КТП Растения и цветы. Насекомые. Средняя группа
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Гажа Елена Александровна

Тема проекта: Растения и цветы. Насекомые.

Цели проекта: создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи: Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности.  Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ с 11 по 14 мая 2021 ГОДА

Тема проекта: Растения и цветы. Насекомые.

Цели проекта: создание условий для исследовательской деятельности. Формировать осознанное отношение к природе. Расширять знания о лесе, его флоре и фауне. Организация сотрудничества с семьями воспитанников.

Задачи: Учить детей понимать, что лес – наше богатство. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений). Развивать творческие способности.  Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Формировать навыки общения. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, развивать нравственные качества личности. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

День недели, дата

Организованная образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей (образовательная деятельность в режимных моментах)

Самостоятельная деятельность детей

Вторник

11.05.21

1.Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: «Почему всё звучит?»

Задачи:

- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- формировать у детей представление о том, что звук – это движение, колебание;

- обогащать и активизировать словарь за счёт слов: колебание, колеблется, вибрирует, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, оркестр.

2.Физическое развитие на прогулке.

Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге с изменением направления движения, в подбрасывании и ловле мяча; повторить игры с мячом, прыжками и бегом.

I. Утро:

  • Беседа «Деревья бывают разные». Разгадывание загадок о грибах и ягодах. Рассматривание иллюстраций о растениях леса.
  • Д/игра «Разложи на группы». Цель: закрепить знания детей об особенностях разных видов росписи, учить выделять художественные особенности росписи.
  • Работа в уголке природы. Цель: уточнить изменения, произошедшие с растениями за эти выходные дни, учить ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
  • Индивидуальная работа с картинками по теме «Цветы». Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ по плану.

II. Прогулка:

  • Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок? Формировать умение правильно определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья. Мы должны заботиться о них.
  • Художественное слово: загадки о птицах.
  • Подвижная игра «Птички и клетка». Цель: способствовать совершенствованию выполнения основных движений при беге, действовать по сигналу. Развивать координацию движений, способность концентрировать и распределять внимание.
  • Подвижная игра Подвижная игра "Охотники и утки" Цель: воспитывать ловкость.
  • Игра малой подвижности «Пять шагов" Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
  • Инд.раб Игр/упр. «Подбрось-поймай». Цель: Упражнять в подбрасывании и ловле мяча двумя руками ( не прижимая мяч к груди) (подгр.)
  • Экспериментально - опытническая деятельность. Установка солнечных часов, наблюдение за тенью. Цель: продолжаем познакомить детей с солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?
  • Труд на участке: подмести дорожки от мусора. Цель: продолжать формировать трудовые компетенции.
  • Выносной материал: мячи, игрушки для песочницы, инвентарь для труда.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы: Михаила Пришвина «Золотой луг». Беседа по содержанию.
  • Пальчиковая игра: «Цветок». Цель: развивать моторику рук.
  • Игра-имитация «Насекомые». Цель: воспитывать умение свободно чувствовать себя в различных ролях, развивать артистические способности.
  •  Игра по ОБЖ «Чем полезен мёд?» Цели: закрепить знания о продукте, который вырабатывают пчелы, свойствах меда (цвет, вкус, тягучесть, зависимость от растений, с которых пчела собирала нектар).

IV. Прогулка Вечер:

  • Наблюдение за деревьями и кустарниками, нахождение сходства и различий. Цель: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.
  • Художественное слово: В.Степанов  «Деревья»

Деревья - украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

  • Подвижная игра "Караси и щука". Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.
  • Труд на участке: рыхление почвы на клумбах перед посевом семян на клумбах. Цель: учить обращать правильно с инвентарем.
  • Инд.раб Корригирующее упр. «Стойкий оловянный солдатик». Цель: развивать умение сохранять равновесие; формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей.

Работа в уголке природы. Цель: уточнить изменения, произошедшие с растениями за эти выходные дни, учить ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.

Формирование КГН: Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и  руки  полотенцем,  своевременно пользоваться носовым платком.  

Рассматривание иллюстраций «Деревья», «Грибы», «Ягоды».

Выставка книг по теме.

Дежурство по столовой. Цель: продолжать учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки.

Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках.

Цель: воспитывать у детей дружелюбие, взаимоуважение, доброжелательность

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Лото «В поле, на лугу, в саду» -развивать логику, закреплять знания детей о разных видах растений, условиях произрастания.

С/р игра «Муха-цокотуха». Цель: учить воссоздавать в игре литературное произведение, разнообразить сюжет, развивать воображение.

