Мастер- классы, семинары для педагогов и воспитателей ДОУ.
методическая разработка

Ларина Татьяна Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Конспект мастер-класса "Музыкальный чемоданчик"

для педагогов и воспитателей.

                                                                                               Разработала:

                                                                                           музыкальный руководитель

                                                               Ларина Т. Ю.

Пыть-Ях

2018г

Уважаемые коллеги!

Вы все хорошо  знаете, что  с принятием   нового  закона  «Об  образовании в Российской  Федерации», который  вступил  в силу  с 1-ого января  2014 года и утверждением  федерального государственного образовательного  стандарта  дошкольного  образования (ФГОС  ДО)  учитываются:     индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Наряду с обычными детьми  наш  детский  сад  посещают дети с  ограниченными  возможностями  здоровья: это  дети  с нарушением зрения,    с задержкой  психического  развития (ЗПР),  с расстройствами аутистического  спектра (РАС), с  нарушениями интеллектуальной деятельности.

Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир ребёнка, формировать его мысли, чувства, отношение к окружающему особо выделяют методику музыкального воспитания из ряда других методик.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.

У дошкольников с задержкой психического развития и нарушениями интеллектуальной деятельностичасто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция.

Трудности певческой деятельности детей с ЗПР и нарушениями интеллектуальной деятельности связаны прежде всего с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи или полным отсутствием её, слабостью праксиса.

Однако специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме приемы вокально-хоровой работы, обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини-беседы перед слушанием музыки создают не только интерес и положительную мотивацию, но и помогают понять содержание музыкального произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой (гладим кошечку, показываем танцующую куклу) соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей.

Положительный эффект дают музыкальные миниатюры в аудиозаписи из серии «Звуки живой природы», «Морской прибой», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Звенящий ручей» и др. Звуки морских просторов, шум прибоя, крики чаек или пение птиц, шелест листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально-вербальной поддержкой музыкального руководителя ребенок начинает представлять. Спокойным мягким голосом, направляя слушание музыки, музыкальный руководитель усиливает музыкальное восприятие.

Слушание музыки можно использовать при релаксации детей.

Примерами расслабляющего воздействия могут быть такие произведения, как «Баркаролла», «Осенняя песня», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, Ноктюрн (фа-мажор, ре-бемоль мажор) Ф. Шопена. А снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «К радости» Л. Бетховена, «Мелодия» Глюка. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания «Праздничной увертюры» Д. Б. Шостаковича, «Чардаша» В. Монти, «Финала венгерских рапсодий (6, 10, 11, 12)» Ф. Листа и других произведений.

Соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.

По показу взрослого выполняют различные музыкально-ритмические движения, реагируют на двухчастную форму, характер, темп музыки, в танцевальных движениях кружатся на месте, хлопают в ладоши, притопывают ногой, кружатся по одному и в парах. Наблюдается моторная неловкость, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.

Целью моего выступления перед вами является:

возможность поделиться собственным опытом коррекционно-развивающей работы с такими детьми средствами музыки

расширить представление о методах и приёмах, применяемых в осуществлении музыкально-эстетического воспитания и образования дошкольников с проблемами в развитии, при проведении индивидуальной работы и непосредственно организованной музыкальной деятельности.

 

НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ:

Пёрышки

Одноразовые стаканчики и трубочки

Мыльные пузыри

Осенние кленовые листики на ниточках

Зонтики

Шейкеры («шум дождя»)

Молоточки от металлофона

Маленькие тарелочки

Шейкер «Шум моря»

Морские ракушки

 «Музыкальный чемоданчик», в который помещён весь необходимый материал

           

- Учитывая в работе несовершенство дыхания детей с ОВЗ, всегда стараюсь давать упражнения на дыхание, которые позволяют развивать продолжительность выдоха, тренировать силу вдоха и выдоха, делать дыхание более устойчивым.

