КТП Растения и цветы. Насекомые. Средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Гажа Елена Александровна

Тема проекта: Растения и цветы. Насекомые.

Цели проекта: создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи: Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности.  Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ с 11 по 14 мая 2021 ГОДА

Тема проекта: Растения и цветы. Насекомые.

Цели проекта: создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи: Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности.  Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

День недели, дата

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей (образовательная деятельность в режимных моментах)

Самостоятельная деятельность детей

Вторник

11.05.21

1.Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Почему всё звучит?»

Задачи:

- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;

- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр.

2.Физическое развитие на прогулке.

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения, в подбрасывании и ловле мяча; повторить игры с мячом, прыжками и бегом.

I. Утро:

  • Беседа «Деревья бывают разные». Разгадывание загадок о грибах и ягодах. Рассматривание иллюстраций о растениях леса.
  • Д/игра «Разложи на группы». Цель: закрепить знания детей об особенностях разных видов росписи, учить выделять художественные особенности росписи.
  • Работа в уголке природы. Цель: уточнить изменения, произошедшие с растениями за эти выходные дни, учить ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
  • Индивидуальная работа с картинками по теме «Цветы». Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ по плану.

II. Прогулка:

  • Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок? Формировать умение правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья. Мы должны заботиться о них.
  • Художественное слово: загадки о птицах.
  • Подвижная игра «Птички и клетка». Цель: способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге, действовать по сигналу. Развивать координацию движений, способность концентрировать и распределять внимание.
  • Подвижная игра Подвижная игра "Охотники и утки" Цель: воспитывать ловкость.
  • Игра малой подвижности «Пять шагов" Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
  • Инд.раб Игр/упр. «Подбрось-поймай». Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками ( не прижимая мяч к груди) (подгр.)
  • Экспериментально - опытническая деятельность. Установка солнечных часов, наблюдение за тенью. Цель: продолжаем познакомить детей с солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?
  • Труд на участке: подмести дорожки от мусора. Цель: продолжать формировать трудовые компетенции.
  • Выносной материал: мячи, игрушки для песочницы, инвентарь для труда.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы: Михаила Пришвина «Золотой луг». Беседа по содержанию.
  • Пальчиковая игра: «Цветок». Цель: развивать моторику рук.
  • Игра-имитация «Насекомые». Цель: воспитывать умение свободно чувствовать себя в различных ролях, развивать артистические способности.
  •  Игра по ОБЖ «Чем полезен мёд?» Цели: закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы, свойствах меда (цвет, вкус, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирала нектар).

IV. Прогулка Вечер:

  • Наблюдение за деревьями и кустарниками, нахождение сходства и различий. Цель: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.
  • Художественное слово: В.Степанов  «Деревья»

Деревья - украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

  • Подвижная игра "Караси и щука". Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
  • Труд на участке: рыхление почвы на клумбах перед посевом семян на клумбах. Цель: учить обращать правильно с инвентарем.
  • Инд.раб Корригирующее упр. «Стойкий оловянный солдатик». Цель: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Работа в уголке природы. Цель: уточнить изменения, произошедшие с растениями за эти выходные дни, учить ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.

Формирование КГН: Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и  руки  полотенцем,  своевременно пользоваться носовым платком.  

Рассматривание иллюстраций «Деревья», «Грибы», «Ягоды».

Выставка книг по теме.

Дежурство по столовой. Цель: продолжать учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки.

Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

Цель: воспитывать у детей дружелюбие, взаимоуважение, доброжелательность

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Лото «В поле, на лугу, в саду» -развивать логику, закреплять знания детей о разных видах растений, условиях произрастания.

С/р игра «Муха-цокотуха». Цель: учить воссоздавать в игре литературное произведение, разнообразить сюжет, развивать воображение.

Среда

12.05.21

1.Художественно-эстетическое развитие. Музыка

2.Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Сравнение множеств. Ориентировка во времени. Математические загадки»

I. Утро:

  • Рассматривание картины И. Коровая «Розовое платье весны». Цель: учить внимательно, рассматривать картины, вспомнить последовательность цветения плодовых деревьев.
  • Беседа «Кто такие насекомые?» - обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие познавательных способностей детей.
  • Д/игра «Угости насекомое». Расширять словарный запас слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа. (Бабочка любит нектар. Кому я дам цветы? (Бабочке)
  • П\и «Медведь и пчелы»- совершенствовать умение бегать в разных направлениях, издавая звук, (жужжание пчелы). Способствовать развитию быстроты реакции.
  • Инд.раб д\и «Ласковые слова».  Цель. Развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен.

