"Семейная психологическая копилка"
статья
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.
У каждого из Вас порой возникают вопросы и брошюра поможет мне в сотрудничестве с вами. У Вас появится новый домашний собеседник и профессиональный консультант по наиболее актуальным вопросам и волнующим нас всех проблемах.
Я надеюсь, что брошюра заинтересует Вас и станет необходимым гидом и помощником для тех, кому не безразлично будущее своих детей.
Готова выслушать каждого,
кто хочет помочь своему ребенку преодолеть трудности в развитии.
Это интересно знать:
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.
Семейная психологическая копилка:
Телевизор и плоды его «воспитания»
- те, кто увлекался просмотром телепередач,\
значительно отстают в развитии речи: они позже начинали говорить, мало и плохо разговаривали, их речь бедна и примитивна. Многие из них нуждаются в логопедической помощи. Все дело в том, что овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Телевизор такой возможности не дает.
- отстают в умственном развитии, так как
речь непосредственно связана с мышлением человека.
- проявляется неспособность к
самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни – «дефицит концентрации». У детей с таким диагнозом возникают проблемы с учебой, как правило, они не хотят учиться.
- маленький человек не приобретает
необходимых навыков общения, у него формируется пассивное отношение к жизни, он постепенно превращается в наблюдателя, зрителя, но не участника событий.
- дети теряют способность к фантазии и
творческой активности. Они не умеют себя занять, им все становится неинтересно и ничего не хочется.
Это очень опасное состояние, которое в подростковом возрасте может привести к наркомании и алкоголизму.
Все это показывает, что телевизор не способен заложить прочную и здоровую основу для формирования личности.
С одной стороны просмотр телепередач дает возможность:
-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;
-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;
-понять что такое хорошо и что такое плохо;
-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;
-занять свободное время.
В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:
-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;
-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;
-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.
Сколько можно смотреть телевизор?
- -здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин;
- -5-6летние дети 30 мин.;
- -младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Что делать?
- Не стоит полностью лишать ребенка просмотра телевизора – ведь, как известно, запретный плод сладок. Но необходимо строго его дозировать.
- Отрегулировать взаимоотношения ребенка с телевизором можно разными способами. Самое простое – занять ребенка такими формами деятельности, которые направлены на развитие его личности и его творческих способностей, на формирование интереса к жизни и активной жизненной позиции. Когда ребенок занят, у него не остается времени на телевизор.
- Можно вместе с ребенком отобрать те передачи, которые ему могут быть интересны и полезны (с учетом того, что их временной лимит не превысит 2-х часов в день).
- Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с телевизором (особенно когда ребенок один в квартире).
Если время просмотра телевизора вышло, а ваше чадо отказывается его выключать, попробуйте сделать ему предложение,от
- которого он не сможет отказаться. Предложите ему поиграть, почитайте книжку, сходите на прогулку, предложите настольную игру или переключите внимание ребенка на его любимое занятие. В конце-концов, заберите пульт от телевизора.
- Полезно после просмотра передач или фильмов, обсудить их вместе с ребенком, пусть ребенок поделится своим впечатление и получит те разъяснения, которые ему необходимы. Не забывайте, телевизор в «прирученном» состоянии – это источник знаний для вашего ребенка и возможность расширить его представления о мире.
Давайте поиграем.
Зрительная гимнастика
1. «Рисование» взглядом
Задачи: Разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.
2. Игра «Найди зайку».
Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.
3. «1-2-3-посмотри»
Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.
Предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение.
4. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка крыльями машет».
5. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: Снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
6. Упражнение «Самолет»
Задачи: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх.смотреть на них),
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
7. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
8. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
Спрашивали? – Отвечаем
«Вредные» привычки ребенка
Как надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные» привычки
- Пытаться понять ребенка.
- Не сердиться.
- Поддерживать веру в себя.
- Успокоить и объяснить, что все это пройдет.
- Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.
- Не ругать, не наказывать.
- Сделать жизнь приятной, а главное – полюбить ребенка.
- Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игр, например в парикмахерскую, где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и невлажными пальчиками.
- Разнообразить игрушки.
- Наладить его детские контакты.
- При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.
- Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.
Как НЕ надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные» привычки
- Раздражаться и злиться на ребенка.
- Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка.
- Постоянно контролировать и угрожать.
- Наказывать.
- Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.
- При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.
- Всегда и постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девочки и мальчики - два разных мира (семейная психологическая гостиная)
Работа с родителями по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытие методов и приемов для достижения результатов по гендерному воспитанию детей, обмен опытом работы....
Копилка психологических игр, игр на саморегуляцию, анималотерапевтических упражнений, упражнений в сенсорной комнате
Игры и упражнения предназначены в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения....
Копилка психологических игр для детей дошкольного возраста "Игралочка"
В копилке собраны следующие игры:для детей с затруднениями в общенииигры для снятия тревожностиигры для оптимизации межличностных отношенийигры для развития навыков общенияигры для снижения агрессии и...
Психологическая копилка для воспитателей
В Психологической копилке собраны некоторые методические приемы, применение которых поможет во взаимодействии с ребенком. ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Статья о психологическом комфорте ребёнка в семье. Разновидности родительского поведения и воспитания. Приведены примеры того, как ведут себя дети живя в разных психологических условиях внутри с...
СЕМЕЙНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ: СОЧЕТАЕМ ОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Несколько полезных игр для совместного времяпровождения детей и взрослых - в картотеку педагогов и заботливых родителей......
Методическое пособие по организации работы, направленной на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей «Копилка духовно-нравственных и семейных ценностей»
Данное методическое пособие направлено на поддержку и развитие традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей у детей дошкольного возраста. Пособие ...