подуть на пёрышки,

сдуть пёрышки с ладошки,

подуть через трубочку в стакан воды - «Бульканье»,

«понюхать» цветы,

подуть в трубочку, создав таким образом, «метель» или «листопад» в прозрачной ёмкости,

пускать мыльные пузыри: «Посмотри-ка, посмотри, я пускаю пузыри!

Синий, красный, голубой, выбирай себе любой!»

подуть на листики:

Проходите и садитесь,

Сядьте прямо, улыбнитесь!

Я сейчас, ребята, вам

Всем по листику раздам!

Жёлтые и красные,

Вот оранжевый, зелёный,

Эти листья все от (какого дерева?) клёна!

Сильный ветер налетел,

Свою песенку запел:

«Фу-у-у-у-у-у!»- на выдохе подуть на листочки – 3-4раза.

Сейчас ветер сорвёт листочки с веток деревьев и начнётся листопад.

«ЛИСТИКИ»       (из «Осенних распевок» М. В. Сидоровой)

Листики летят – это листопад,

Мы их соберём, маме отнесём.

(Начинаем распевание в ре-мажоре, повышая мелодию дважды на ½ тона)

Подобные песенки: «Как под горкой, под горой» р. н. м., «Василёк»,

«На пригорке рос грибок, я его сорвать не смог», «Лесенка» Е. Тиличеевой.

Пение этих песенок-малюток нужно обязательно сопровождать

наглядным материалом: музыкальной лесенкой, куколкой, матрёшкой, грибком.

Эти песенки – упражнения для развития голоса и музыкального слухапозволяют упражнять детей в умении правильно интонировать поступенное движение мелодии снизу вверх и сверху вниз и закреплять умение детей точно определять движение мелодии.

(Заканчивается распевание в ми-мажоре, самой высокой нотой в данной тональности будет нота «си», с этой ноты начинается песня «Листопад»)

     

«ЛИСТОПАД»   Музыка Т. Попатенко  Слова Е. Авдиенко

Задачи:  начинать пение после вступления,  правильно брать дыхание и удерживать его до конца музыкальной фразы,  выдерживать долгий звук в конце куплета, мягко заканчивать музыкальные фраз.

Тучи в небе кружатся,

Что ни шаг, что ни шаг,

Что ни шаг, то лужи

Что ни шаг, то лужица

День осенний хмурится,  

Листопад, листопад,

Листопад на улице.

Листопад на улице.

По дороге стелется

Желтая метелица,

 Жёлтая, жёлтая,

 Желтая метелица.

    - Осенью опадают листья, и часто идёт дождь.

  - Сейчас мы послушаем, как шумит дождь – включить запись шума дождя. (можно использовать «Звук воды» из альбома «Страх высоты» Д. Маликова).

  А ведь мы сами можем изобразить шум дождя - дать пластмассовые шейкеры (шум дождя).

  -  Скажите, что нужно сделать, чтобы не промокнуть под дождём?

  - Правильно, спрятаться под зонтик – раздать зонтики.  Мы будем стоять под зонтиками, и петь песенку про дождик.

«ДОЖДИК»   Музыка В. Косенко  Слова Т. Коломиец

Задачи:  Петь песенку, стоя вдали от инструмента, начиная пение после вступления. Правильно интонировать мелодию. Активно подпевать звукоподражание, сопровождая пение ритмичными ударами молоточков от металлофона по маленьким тарелочкам.

 

Дождик, дождик, не шуми,

Кап, кап, кап!

Просят, просят малыши,

Кап, кап, кап!

Вот когда пойдём мы спать,

Кап, кап, кап!

Застучишь тогда опять,

Кап, кап, кап!

Видно дождь не переждать,

Кап, кап, кап!

Всё равно пойдём гулять,

Кап, кап, кап!

Всем по зонтику я дам,

Кап, кап, кап!

И не страшен дождик нам,

Кап, кап, кап!

-  Капельки дождя капают и поют свою песенку:

«Кап – кап – кап!

«Кап – кап – кап!»