II. Прогулка:

  • Наблюдение за насекомыми. Цель: предложить детям найти насекомых на участке, описать его, дать ему название. Развивать наблюдательность, формировать бережное отношение к природе.
  • Художественное слово: загадки о насекомых.
  • Провести опыт «Притягивается – не притягивается». Цель: найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающие к магниту.
  • П/игры «Быстро возьми, быстро положи», «Круговая эстафета». Цель: упражнять детей в умении действовать разумно, увёртываться, в зависимости от ситуации, развивать ловкость и быстроту реакции.
  • Индивидуальная работа. словесная игра "Расскажи какой". Цель: обогащать словарный запас, умение употреблять в речи прилагательные.
  • Труд на участке: подмести дорожки. Цель: продолжать учить детей пользоваться инвентарем для выполнения трудовых операций.
  • Инд.раб Спорт/упр. «Передай мяч». Цель: упражнять в передачи мяча в паре, способом от груди.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: продолжать знакомить с произведениями художественной литературы о жизни насекомых, формировать умение общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию.
  • Презентация «Муравьи - санитары леса». Цели: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.
  • ПДД. Беседа «Примерный пассажир». Цель: закрепить правила поведения в транспорте, умение принимать устойчивое положение, держать правой рукой за поручень, ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать пожилых людей.

IV. Прогулка. Вечер:

  • Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
  • Художественное слово: Приметы: облака идут низко – возможен дождь; на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю.

Поговорки и пословицы: Стихотворение С. Михалкова «Облака».

  • Индивидуальная работа  "На что похоже облачко?" Цель: развивать фантазию, воображение.
  • Подвижная игра «Бездомный заяц» Цель: упражнять в беге.
  • Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цель: закрепить знание правил игры, учить выполнять правила.
  • Труд на участке. Вместе с  воспитателем  собрать  веточки на прогулочном участке. Цель: продолжать формировать трудовые компетенции у детей.
  • Инд.раб Игр/упр. “Подлезь и не задень” Цель: упражнять в подлезании под дугу пр. и лев. боком не задевая колокольчик.

Внести в группу энциклопедию «Насекомые».

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин по теме «Насекомые».

Обогащение среды для игры «Путешествие в лес»

Подбор книг, открыток, картинок о растениях луга и леса

Д/игра «Расскажи без слов», «Что это за растение?», «Придумай сам». Цель: продолжаем познакомить с пантомимой.

Формирование КГН: Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.  

Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности.

Привлечь детей к выставке книг, иллюстраций на тему «Тайны мира насекомых».

Штриховка насекомых на развитие мелкой моторики рук.

Настольная игра «Мир насекомых» (лото).

Четверг

13.05.21

1.Физическое развитие. Тема: «Метание в вертикальную цель. Ползание по гимнастической скамейке на животе» Пензулаева Е.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» №30, с.91

2.Речевое развитие. Тема: «ЗКР: звуки р, рь» Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» №2, с.69

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р.

I. Утро:

  • Рассматривание альбома «Труд на селе весной». Цель: расширять знания о труде взрослых, поддержать интерес к сельскохозяйственному труду, напомнить о его значении.
  • Музыкально-дидактическая игра «Узнай и повтори». Цель: закреплять знания детей о музыкальных инструментах, учить узнавать их по звучанию, уметь передавать ритмический рисунок на инструменте.
  • Инд.раб   д\и «Волшебные клеточки».                      Цель. Развитие мышления, логики, мелкой моторики рук.
  • П.И. «Жук». Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу.

II.  Прогулка

  • Наблюдение: однолетние и многолетние растения. Цели: продолжать знакомить с многообразием растительного мира; прививать любовь к природе; развивать наблюдательность и любознательность.
  • Художественное слово: Загадки о явлениях природы (гром, гроза, дождь)
  • Подвижная игра «Космонавты».

Цель: развивать ловкость, воображение детей.

  • Подвижная игра: «Гуси-лебеди».  Цель: развивать творчество в двигательной деятельности.
  • Труд на участке. Вместе с детьми навести порядок на своем участке.  Цель: Учить работать слаженно, доводить начатое дело до конца.
  • Экспериментально - опытническая деятельность. Установка солнечных часов, наблюдение за тенью. Цель: продолжаем наблюдать за солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?
  • Инд.раб Игр/упр. “Регулировщик”. Цель: закреплять умение выполнять повороты на месте.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы: Е. Серова «Лужайка», М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка». Продолжать прививать интерес к книгам. Воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Исследовательская деятельность: «Вода – это хорошо или плохо?» Цель: Формирование представлений о разной потребности растений во влаге.

IV. Прогулка.Вечер

  • Наблюдение «Зеленый ковер»

Цель: повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Обратить внимание что уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: «Травушка-муравушка. Травка шелковая». Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.

  • Художественное слово

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется! О. Бедарев

Загадка.

На черном полотне

Зеленый узор (Трава)

  • Подвижная игра. «Стадо». Цель — научиться быстро реагировать на сигнал.
  • Труд в природе. Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы.

Индивидуальные физические упражнения

Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах).

  • Инд.раб Физ/упр “Козлик”. Цель: упражнять в выполнении прыжков в высоту с разбега, с ритмичным отталкиванием и плавным приземлением.

Формирование КГН: Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо  вытираться  полотенцем,  взяв  его  из шкафчика и развернув на ладошках.

Работа по календарю природы. Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе, продолжаем познакомить с пословицами и поговорками про май месяц, активизировать речь детей.

Предложить детям раскраски. Цель: формировать устойчивое внимание, умение аккуратно раскрашивать, не заходя карандашом за линии.

