"Семейная психологическая копилка"
статья

Доценко Татьяна

Советы для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_i_kompyuter.doc826.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Уважаемые родители!

    Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.

    У каждого из Вас порой возникают вопросы и брошюра поможет мне в сотрудничестве с вами. У Вас появится новый домашний  собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим нас всех проблемах.

    Я  надеюсь, что брошюра заинтересует Вас и станет необходимым гидом и помощником для тех, кому не безразлично будущее своих детей.

Готова выслушать каждого,

кто хочет помочь своему ребенку   преодолеть трудности в развитии.

Это интересно знать:

     В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

           Семейная психологическая копилка:

Телевизор и  плоды его «воспитания»

  • те, кто увлекался просмотром телепередач,\

значительно отстают в  развитии речи: они позже начинали говорить, мало и плохо разговаривали, их речь бедна и примитивна. Многие из них нуждаются в логопедической помощи. Все дело в том, что овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Телевизор такой возможности не дает.

  • отстают в умственном развитии,  так как

речь непосредственно связана с мышлением человека.

  • проявляется неспособность к

самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни – «дефицит концентрации». У детей с таким диагнозом возникают проблемы с учебой, как правило, они не хотят учиться.

  • маленький человек не приобретает

необходимых навыков общения, у него формируется пассивное отношение к жизни, он постепенно превращается в наблюдателя, зрителя, но не участника событий.

  • дети теряют способность к  фантазии и

творческой активности. Они не умеют себя занять, им все становится неинтересно и ничего не хочется.

   

     Это очень опасное состояние, которое в подростковом возрасте может привести к наркомании и алкоголизму.

   

   Все это показывает, что телевизор не способен заложить прочную  и здоровую основу для формирования личности.

           С одной стороны просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время.

В то же время длительный просмотр телевизионных передач  отрицательно влияет на здоровье детей:

-ухудшается зрение, сон, аппетит,   перегружается нервная система ребенка;

 -опасными  для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены  агрессии, жестокости, насилия;

-у детей возникает  настоящая зависимость, страсть к телевидению.

Сколько можно смотреть телевизор?

  •       -здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин;
  •       -5-6летние дети 30 мин.;
  •       -младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

      Телевидение способно стать эффективным средством  развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы  смотрят наши дети  и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали  в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное  человеческое общение и стремились к нему.

                                             Что делать?

  • Не стоит полностью лишать ребенка просмотра телевизора – ведь, как известно, запретный плод сладок. Но необходимо строго его дозировать.
  • Отрегулировать взаимоотношения ребенка с телевизором можно разными способами. Самое простое – занять ребенка такими формами деятельности, которые направлены на развитие его личности и его творческих способностей, на формирование интереса к жизни и активной жизненной позиции. Когда ребенок занят, у него не остается времени на телевизор.
  • Можно вместе с ребенком отобрать те передачи, которые ему могут быть интересны и полезны (с учетом того, что их временной лимит не превысит 2-х часов в день).
  • Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с телевизором (особенно когда ребенок один в квартире).

Если время просмотра телевизора вышло, а ваше чадо отказывается его выключать, попробуйте сделать ему предложение,от

  • которого он не сможет отказаться. Предложите ему поиграть, почитайте книжку, сходите на прогулку, предложите настольную игру или переключите внимание ребенка на его любимое занятие.  В конце-концов, заберите пульт от телевизора.
  • Полезно после просмотра передач или фильмов, обсудить их вместе с ребенком, пусть ребенок поделится своим впечатление и получит те разъяснения, которые ему необходимы. Не забывайте, телевизор в «прирученном» состоянии  – это источник знаний для вашего ребенка и возможность расширить его представления о мире.

Давайте поиграем.

Зрительная гимнастика

1. «Рисование» взглядом

 Задачи: Разнообразить движения глаз.

 «Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

2. Игра «Найди зайку».

 Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

 Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

3. «1-2-3-посмотри»

 Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.

Предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение.

4. Упражнение «Моргание»

 Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

              Показать ребёнку бабочку и предложить  поморгать как «бабочка крыльями машет».

5. Упражнение «Прищепочки»

 Задачи: Снизить нагрузку на глаза.

 Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

        

6. Упражнение «Самолет»

 Задачи: Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх.смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).

7. Упражнение «Солнечный зайчик»

 Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

 Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

 (луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

 Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

8. «Спи глазок, спи другой»

 Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

 Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

Спрашивали? – Отвечаем

         «Вредные» привычки ребенка

    Как надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные» привычки

  • Пытаться понять ребенка.
  • Не сердиться.
  • Поддерживать веру в себя.
  • Успокоить и объяснить, что все это пройдет.
  • Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.
  • Не ругать, не наказывать.
  • Сделать жизнь приятной, а главное – полюбить ребенка.
  • Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игр, например в парикмахерскую, где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и невлажными пальчиками.
  • Разнообразить игрушки.
  • Наладить его детские контакты.
  • При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.
  • Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

     Как НЕ надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные»  привычки

  • Раздражаться и злиться на ребенка.
  • Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка.
  • Постоянно контролировать и угрожать.
  • Наказывать.
  • Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.
  • При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.
  • Всегда и постоянно  во всем подчеркивать свою нелюбовь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)

Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы....

Копилка психологических игр, игр на саморегуляцию, анималотерапевтических упражнений, упражнений в сенсорной комнате

Игры и упражнения предназначены в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения....

Копилка психологических игр для детей дошкольного возраста "Игралочка"

В копилке собраны следующие игры:для детей с затруднениями в общенииигры для снятия тревожностиигры для оптимизации межличностных отношенийигры для развития навыков общенияигры для снижения агрессии и...

Психологическая копилка для воспитателей

В Психологической копилке собраны некоторые методические приемы, применение которых поможет во взаимодействии с ребенком. ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Статья о психологическом комфорте ребёнка в семье. Разновидности родительского поведения и воспитания. Приведены примеры того, как ведут себя дети  живя в разных психологических условиях внутри с...

СЕМЕЙНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ: СОЧЕТАЕМ ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Несколько полезных игр для совместного времяпровождения детей и взрослых - в картотеку педагогов и заботливых родителей......

Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»

     Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста.  Пособие ...