План самообразования
рабочая программа

Смертина Татьяна Леовна

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

В соответствии с п 2.6 ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира.

Сегодня в дошкольной педагогике актуальным является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность:  перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Принципы, заложенные в основу этих игр; интерес, познание, творчество. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие  позволяет использовать для развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Такими играми являются развивающие игры палочки Кюизенера и блоки Дьениша, направленные на математическое развитие детей, развитие мыслительных операций, игровых действий  (манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.)  Основные особенности этих дидактических материалов  - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.  Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры; узнаёт и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, развивается произвольность внимания, памяти, развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Цель: Развитие познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры у детей дошкольного возраста..

Задачи:

развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста , умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;

формировать умение использовать игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных  играх;

 - повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной педагогической литературы по  данной теме самообразования; изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет;

- познакомить родителей с образовательной технологией « Цветные палочки Кюизенера , блоки Дьенеша», вовлечь в работу по формированию ЭМП  у детей на основе использования дидактических игр;

- разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша; методические рекомендации, дидактический материал.

Прогнозируемые результаты:

- развитие логического мышления: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать;

-  использование игрового материала, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в самостоятельных играх;

- формирование сенсорных эталонов, как предпосылок к учебной деятельности.

Этапы работы:

Организационно- диагностический. Выбор и определение темы самообразования, планирование работы по теме самообразования.. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы. Знакомство с работами других педагогов.

Практический.  Внедрение опыта работы . Формирование методического комплекса

Разработка консультаций для родителей: Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников

« Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

« Учимся играя. Блоки Дьениша, игры с палочками Кюизенера»

«Игры для развития математических способностей»

Изготовление папки – передвижки «Развитие математических представлений у детей с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Родительское собрание  «Развиваем логическое мышление»

 Оформление и презентация выставки развивающих игр:

« Строим дорожки», « Что изменилось?», « Чего не хватает?»,» Перевозчик», « Художник», « На свою веточку», « Путешествие на поезде».

Игры на ознакомление с дидактическим материалом:

« Возьми в руку как можно больше палочек»,

« Назови цвета брусочков»,

« Отыщи такую же палочку»,

« Покажи самую длинную  (короткую) палочку»

Игры основного этапа:

« Подбери пояс к платью»,

«Построй квадраты»,

« Заполнение силуэтных машин»,

« Что изменилось»,

« Продолжи узор»,

« Построй лесенку для игрушки»,

« Нарисуй предмет»

« Четвёртый лишний»

« Составь поезд»,

« Сложи лесенку».

Обобщающий. Подведение итогов.

Оформление результатов деятельности.

Создание картотеки развивающих игр с палочками Кюизенера  и картотеки игр с блоками Дьенеша

Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.

Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:

1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:

А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по  размеру и по форме, по толщине и т.д.)

В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

5. «Домино»

6. «Раздели фигуры»

С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».

Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.


Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;

- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

 

Счетные палочки Кюизенера

"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игровой материал:

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т.д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Рекомендации к использованию

Освоение комплекта происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру), сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.

1 этап включает игры с палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.

2 этап – игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е.А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)

3 этап – составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.

4 этап – составление рисунков.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:

- В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.

- Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

- И.Н. Чеплашкина «Математика это интересно».

Имеется наглядный материал:

Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».

Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».

Для работы с детьми 5-9 лет Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.

-Создание схем для составления картинок из палочек.

Изготовление картотеки рисунков с блоками Дьенеша и палочек Кюизенера

Завершающий:  подготовка открытого мероприятия,  как форма подведения итогов общей деятельности .

Проведение открытого занятия

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Организационно-теоритический.

Ноябрь-февраль.

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования

Выбор и определение темы самообразования. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с детьми 3-7 лет.

Комарова Л.Д  Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике 5-7 лет.

Разноцветные полоски/ сост Л.М. Кларина, З.А. Михайлова.

Практический.

Март.

Апрель.

Игры на ознакомление с дидактическим материалом блоки Дьенеша.

« Возьми в руку как можно больше палочек»,

« Назови цвета брусочков»,

« Отыщи такую же палочку»,

« Покажи самую длинную  (короткую) палочку»

Игры основного этапа:

« Подбери пояс к платью»,

«Построй квадраты»,

« Заполнение силуэтных машин»,

« Что изменилось»,

« Продолжи узор»,

« Построй лесенку для игрушки»,

« Нарисуй предмет»

« Четвёртый лишний»

« Составь поезд»,

« Сложи лесенку».

1. Найти все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:

А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по  размеру и по форме, по толщине и т.д.)

В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т.д.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т.д.

5. «Домино»

6. «Раздели фигуры»  

Игры по ознакомлению с дидактическим материалом.

1 этап: игры с палочками «Построение лестниц»

2 этап: игровые задачи, игровые викторины

3 этап: составление ковриков

4 этап: составление рисунков

Знакомство с разработками других педагогов.

Посещение открытых мероприятий коллег.

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Разработка картотеки игр, папки-копилки с ребусами, головоломками.

Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;

- Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;

- З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З.А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

Создание картотеки развивающих игр с палочками Кюизенера и блоков Дьенеша.

Создание схем для составления картинок и палочек.

Изготовление картотеки рисунков с блоками Дьенеша и  палочками Кюизенера

Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:

 В.П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.

Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

 Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

И.Н.Чеплашкина «Математика это интересно».

Имеется наглядный материал:

Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».

Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В.П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».

Оформление презентации- выставки развивающих игр.

Разработка консультаций для родителей.

Изготовление папки передвижки.

Организация для родителей посещение игровых занятий, консультаций.

Анкетирование родителей на тему»Совместные игры с членами семьи в домашних условиях».

Родительское собрание

Разработка консультаций для родителей.

Изготовление папки  - передвижки.

Май- июнь. Завершающий

Подготовка открытого мероприятия,  как форма подведения итогов общей деятельности .

Проведение открытого занятия

Подготовка  и проведение родительского  собрания «Развиваем логическое мышление».

Организация для родителей посещения игровых занятий, консультаций.

Анкетирование родителей на тему»Совместные игры с членами семьи в домашних условиях».

Родительское собрание

Итоговое мероприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...