Среда

12.05.21

1.Художественно-эстетическое развитие. Музыка

2.Познавательное развитие (ФЭМП). Тема: «Сравнение множеств. Ориентировка во времени. Математические загадки»

I. Утро:

  • Рассматривание картины И. Коровая «Розовое платье весны». Цель: учить внимательно, рассматривать картины, вспомнить последовательность цветения плодовых деревьев.
  • Беседа «Кто такие насекомые?» - обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие познавательных способностей детей.
  • Д/игра «Угости насекомое». Расширять словарный запас слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа. (Бабочка любит нектар. Кому я дам цветы? (Бабочке)
  • П\и «Медведь и пчелы»- совершенствовать умение бегать в разных направлениях, издавая звук, (жужжание пчелы). Способствовать развитию быстроты реакции.
  • Инд.раб д\и «Ласковые слова».  Цель. Развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен.

II. Прогулка:

  • Наблюдение за насекомыми. Цель: предложить детям найти насекомых на участке, описать его, дать ему название. Развивать наблюдательность, формировать бережное отношение к природе.
  • Художественное слово: загадки о насекомых.
  • Провести опыт «Притягивается – не притягивается». Цель: найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающие к магниту.
  • П/игры «Быстро возьми, быстро положи», «Круговая эстафета». Цель: упражнять детей в умении действовать разумно, увёртываться, в зависимости от ситуации, развивать ловкость и быстроту реакции.
  • Индивидуальная работа. словесная игра "Расскажи какой". Цель: обогащать словарный запас, умение употреблять в речи прилагательные.
  • Труд на участке: подмести дорожки. Цель: продолжать учить детей пользоваться инвентарем для выполнения трудовых операций.
  • Инд.раб Спорт/упр. «Передай мяч». Цель: упражнять в передачи мяча в паре, способом от груди.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: продолжать знакомить с произведениями художественной литературы о жизни насекомых, формировать умение общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию.
  • Презентация «Муравьи - санитары леса». Цели: углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.
  • ПДД. Беседа «Примерный пассажир». Цель: закрепить правила поведения в транспорте, умение принимать устойчивое положение, держать правой рукой за поручень, ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать пожилых людей.

IV. Прогулка. Вечер:

  • Наблюдение за облаками. Цель: развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
  • Художественное слово: Приметы: облака идут низко – возможен дождь; на перистых облаках появилось множество белых облачков – к дождю.

Поговорки и пословицы: Стихотворение С. Михалкова «Облака».

  • Индивидуальная работа  "На что похоже облачко?" Цель: развивать фантазию, воображение.
  • Подвижная игра «Бездомный заяц» Цель: упражнять в беге.
  • Подвижная игра «Охотник и зайцы». Цель: закрепить знание правил игры, учить выполнять правила.
  • Труд на участке. Вместе с  воспитателем  собрать  веточки на прогулочном участке. Цель: продолжать формировать трудовые компетенции у детей.
  • Инд.раб Игр/упр. “Подлезь и не задень” Цель: упражнять в подлезании под дугу пр. и лев. боком не задевая колокольчик.

Внести в группу энциклопедию «Насекомые».

Создать условия для рассматривания иллюстраций и картин по теме «Насекомые».

Обогащение среды для игры «Путешествие в лес»

Подбор книг, открыток, картинок о растениях луга и леса

Д/игра «Расскажи без слов», «Что это за растение?», «Придумай сам». Цель: продолжаем познакомить с пантомимой.

Формирование КГН: Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.  

Самостоятельная деятельность воспитанников в центрах развивающей активности.

Привлечь детей к выставке книг, иллюстраций на тему «Тайны мира насекомых».

Штриховка насекомых на развитие мелкой моторики рук.

Настольная игра «Мир насекомых» (лото).

Четверг

13.05.21

1.Физическое развитие. Тема: «Метание в вертикальную цель. Ползание по гимнастической скамейке на животе» Пензулаева Е.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» №30, с.91

2.Речевое развитие. Тема: «ЗКР: звуки р, рь» Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» №2, с.69

Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р.

I. Утро:

  • Рассматривание альбома «Труд на селе весной». Цель: расширять знания о труде взрослых, поддержать интерес к сельскохозяйственному труду, напомнить о его значении.
  • Музыкально-дидактическая игра «Узнай и повтори». Цель: закреплять знания детей о музыкальных инструментах, учить узнавать их по звучанию, уметь передавать ритмический рисунок на инструменте.
  • Инд.раб   д\и «Волшебные клеточки».                      Цель. Развитие мышления, логики, мелкой моторики рук.
  • П.И. «Жук». Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу.

II.  Прогулка

  • Наблюдение: однолетние и многолетние растения. Цели: продолжать знакомить с многообразием растительного мира; прививать любовь к природе; развивать наблюдательность и любознательность.
  • Художественное слово: Загадки о явлениях природы (гром, гроза, дождь)
  • Подвижная игра «Космонавты».

Цель: развивать ловкость, воображение детей.

  • Подвижная игра: «Гуси-лебеди».  Цель: развивать творчество в двигательной деятельности.
  • Труд на участке. Вместе с детьми навести порядок на своем участке.  Цель: Учить работать слаженно, доводить начатое дело до конца.
  • Экспериментально - опытническая деятельность. Установка солнечных часов, наблюдение за тенью. Цель: продолжаем наблюдать за солнечными часами, выяснить, меняются ли очертания и размеры теней в течение дня?
  • Инд.раб Игр/упр. “Регулировщик”. Цель: закреплять умение выполнять повороты на месте.

III.2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы: Е. Серова «Лужайка», М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка». Продолжать прививать интерес к книгам. Воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Исследовательская деятельность: «Вода – это хорошо или плохо?» Цель: Формирование представлений о разной потребности растений во влаге.

IV. Прогулка.Вечер

  • Наблюдение «Зеленый ковер»

Цель: повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Обратить внимание что уже появилась зеленая травка. Предложить провести ладошкой по травке — она мягкая. Воспитатель говорит: «Травушка-муравушка. Травка шелковая». Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.

  • Художественное слово

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка, тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется —

Мне смеяться хочется! О. Бедарев

Загадка.

На черном полотне

Зеленый узор (Трава)

  • Подвижная игра. «Стадо». Цель — научиться быстро реагировать на сигнал.
  • Труд в природе. Очистить граблями участок от прошлогодних листьев и травы.

Индивидуальные физические упражнения

Перепрыгнуть через нарисованную на траве дорожку (прыжки с места на двух ногах).

  • Инд.раб Физ/упр “Козлик”. Цель: упражнять в выполнении прыжков в высоту с разбега, с ритмичным отталкиванием и плавным приземлением.

Формирование КГН: Совершенствовать умения быстро и правильно умываться, насухо  вытираться  полотенцем,  взяв  его  из шкафчика и развернув на ладошках.

Работа по календарю природы. Цель: уточнить знания детей о сезонных изменениях в природе, продолжаем познакомить с пословицами и поговорками про май месяц, активизировать речь детей.

Предложить детям раскраски. Цель: формировать устойчивое внимание, умение аккуратно раскрашивать, не заходя карандашом за линии.

Создать условия для игры по формированию ПДД «Играй, да смекай!»

Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Рисование, разукрашивание

"Природа родного края" Цель: прививать аккуратность, наблюдательность.

Сюжетно-ролевая игра:  «Дом, семья»

Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Игры детей с крупным конструктором.  Цель: развитие конструкторских способностей.

Пятница

14.05.21

1.Художественно-эстетическое развитие. Лепка. Тема: «Муха – цокотуха» Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» №64, с.142

Задачи: Учить лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха – цокотуха».

2.Физическое развитие. Тема: «Метание в вертикальную цель. Ползание по гимнастической скамейке «по-медвежьи». Прыжки через короткую скакалку» Пензулаева Е.И. «Физическая культура в детском саду. Средняя группа» №32, с.92

I.Утро:

  • Беседа «Весна луг одевает, лето встречает». Задачи: рассматривать и уточнять представления о травянистых растениях, развивать интерес к растительному миру луга, учить правильно строить предложения, согласовывать прилагательные с существительным в одном роде и падеже. Формировать грамматический строй речи, учить понимать суть задания. Продолжать учить детей давать описание растениям.
  • Д/и «Так бывает или нет?» - учить умению замечать непоследовательность в суждениях.
  • Инд.раб – упражнять в прямом и обратном счёте до 5.
  • Игра малой подвижности «Шмель». Цель: развитие координации движений в мелких и крупных мышечных группах, быстроты реакции.