Создать условия для игры по формированию ПДД «Играй, да смекай!»

Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Рисование, разукрашивание

"Природа родного края" Цель: прививать аккуратность, наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра:  «Дом, семья»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игры детей с крупным конструктором.  Цель: развитие конструкторских способностей.

Пятница

14.05.21

1.Художественно-эстетическое развитие. Лепка. Тема: «Муха – цокотуха» Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» №64, с.142

Задачи: Учить лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха – цокотуха».

2.Физическое развитие. Тема: «Метание в вертикальную цель. Ползание по гимнастической скамейке «по-медвежьи». Прыжки через короткую скакалку» Пензулаева Е.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» №32, с.92

I.Утро:

  • Беседа «Весна луг одевает, лето встречает». Задачи: рассматривать и уточнять представления о травянистых растениях, развивать интерес к растительному миру луга, учить правильно строить предложения, согласовывать прилагательные с существительным в одном роде и падеже. Формировать грамматический строй речи, учить понимать суть задания. Продолжать учить детей давать описание растениям.
  • Д/и «Так бывает или нет?» - учить умению замечать непоследовательность в суждениях.
  • Инд.раб – упражнять в прямом и обратном счёте до 5.
  • Игра малой подвижности «Шмель». Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.

II. Прогулка

  • Наблюдение за вороной. Цель: уточнить представления об изменении образа жизни птиц весной; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
  • Художественное слово: Приметы: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.
  • Подвижная игра «Тяни в круг» Цель: учить детей двигаться по кругу по часовой стрелке и против. Развивать силу, равновесие.
  • Подвижная игра «Рыбки».  Цель: учить детей двигаться по площадке врассыпную, стараясь наступить на рыбку другого ребёнка, двигаться с увертыванием. Развивать внимание, быстроты движений.
  • Труд на участке: убрать мусор с веранды Цель: Формировать навыки труда в коллективе, воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Индивидуальная работа Спорт/упр. “Футболисты”. Цель: упражнять в ведении мяча ногой между кеглями.

III. 2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы. В. Степанов «Летающий цветок». Цель: продолжать знакомить с произведениями о насекомых. Формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного. Продолжать прививать интерес к книгам. Воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Слушание музыкальный композиций А. Чайковский «Времена года. Весна»
  • Творческая мастерская: Рисование "Цветущая клумба». Цель: привлекать малоактивных детей для занятий продуктивным творчеством.
  • Индивидуальная работа: чтение стихотворений с о весне. Цель: обогащать словарный запас, вызвать эмоционально-положительный отклик.
  • Исследовательская деятельность: «Летает не летает»

Цель: обогащать познавательный опыт детей, учить анализировать, делать выводы.

IV Прогулка. Вечер

  • Наблюдение за небом, воздухом.

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

  • Художественное слово: Обратить внимание на небо: там плывут облака, летают самолеты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли.

Небо – это воздух, который окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

  • Опыт с воздухом. Потихоньку выпускают воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать.

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шар, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А откуда он берется?

Делается вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.

  • Подвижная игра «Бег шеренгами»

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

  • Подвижная игра «Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

  • Труд на участке. помочь малышам навести порядок на своем участке.

Цель: учить проявлять инициативность, желание помогать взрослому, доводить начатое дело до конца.

  • Индивидуальная работа: дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь». Цель: развивать слуховое внимание.
  • Инд.раб Игр/упр. “Прыжки на одной ноге”. Цель: развитие мускулатуры ног, совершенствование координации движения.

Формирование КГН: Закреплять умения  правильно  пользоваться столовыми  приборами,  есть  с  закрытым  ртом, пережевывать пищу бесшумно.

Творческая мастерская  Лепка из солёного теста «Цветы». Цель: формировать навыки работы с солёным тестом, закрепить навыки лепки и использования дополнительного оборудования (скалки, стеки, формочки, печатки и т.д.).

С.р.и. «Семья», сюжет "Звонок в цветочный магазин". Цель: Используя косвенный метод руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. Активизировать диалогическую речь детей.

Эмоционально-дидактическая игра «Солнышко»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Привлечь внимание к оздоровительной игре «Кто ходит и летает». Цель: повышение эмоционального тонуса, приобретение навыков разнообразного передвижения, развитие координации движений, внимания.

Конструирование «Лего»

Цель: формировать желание конструировать, развивать фантазию, воображение. Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Насекомые" средняя группа

Материал по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Насекомые"...

Интерактивная игра "Насекомые" - средняя группа

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни насекомых, через загадки, головоломки....

презентация на тему: Мир насекомых (средняя группа).

• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей,...

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию. Лексическая тема « Насекомые» (Средняя группа)

План-конспект НОД по Художественно-Эстетическому развитию.Лексическая тема « Насекомые»(Средняя группа)Тема художественно-эстетического развития: аппликация из кругов «Божия коровка»Задачи:«Познавател...

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых»Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Задачи:1) обобщать представления детей о насекомых (мурав...

Презентация к конспекту НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа

Данная презентация используется совместно с конспектом НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа...