд – Приложение №1, рисунок 1) А живет в этой стране сказочный герой клоун Фунтик, он очень любит музыку, и попасть в его страну можно только разгадав музыкальную загадку. (Звучит пьеса «Весело» Г. Левкодимова. 1 ребенок у экрана, а остальные дети с места показывают карточки, соответствующие веселому характеру музыки)

(3-й слайд – Приложение №1, рисунок 4) (Если ответ оказывается положительным, то на экране появляется иллюстрация солнечной погоды в стране чудес и восклицательный знак, что означает «Молодец!» вход открыт).

(4-й слайд) изображение 2 слайда (Если ответ неверный на экране – Фунтик со знаком вопроса).

Затем исполняется пьеса «Грустно» Г. Левкодимова.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть еще раз, вызвав к экрану ребенка для определения характера музыки следующего музыкального произведения.

(5-й слайд – Приложение №1, рисунок 3) (Если ответ оказывается положительным, то на экране появляется иллюстрация сказочного города, над которым сгустились грозовые тучи и идет дождь. На второй половине экрана восклицательный знак, что так же означает «Молодец!»  вход открыт).

(6-й слайд) изображение 2 слайда (Если ответ неверный на экране – Фунтик со знаком вопроса, что означает еще  раз подумать).

После и первого проведения игры закрепляется словарный запас детей, характеризующий характер и настроение контрастных по окраске музыки двух пьес. (Например: веселая, радостная, солнечная…И грустная, угрюмая, печальная…)

 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИТМ»

(на развитие ритмического слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у детей представление о ритме
  • Продолжать формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности
  • Упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания больших и маленьких колокольчиков.
  • Стимулировать двигательную активность детей.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением больших колоколов – колокольчиков и парных маленьких колокольчиков.

Раздаточный материал: Инструменты по К. Орфа;  большие колокольчики и набор маленьких колокольчиков.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Танец» И. Филиппа

ХОД

Дети делятся на две подгруппы, становятся полукругом перед экраном, в руках 1-ой подгруппы инструменты по К.Орфа (большие колокола), у 2-ой подгруппы – маленькие колокольчики

 Музыкальный руководитель: (1 слайд - Приложение №2, рисунок 2).

Дети сегодня нас музыка перенесет в хрустальный дворец, у которого на протяжении всего дня раздается волшебный хрустальный колокольный звон. Даже на замысловатой крыше дворца большие колола, и по паре маленьких волшебных колокольчиков.

(2 слайд - Приложение №2, рисунок 1). 

М.Р.: А живет в этом дворце – волшебница Камелия, которая любит две песенки и напевает их целыми днями: Динь-динь, димидо-димидон. А вы хотите попасть в этот дворец Камилии. (дети отвечают). Тогда послушайте ритм и определите его, наиграйте этот ритм на своих колокольчиках.

Музыкальный руководитель наигрывает медленный ритм на металлофоне, находящимся

за ширмой, дети воспроизводят его игрой на колокольчиках

(3 слайд - Приложение №2, рисунок 1). Если ответ положительный, дети попадают в комнату больших колоколов.

(4 слайд - Приложение №2, рисунок 1). Если ответ неверный, перед ними Камелия с вопросительным знаком. Игра повторяется, но в этот раз воспроизводится быстрый ритм

(5 слайд - Приложение №2, рисунок 4). При верном ответе дети попадают в хрустальный зал маленьких колокольчиков и восклицательный знак радостно торжествует.

«ЧТО ДЕЛАЮТ В ДОМИКЕ?»

(на определение характера музыки)

Программное содержание:

  • Продолжать формировать у детей представление о средствах музыкальной выразительности и о жанрах
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением спящего ребенка, танцующих матрешек, мальчика играющего на барабане.

Раздаточный материал: Карточки дидактического пособия «Что делают в домике?» на   определение    характера    музыки.

Предварительная работа с детьми: Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Колыбельная» Е. Тиличеевой, «Марш» Р. Ляховицкой, «Танец» И. Филиппа.

ХОД

Дети делятся на три подгруппы. М.Р. предлагает по желанию выбрать игровые атрибуты: платочки, барабаны, куклы и расположиться возле экрана.

Музыкальный руководитель: (1 слайд - Приложение №3, рисунок 2).  В кукольном домике музыка звучит – кто-то танцует, а кто и барабанит, а третий  - очень крепко спит.

(2 слайд - Приложение №3, рисунок 1). 

М.р.: А дом необычный как вы поняли музыкальный дом и вместе с друзьями феи музыки. Живет в нем Фея и очень хочет знать, сумеете вы музыку ее распознать.

Дети слушают музыкальный отрывок «Танец» И. Филиппа и выполняют соответствующие характеру музыки танцевальные движения под сопровождение игры на барабанах.

(3 слайд - Приложение №3, рисунок 4). Если ответ положительный, то перед детьми  - танцующие матрешки

(4 слайд – повтор 2 слайда). Если ответ не верный – Фея со знаком вопроса.

Игра повторяется – звучит «Колыбельная» А. Гречанинова

(5 слайд - Приложение №3, рисунок 3). При  положительном ответе – на экране колыбель со спящим мальчиком. Дети под музыку укачивают кукол.

По окончанию игры словарная работа на определение характера музыки.

         «У КОТА-ВОРКОТА»        

(на развитие динамического слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о динамике и динамических оттенках в музыке.
  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.
  • Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания музыки.
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением, спящего в люльке кота и девочки убаюкивающей на руках кота, завернутого в одеяло.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия на определение характера музыки.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Грустно» Г. Левкадимова; «Колыбельная» Е. Тиличеевой.

ХОД

Дети полукругом сидят возле  экрана

(Музыкальный руководитель: 1 слайд - Приложение № 4, рисунок 2).  Сегодня мы побываем в гостях у сони-засони у Кота-Воркота. Наш котик очень ленивый и сонливый. Он только мурлычит и любит засыпать под его любимую песенку.

(2 слайд - Приложение № 4, рисунок 1). 

М. р: А охраняет его сон волшебник Цветик-семицветик и разрешит он вам поиграть с котиком, если вы споете песню «У Кота-Воркота» с убывающей динамикой и назовете слова, которыми можно описать характер музыки этой песенки.

Дети характеризуют песенку: ласковая, тихая, убаюкивающая, нежная…

(3 слайд - Приложение №4, рисунок 3). Если дети справляются с заданием   - на экране появляется изображение кота спящего в люльке.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Семицветик со знаком вопроса. Игра повторяется, детям предлагается спеть еще раз,

только с более тихой динамикой и охарактеризовать данный отрывок, приставляя к своей  характеристике слово «очень»: очень тихий, очень нежный…

(5 слайд - Приложение №4, рисунок 4). Если дети с заданием   справляются - на экране девочка укачивающая ката и напевающая ему песню.

 «НИЗКИЕ И ВЫСОКИЕ ЗВУКИ»

(на развитие звуковысотного  слуха)

Программное содержание:

  • Развивать у  детей представление о высоте звучания различных звуков.
  • Продолжать формировать у  детей представление о средствах музыкальной выразительности.
  • Упражнять детей в различении звучания звуков, низких и высоких звуков, условно соответствующих звучанию пения птиц.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной полянки, птиц, дерева на котором находится гнездо, а также гнездо, находящееся в траве.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Адажио» Д. Штейбельта.

ХОД

Дети полукругом сидят возле  экрана, в руках у них дидактические карточки

Музыкальный руководитель: (1 слайд - Приложение №5, рисунок 2).  На полянке на лесной, свили гнезда. Кто на дереве высоко, а кто и в траве густой. На дереве высоко гнездо, в нем раздается очень звонкий щебет птиц, а в траве кто-то притаился и низким голоском щебечет.

(2 слайд - Приложение №5, рисунок 1). 

М.р: Фунтик очень хочет знать – хотите ли вы в игру эту поиграть? (дети отвечают). Тогда послушайте сейчас из какого гнезда поют на этот раз?

За ширмой М.Р. игрой на металлофоне воспроизводит

высокие звуки, дети поднимают соответствующую звучанию карточку.

(3 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного на дереве.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат низкие звуки.

(5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране изображение гнезда, расположенного в траве.

 «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

(на развитие звуковысотного  слуха) 

Программное содержание:

  • Продолжать развивать представления детей о средствах музыкальной выразительности и о жанрах музыки
  • Знакомить детей с музыкой, различной по характеру (веселой, грустной)
  • Учить различать характер контрастных пьес, вошедших в игровое пособие, передавать его в движении
  • Воспитывать у детей устойчивый и отзывчивый интерес на музыкальное произведение, обогатить их музыкальные впечатления.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лесной поляны на которой разворачивается сказочный сюжет – птицы собирают ягоды и складывают в гнездо, а медведи в корзину.

Раздаточный материал: карточки  дидактического пособия «Низкие и высокие звуки»; детские музыкальные инструменты – металлофоны и ксилофоны.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о разнообразных музыкальных жанрах, о средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Танец» И. Филиппа.

ХОД

(1 слайд - Приложение № 6, рисунок 2). 

М.Р.: Дети мы вновь с вами на лесной полянке, но кроме знакомых птичек облюбовали полянку медвежата, потому что поспели к этому времени лесные ягоды. Каждый из зверушек и птиц был очень рад и каждый запел свою песенку: птички высоким звонким голоском, медвежата – грудным, низким голосом.

(2 слайд - Приложение №6, рисунок 1). 

М.р: Услышав такое хоровое пение на полянку прибежал удивленный лесной человечек и предложил всем спеть песенку по отдельности, а не хором. Детям же решил загадать музыкальные загадки: чью песенку вы сейчас услышите? И почему вы решили, что эта песенка именно той зверушки или птички?