-  Хочу предложить изобразить капельки дождя при помощи музыкальных тарелочек и музыкальных молоточков – раздать музыкальные инструменты. (повторное исполнение песни с игрой на музыкальных  инструментах)

- Поздняя осень: дует холодный  ветер,  льют  проливные дожди,птицы улетели  в  тёплые края.  Может  и  нам отправиться на берег тёплого моря:  послушать   крик  чаек  и   шумморского прибоя – включить крики чаек, шум моря.

  - Послушайте, как изобразил  море  композитор Н.А. Римский-Корсаков.

Слушание «МОРЕ» Н. А. Римского-Корсакова.

- Мы услыхали, что спокойное  море  композитор  изображает тихой музыкой,  а  если  море  грозное, бушующее и волны с силой  бьются  о   берег  то музыка громкая.  У меня есть инструмент, который может  передать всю  красоту морского  прибоя – показать инструмент «Шум моря»,     затем предложить ребёнку «сделать шум прибоя».

(воспитатель раскладывает на полу морские ракушки, которых должно быть  в  два  раза больше, чем детей)

Игра «ВОЗЬМИ  РАКУШКУ»

Задачи:  Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве: бегать, не наталкиваясь друг на друга и не наступая на предметы (ракушки), лежащие на полу. Упражнять детей в умении слышать окончание музыки.

 

- Посмотрите, как много ракушек принесли на  берег волны! Давайте соберём  их!  Под музыку вы будете  бегать, не наступая на ракушки, а как только музыка  закончится, каждый  из  вас возьмёт только одну ракушку.

Предложить поиграть в игру 2раза.

«ПРОЩАЛЬНАЯ ИГРА»

Задачи:  упражнять детей в умении согласовывать движения со словом

закреплять коммуникативные навыки общения

 

Вместе хлопнули в ладоши! - все хлопают

Дружно топнули ногой! – все топают правой ногой

Всё, во что  мы  здесь  играли  - руки на поясе, повороты  вправо, влево

Мы запомнили с тобой!

«До свиданья» - всем сказали – машут правой рукой

Друг другу счастья пожелали! – посылают воздушный  поцелуй      

ЛИТЕРАТУРА:

1.Игра как основа взаимодействия и коммуникации в инклюзивном образовании» (методические рекомендации), серия «Инклюзивное образование», Москва 2014 г.

2.«Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Под редакцией Е. А. Медведевой, Москва ACADEMIA 2002 г.

3.«Психогимнастика» М. И Чистякова, Москва, «Просвещение»,.«Владос», 1995 г.

4.«Логопедическая ритмика» Г. А. Волкова, Москва, «Просвещение», 1985 г.

5.«Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением», О. С. Боромыкова, «Детство–Пресс», Санкт – Петербург, 1999 г.

6.«Логопедия – речь, ритм, движение» И. С. Лопухина, изд. «Дельта», Санкт- Петербург, 1997 г.

7. «Логоритмические занятия в детском саду» (методическое пособие) М. Ю. Картушина, «Творческий центр», Москва, 2005 г.

8. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», автор-составитель О. Н. Арсеневская, Волгоград, изд. «Учитель», 2011 г.

 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для  педагогов ДОУ
«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Подготовила и провела: музыкальный руководитель: Ларина Т.Ю.

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия:

I

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II

Муз.рук.:

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОО

«Музыкотерапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»

Подготовила и провела: Музыкальный руководитель Ларина Т.Ю.

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в вопросе использования здоровьесберегающих технологий – музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Информировать педагогов ДОУ о важности использования здоровьесберегающих технологий (музыкотерапии) в образовательном процессе;

2. Обучить педагогов ДОУ различным способам использования музыки в работе с дошкольниками.

3. УМК (учебно - методический комплекс):музыкальные фрагменты русской народной музыки аудиозаписи классической музыки, например, «Времена года» П. И. Чайковского.

Теоретическая часть.

