Развитие социально-личностных качеств детей через игру
статья (младшая группа)
- Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»
Развитие
социально-личностных качеств детей через игру
Воспитатели:
Зимова М.Н.
Синенко С.С.
Ессентуки 2021г
Развитие социально-личностных качеств детей
через игру
- Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
- Основным направлением развития детей младшего дошкольного возраста является – социализация. Изначально, проанализируем сущность процесса социализации. Отметим, что сам термин не имеет однозначного толкования.
В психологическом словаре дается следующее определение: «социализация – это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности».
В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
- А в педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности», и представляется, как процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
Воспитание и обучение (в узком смысле) - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.
Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно.
В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.
- Игра занимает значительное место в жизни детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Если дошкольник не наигрался вволю – значит, многое ему недодали, многого ему будет не хватать во всей его последующей жизни.
Что же такое игра? Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которого лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. Если ребенок двух лет и более не любит, не умеет играть, это важный симптом, свидетельствующий о неблагополучии в развитии малыша, о его болезненном состоянии или плохом контакте с окружающим миром.
- При поступлении в детский сад в адаптационный период неоценимое значение имеют совместные игры, игры-забавы: «Найди игрушку», «Назови соседа», «Иди ко мне», «Пришел Петрушка с нами поиграть», «Веселый поезд», «хоровод с куклой». Эти игры способствуют формированию психических качеств: памяти, внимания, наблюдательности, сообразительности, являются прекрасным средством воспитания коллективизма.
- В первом полугодии особое внимание уделяем формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, получаемый при непосредственном контакте с предметами быта, игрушками, в совместных действиях со взрослыми и т.п. Ребенок начинает понимать, на что направлены усилия взрослого, знакомящего его с окружающим миром. Мы учим детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).
А сейчас Светлана Сергеевна расскажет о развитии личностных качеств дошкольников, через различные виды игр.
- Дидактические игры
Среди игрушек дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей.
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет побудительные мотивы и свои способы действий. Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего игра создана, на что она направлена.
- В нашей группе оборудован сенсорный уголок. Родители изготовили бизиборд, с помощью которого, дети учатся управляться с разнообразными застежками. Упражняются в различии и назывании цветов, развивают мелкую моторику рук. Особенно эффективны игры с матрешками, шарами, грибками, вкладышами, пирамидками. Сенсорное развитие – это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса к разнообразию мира, совершенствованию мышления и других психических процессов.
- Ролевые игры
Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Например, такими играми являются: дочки-матери, шофер, доктор.
- В сюжетно-ролевой игре, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля и общительность, но самое главное это деятельность перерождает стремление к самореализации, самовыражению.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.
- Дети любят игры с куклами. Кукла – это любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это мы стараемся использовать для того, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание. В будущем сформированные положительные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей. По этой теме составлен ряд конспектов: «Новая кукла»; «Катя заболела»; «Уложим Машу спать»; «Катя в магазине».
- Театрализованные игры
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Дети очень любят слушать сказки. Но, сюжет становится понятным, если произведение достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью, мы начали знакомить малышей с пальчиковым театром, настольным театром, куклами бибабо. Так постепенно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.
- Подвижные игры
Игровая деятельность развивает как вербальные и невербальные средства общения, так и коммуникативные умения (умение управлять своими эмоциями, умение высказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера).
Сама методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребенка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи.
Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.
Для развития невербальных средств коммуникации, можно использовать этюды, как подводящий этап к театрализованной, ролевой, подвижной играм. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного персонажа.
В игровой деятельности развивается потребность в общение. Ребенок сталкивается с необходимостью:
- устанавливать контакты в игре;
- соблюдать нормы поведения;
- приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;
владеть навыками игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к развитию познавательных способностей у детей через игры математического содержания
Уважаемые родители и педагоги! Вашему вниманию предлагаются игры, которые помогут малышу освоить первые математические знания. Сформировать представление о цвете, форме и величине предметов...
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Консультация для родителей...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Развитие словесно-логического мышления детей через игру
Консультация для родителей...
Опыт работы по теме "Развитие духовно-нравственных качеств детей через музейную педагогику"
Важно развивать в детях духовно-нравственные качества....
"Как развить лучшие качества детей через игру?"
Попробуйте поиграть в терапевтические прятки!Начало как в обычных прятках, а потом вы идете искать сына/ дочь и говорите: "А где же тот замечательный мальчик, который уже ...