Звучат высокие нотки, воспроизводимые на металлофоне.

(3 слайд - Приложение № 6, рисунок 3). Если ответ положительный - на экране изображение высоко над поляной летающих птиц и складывающих ягоды в гнездо. Дети пропевают песенку птиц, жестом руки указывая высоту звучания.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе  появляется зеленый лесной человечек со знаком вопроса.

Игра повторяется – за ширмой звучат нотки

низкого регистра. Дети определяют высоту звуков

(5 слайд - Приложение № 6, рисунок 4). При  положительном ответе - на экране появляются медвежата с полной корзиной ягод. Дети пропевают песенку медвежат.

 «ВЕСЕЛАЯ И УНЫЛАЯ МУЗЫКА»

(на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки) 

Программное содержание:

  • Продолжать развивать у детей представление о ритме динамики звучания музыки.
  • Упражнять детей в восприятии и в воспроизведении ритма и динамики отдельных отрывков музыкальных  произведений.
  • Стимулировать двигательную активность детей.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Оборудование и материалы:

Технические средства: компьютер, мультемедийная установка для показа слайдов, музыкальный центр, домашний кинотеатр, CD-диски с фрагментами музыкальных произведений.

Демонстрационный: мультемедийная презентация с содержанием игрового интерактивного пособия: слайды с изображением лошадки бодро и весело скачущей по дорожке и грустной унылой собачки, медленно двигающейся  навстречу лошадки.

Раздаточный материал: Цветные палочки для воспроизведения ритма и динамики.

Предварительная работа с детьми:

Цикл занятий и бесед о  средствах музыкальной выразительности.

Музыкальный репертуар: «Лошадка» А. Руббах, «Разминка» А. Гречанинов.

ХОД

Музыкальный руководитель: (1 слайд - Приложение № 7, рисунок 2).  Цок-цок-цок стучат копытца, не хотите ли прокатится? (Дети утвердительно отвечают). Ну что ж тогда в путь! По дорожке по прямой шла собачка к себе домой. Шла грустила плакала, слезы в лужу капали! А на встречу к ней весело лошадка: цок-цок-цок – что случилось с тобой дружок?

(2 слайд - Приложение № 7, рисунок 1). 

М.р: Фунтик наш тут как тут, у кого слёзы тут текут?

Предлагает детям послушать ритм весело скачущей лошадки, определить простучать его на цветных деревянных палочках.

(3 слайд - Приложение № 7, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране весело скачущая лошадка. Дети весело отстукивают ритм.

(4 слайд – повтор 2 слайда). При неверном ответе – появляется Фунтик со знаком вопроса.

Игра повторяется. Звучит  унылая грустная музыка, дети определяют кому она принадлежит.

(5 слайд - Приложение № 5, рисунок 4). Если ответ положительный - на экране появляется изображение, уныло бредущей собачки, музыка постепенно затихает. Дети отбивают медленный ритм, соответствующий шагу унылой собаки.

В конце проводится игра на пополнение словарного запаса детей на определение ритма и динамики в музыке.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

Тема

Интегрированные музыкально-дидактические игры

Количество занятий в образовательной деятельности

Количество занятий в самостоятельной деятельности

1

Весело - грустно

«Солнышко и дождик»  (на определение характера музыки)

2

2

«Что делают в домике?» (на   определение    характера    музыки)

2

2

2

Определи по ритму

«Музыкальный ритм» (на развитие ритмического слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

3

Тихо-громко

«У Кота-Воркота» (на развитие динамического  слуха)

2

2

«Веселая и унылая музыка»  (на развитие ритмического и динамического  восприятия музыки)

2

1

4

Низкие и высокие звуки

«Низкие и высокие звуки» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2

«У медведя во бору» (на развитие звуковысотного  слуха)

2

2

Список использованной литературы 

1.  Андреев, А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] // Школьные технологии. 2001. - №3.

2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Москва «Просвещение»,1986.

3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва «Просвещение»,1982

4. Каплунова  И. М.  и  Новоскольцева И. А.   программа «Ладушки»    

5. Новикова Г.П.  «Музыкальное воспитание дошкольников» пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений, издательство АРКТИ, Москва 2000г.

6.  Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии [Текст]. - М., 1999.

7. Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста ,значительное влияние оказывают музыкально-  дидактические игры.Использование  музыкально- дидактических игр помо...

Комплекс интерактивных музыкально- дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Музыкальная мозаика"

Авторская разработка относится  к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Комплекс универсален, предназначен для дет...

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

Комплекс музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа)

Комплекс  музыкально-дидактических игрдля детей младшего дошкольного возраста (2-ая младшая группа) Игры на развитие звуковысотного слухаВеселые матрешкиЦель: учить детей различа...