«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – это контролируемое использование музыки в коррекции психологической и эмоциональной сферы. Непосредственно лечебное действие музыки на нервно – психологическую сферу детей происходит при ее пассивном и активном восприятии ребенка. Музыка – это лекарство, которое слушают.

Музыкотерапия - это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профилактику, оздоровление и коррекцию различных психологических и эмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка выполняет седативную (релаксационную, стимулирующую функции).

Седативная(релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

Предлагаю познакомиться с различными формами использования музыки(музыкотерапии) в образовательном процессе

Практическая часть: мастер – класс «использование музыкотерапии в работе с дошкольниками».

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Отношение к музыке в нашем обществе несколько иначе, чем раньше, музыкальная среда заполнена эстрадно-развлекательной музыкой, поэтому важно поддерживать интерес детей к классической и народной музыке.

1. Музыка для встречи детей.

Если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть незаметная, травма-ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

Классические произведения:

1. Бах И. Прелюдия До мажор.

2. Бах И. «Шутка».

3. Брамс И. Вальс.

4. Вивальди А. «Времена года».

5. Гайдн И. «Серенада».

6. Кабалевский Д. «Клоуны».

7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10. Моцарт В. «Турецкое рондо».

11. Мусоргский М. Пьесы цикла «Картинки с выставки».

12. Рубинштейн А. «Мелодия».

13. Свиридов Г. «Военный марш».

14. Чайковский П. Пьесы цикла «Детский альбом».

15. Чайковский П. Пьесы цикла «Времена года».

16. Чайковский П. Балет «Щелкунчик»(отрывки из балета).

17. Шопен Ф. Вальсы.

18. Штраус И. Вальсы.

19. Штраус И. Полька "Трик-трак"».

«Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

Обработки для русского народного оркестра («Барыня»,«Камаринская»,«Калинка»)

Для свободной деятельности

Детские песни:1.«Антошка»(Ю. Энтин, В. Шаинский).

2.«Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

3.«Будьте добры»(А. Санин, А. Флярковский).

4.«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старока-

домский).

5.«Все мы делим пополам»(М. Пляцковский, В. Шаинский).

6.«Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

7.«Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

8.«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9.«Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

10.«Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника»,

Ю. Энтин, Г. Гладков).

11.«Лучики надежды и добра»(сл. и муз. Е. Войтенко).

12.«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

13.«Песенка Бременских музыкантов»(Ю. Энтин, Г. Гладков).

14.«Песенка о волшебниках»(В. Луговой, Г. Гладков).

15.«Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

16.«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

17.«Танец утят»(французская народная песня).

18.«Улыбка»(муз. В. Шаинского)

2.На занятиях располагающую детей к творчеству(рисование, аппликация, лепка) можно использовать спокойную лирическуюмузыку,

К. Дебюсси «Лунный свет»

Музыкальные композиции(оркестр Поля Мориа)

Сен-Санс«Карнавал животных»(симфонический оркестр)

П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

П. И. Чайковский «Апрель»,

Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик».

Н. А. Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,

И. Штраус. «На прекрасном голубом Дунае»

3.Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения

(после занятий физической культурой ), можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются:

Путешествие в волшебный лес (Под шум Леса)

Музыкальный руководитель: Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав.

Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.

Отдых на море (Под шум моря) Римский-Корсаков Н. «Море».

Музыкальный руководитель: Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

4. Музыка для дневного сна

Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

Музыка для дневного сна:

1. Альбинони Т. «Адажио».

2. Бах И. «Ария» из сюиты № 3.

3. Бетховен Л. «Лунная соната».

4. Глюк К. «Мелодия».

5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

6. Дебюсси К. «Лунный свет».

7. Различные колыбельные со звуками природы.

8. Римский-Корсаков Н. «Море».

9. Свиридов Г. «Романс».

10. Сен-Санс К. «Лебедь».

11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

13. Шопен Ф. Ноктюрн соль минор.

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2.«Времена года» П. И. Чайковского.

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах – Гуно «Аве Мария».