II. Прогулка

  • Наблюдение за вороной. Цель: уточнить представления об изменении образа жизни птиц весной; установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц; воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.
  • Художественное слово: Приметы: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению.
  • Подвижная игра «Тяни в круг» Цель: учить детей двигаться по кругу по часовой стрелке и против. Развивать силу, равновесие.
  • Подвижная игра «Рыбки».  Цель: учить детей двигаться по площадке врассыпную, стараясь наступить на рыбку другого ребёнка, двигаться с увертыванием. Развивать внимание, быстроты движений.
  • Труд на участке: убрать мусор с веранды Цель: Формировать навыки труда в коллективе, воспитывать ответственность за порученное дело.
  • Индивидуальная работа Спорт/упр. “Футболисты”. Цель: упражнять в ведении мяча ногой между кеглями.

III. 2 половина дня:

  • Чтение художественной литературы. В. Степанов «Летающий цветок». Цель: продолжать знакомить с произведениями о насекомых. Формировать умение общаться со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного. Продолжать прививать интерес к книгам. Воспитывать чуткость к художественному слову.
  • Слушание музыкальный композиций А. Чайковский «Времена года. Весна»
  • Творческая мастерская: Рисование "Цветущая клумба». Цель: привлекать малоактивных детей для занятий продуктивным творчеством.
  • Индивидуальная работа: чтение стихотворений с о весне. Цель: обогащать словарный запас, вызвать эмоционально-положительный отклик.
  • Исследовательская деятельность: «Летает не летает»

Цель: обогащать познавательный опыт детей, учить анализировать, делать выводы.

IV Прогулка. Вечер

  • Наблюдение за небом, воздухом.

Цель: обобщить знания о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, движение, перемещение).

  • Художественное слово: Обратить внимание на небо: там плывут облака, летают самолеты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли.

Небо – это воздух, который окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

  • Опыт с воздухом. Потихоньку выпускают воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать.

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Надувая воздушный шар, спросить детей, чем его надувают. (Воздухом.) А откуда он берется?

Делается вывод: в человеке тоже есть воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар.

  • Подвижная игра «Бег шеренгами»

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно, ловкость, быстроту движений.

  • Подвижная игра «Догони соперника»

Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую быстро, чтобы не осалили другие дети. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений, ловкость.

  • Труд на участке. помочь малышам навести порядок на своем участке.

Цель: учить проявлять инициативность, желание помогать взрослому, доводить начатое дело до конца.

  • Индивидуальная работа: дидактическая игра «Скажи, что ты слышишь». Цель: развивать слуховое внимание.
  • Инд.раб Игр/упр. “Прыжки на одной ноге”. Цель: развитие мускулатуры ног, совершенствование координации движения.

Формирование КГН: Закреплять умения  правильно  пользоваться столовыми  приборами,  есть  с  закрытым  ртом, пережевывать пищу бесшумно.

Творческая мастерская  Лепка из солёного теста «Цветы». Цель: формировать навыки работы с солёным тестом, закрепить навыки лепки и использования дополнительного оборудования (скалки, стеки, формочки, печатки и т.д.).

С.р.и. «Семья», сюжет "Звонок в цветочный магазин". Цель: Используя косвенный метод руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. Активизировать диалогическую речь детей.

Эмоционально-дидактическая игра «Солнышко»

Цель: снятие мышечного напряжения.

Привлечь внимание к оздоровительной игре «Кто ходит и летает». Цель: повышение эмоционального тонуса, приобретение навыков разнообразного передвижения, развитие координации движений, внимания.

Конструирование «Лего»

Цель: формировать желание конструировать, развивать фантазию, воображение. Способствовать проявлению самостоятельности, инициативы, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Насекомые" средняя группа

Материал по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Насекомые"...

Интерактивная игра "Насекомые" - средняя группа

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни насекомых, через загадки, головоломки....

Конспект занятия на тему "Лекарственные растения-средства оздоровления организма" (средняя группа)

Цель: Развивать позновательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения:-развивать экологическое мышление в процессе...

Конспект НОД "Лекарственные растения родного края" в средней группе, Нестерова Н.А. воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2016год

Интегрированное занятие помогло расширит представление детей о лекарственных растениях родного края, вызвать интерес к целебным свойствам....

Комнатные растения в уголке природы средней группы.

Комнатные растения  в уголке природы   средней группы.  ФикусСемейство тутовых. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Первое почетное место ...

Конспект образовательной ситуации «Цветы для насекомых» (средняя группа)

Конспект образовательной ситуации «Цветы для насекомых» (средняя группа)...

Наблюдение за насекомыми средняя группа №2 " Смешарики" «Насекомые нашего участка» (2025)

Во время летней прогулки дети увидели на траве интересного жука. Реакция ребят была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и неподдельный интерес, часть детей испугались и даже отказались пона...