Общая релаксация перед сном. Дебюсси К. «Лунный свет». П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс».

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы чудесно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

5.Методикамузыкально-рефлекторногопробуждения

Следующим моментом, заслуживающим внимание педагогов, является методика музыкально-рефлекторного пробуждения малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н.Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя: «подъем!» Этот вариант подъема малышей наносит определенную психическую травму ребенку, особенно замедленного типа нервной системы. Для пробуждения надо использовать тихую, нежную, легкую, радостную музыку. Десятиминутная композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малыши будут легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кровати детей.

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Боккерини Л. «Менуэт».

2. Григ Э. «Утро».

3. Дворжак А. «Славянский танец».

4. Лютневая музыка XVII века.

5. Лист Ф. «Утешения».

6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

7. Моцарт В. «Сонаты».

8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

10. Сен-Санс К. «Аквариум».

11. Чайковский П. «Вальс цветов».

Упражнения для пробуждения ребенка после дневного сна.

1.«Потянулись». Сен-Санс К. «Аквариум».

И. п.: лежа на спине; правую руку вытянуть за головой, левую – вдоль туловища.

Вдох – тянуть правую руку вверх, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – тянуть руку вверх.

Пауза – расслабиться. Повторить упражнение со сменой положения рук.

2.«Растишка». Григ Э. «Утро».

И. п.: лежа на спине, обе руки вытянуть за головой.

Вдох – максимально тянуть руки и ноги, выдох – расслабиться.

Вдох – расслабиться, выдох – максимально тянуть руки и ноги.

Пауза – расслабиться.

6.Танец, как средство воздействия на мировоззрение ребенка.

Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки(танец терапия). Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию.

П. И. Чайковский «Фея Драже».

Н. Римский- Корсаков «Три чуда»

Д. Шостакович. «Вальс-шутка»

Игры – превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр. «Деревянные и тряпичные куклы» (Музыка спокойная, легато), «Воробышки и журавли» Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедленном темпе переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу руководителя поджимают ножку, придерживая ее руками. «Мельница» (круговые движения рук). «Паровозики» (круговые движения плечами). «Лесник» (развитие воображения). Музыкально – подвижные игры «Затейники», «Запрещенное движение» и т. д.

7.«Фольклоротерапия»

Это направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредствам занятий фольклором.

Именно народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т. к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.

Инсценировки русских народных сказок под народные мелодии для танцевальной импровизации:

«Из-под дуба»,«Калинка»,«На горе- то калина» и т. д.

Мы остановили свой выбор на тех песнях, где элементы игры доминируют, а образы доступны и понятны дошкольникам. Возьмем к примеру, игровую песню «Вышел гусь гулять..» Для постановки хореографического номера по этой игровой песне отправными фразами могут быть : «Вышел гусь гулять; хоровод гусей идет, стал присядку танцевать». Естественно, под «гусем» подразумевается мальчик. А «хоровод гусей» – либо девочка, либо мальчики и девочки. Другой пример. Под песню «Поют песни, припевают, Бьют в ладони, прибивают…», рассказывающую об удалой мужской пляске, вполне можно поставить танец- игру (соревнование между мальчиками). Основным ходом этой пляски может стать всевозможные «присядки» и «полуприсядки». На данных примерах можно увидеть, как содержание фольклорной песни становится сюжетом хореографического номера и каие образные возможности заложены в самом характере этих песен.

Особенности использования музыкотерапии:

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной);

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Природная музыкальность и пути ее развития через

элементарное музицирование»

Подготовила и провела: музыкальный руководитель Ларина Т.Ю.

 

Цель:  Ознакомление участников семинара - практикума с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмыэлементарного музицирования;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам  реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка , как на партнера в совместной деятельности.

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

 «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов я изначально  уделяю в работе особо важное место. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.

ІІ. Практическая часть

Игры с именами

  1. Спеть свое имя, используя звучащие жесты.
  2. Спеть свое имя, используя шумовой музыкальный  инструмент.

 

Фруктовая полька

  1. Придумать и озвучить ЗЖ - 4 фрукта (киви, виноград, апельсин, лимон или  яблоко, груша, яблоко груша)
  2. Исполнить под музыкальное сопровождение
  3. Исполнить по группам. Каждая группа играет свою партию.

 

Игра на динамику «Ветер – ветерок – ветрище»

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. (очень тихо)

Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий

шорох.   (тихо)

Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты.  ( крещендо  -диминуэндо)

Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро взлетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю.  (крещендо, громко)

Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листочком.  ( тишина, пауза)

Озвучиваем «Муха – Цокотуха»

  1. Разучивание стихотворения со звучащими жестами.

 

Муха, муха – Цокотуха   (шлеп,шлеп,хлоп,хлоп)

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла  (топ,топ,шлеп,шлеп,шлип,шлип,хлоп)

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар   (щелк,щелк,хлоп,хлоп,щелк,щелк,шлеп)

И купила самовар.

  1. Игра каноном  (3 группы)

Игры с музыкальными инструментами

  1. «Угадай, что звучит» (группой и парами)
  2. « Оркестр и дирижер» (дирижер  дирижирует группой музыкантов с одинаковыми инст – амии  или  все стоят в кругу:  на 1 часть все играют на 2  кладут инс-ты бегут по кругу дирижер с ними. Кому не хватит инст-та становится дирижером)
  3. « Играй и слушай» (дети играют, музыка останавливается инструменты замолкают, все слушают тишину)

Озвучиваем  стихотворения.

  1. Коллективное музицирование по группам: Стихи  А. Барто
  2. Озвучиваем стихотворение «Осень»

Тихо бродит по дорожке,            Тихо бьют ладошками по барабану. 
Осень в золотой одежке. 


Где листочком зашуршит,           
Маракасы. 


Где дождинкой зазвенит.            
Колокольчики. 


Раздается громкий стук:             
Деревянные ложки 
Это дятел – тук да тук! 
Дятел делает дупло,                                    
Белке будет там тепло. 


Ветерок вдруг налетел,            
Румбы. 
По деревьям зашумел, 


Громче завывает,                        
Тремоло бубнов. 
Тучки собирает.

 
Дождик - динь, дождик-дон!          
Треугольники 
Капель бойкий перезвон. 


Все звенит, стучит, поет -           
Все инструменты 
Осень яркая идет!    

ІІІ. Заключение

Музыкальный  инструмент для  ребенка  - символ музыки. Тот , кто играет на нем почти волшебник. Для  успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи посредством театрализованной деятельности. Мастер класс для педагогов.Подготовила воспитатель МДОАУ детский сад №5 "Солнышко," п. Серышево , Абдуллина Наталья Анатольевна

Добрый день, уважаемые коллеги!Одним из приоритетных направлений в работе воспитателя является развитие речи. Я работаю с детьми младшего возраста. Одним из основных видов деятельности в моей работе я...

Мастер - класс для педагогов и воспитателей на тему: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»

Мастер - класс для педагогов по теме: «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»Цель: Совершенствование профессионального мастерства педагог...

Мастер-класс для педагогов «Здоровый воспитатель-успешный ребенок»

Мастер-класс «Здоровый воспитатель-успешный ребенок»Цель: Способствовать формированию у педагогов умение и желание заботится о своём здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благо...

Мастер - класс для педагогов ДОУ, подготовила воспитатель : О.А.Степанова. «Создание портфолио педагога ДОУ»

Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности...

Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"

Мастер-класс для педагогов, родителей, воспитателей "Секреты учителя - логопеда по постановке и автоматизации звуков"...

Мастер класс для педагогов и воспитателей : «Создание интерактивной дидактической игры в программе PowerPoint».

Информационно-компьютерные технологии все больше входит в процесс обучения дошкольников. Одной из составляющих информационных технологий являются мультимедиа-технологии, которые являются эффективными ...