Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
методическая разработка (старшая группа)

Кабанова Людмила Ивановна

Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshrut.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный

маршрут развития ребенка

2020-2021 учебный год

Воспитатель: Кабанова Л.И.

                            /старшая группа/

Индивидуальный образовательный маршрут

Возраст ребенка: 5 лет

Ф.И. ребенка: Дмитрий С.

Ф.И.О. мамы: С.В.П...; образование: среднее; возраст: 30 лет, домохозяйка.

Ф.И.О. папы: С.К.В..; образование: высшее; возраст: 32 года, МГОК.

Состав семьи: Семья полная. Ребенок проживает с папой и мамой.  Имеет стабильный средний материальный доход.

Тип семьи: Благополучная. Воспитанием занимаются папа, мама, бабушка.

Дата начала ИОМ   22.08.2020 года

Количество занятий в неделю: 2 занятия по 25 минут

Сведения о ребенке

Группа здоровья  __II__

Ведущая рука: правая.

Психические функции и социальное поведение ребенка 5 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

5 лет

I.

Мышление и речь.

Специальные задания

Выполняет классификации «деревьев», «овощей», «фруктов» и других обобщающих понятий. Есть понятия «один — много», «больше — меньше». Отмечен достаточно высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления. Быстро собирает разрезные картинки из 5 – 6 частей. Умеет составить рассказ по картинке из нескольких предложений.  Представления о количестве сформированы. Счет прямой до 15, обратный счет не сформирован. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе.

«Обувь», «одежда», «мебель», «дикие и домашние животные» вызывают при обобщении и сравнении затруднения. Может пересказать прочитанную  сказку, но отмечаются нарушения функционально-смыслового единства текста. При пересказе перескакивает с одной мысли на другую, предложения не заканчивает. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Описательный рассказ составляет только с помощью педагога или с опорой на схему.

II.

Моторика.

Специальные задания

Ведущая рука — правая. Артикуляционная моторика развита в соответствии с возрастной нормой. Одевается и раздевается самостоятельно.

Отмечаются нарушения осанки, общей и тонкой моторики. При обследовании основных видов движений выявляются следующие особенности: неуверенная походка, трудности в удержании равновесия. Координация движений пальцев нарушена, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

III.

Внимание и память.

Специальные задания

Стихи, соответствующие возрасту, запоминает медленно, после многих повторений, но, в целом, успешно.

Невнимателен, рассеян, часто «отключается».  Способность к запоминанию стихотворений снижена (требуется до 4 повторений четверостишия). Допускает ошибки в виде перестановок и пропусков слов, заменяет их.

IV.

Социальные контакты.

Наблюдение, опрос

Активен, общителен. Умеет играть с другими детьми, легко идет на контакт, не ссорится и соблюдает правила игры.

Платон демонстративен. У ребенка отмечается нарушение дистанции общения, в первую очередь, со взрослыми. Очень любит, когда с ним занимаются   воспитатели, просится на занятие. Иногда мешает заниматься с другими детьми, требуя внимания только к себе.

V.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений эмоционального, психомоторного характера.

Отношение к занятиям: темп деятельности быстрый, но хаотичный; принимает помощь словесную, стимулирующую; затруднения преодолевает в зависимости от ситуации и настроения: может бросить работу, может обратиться к воспитателю, иногда самостоятельно ищет выход.

Характеристика деятельности

Навыки самообслуживания: может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, испытывает трудности в завязывании шнурков; может самостоятельно пользоваться столовыми приборами, есть и пить; умеет убирать свои вещи и заправляет кровать, имеет представления о ЗОЖ.

Игровая деятельность:  есть интерес к игрушкам, любимые игры: строитель, конструктор, мозаика, рисование, понимает правила игры, выполняет их, вносит изменения в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, поведение в конфликтной ситуации-может обидеться и отстраниться, отражает свой опыт в игре, но много воображает, умеет поддержать игру.  Для ролевого перевоплощения использует соответствующие атрибуты. Таким образом, уровень развития игровой деятельности можно охарактеризовать как процессуальную игру с элементами сюжетно-ролевого поведения.

Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать, сложить по образцу фигуры из счетных палочек, выполнить постройки из кубиков.

Изобразительная деятельность:  у Дмитрия не было увлеченности процессом рисования и речевого комментирования  ни во время рисования фломастерами, ни карандашами, ни красками. В рисунке присутствует сюжет (персонажи взаимодействуют между собой), хотя он отображен достаточно схематично. В изображении схемы тела упускает важные детали  (брови, пальцы). В рисунке использует всего 3 цвета.

Выводы и рекомендации из заключения на Дмитрия (5 лет)

Прогноз дальнейшего развития ребенка в целом благоприятен. Базовые психические процессы находятся в пределах возрастной нормы. Развивающиеся психические процессы (словесно-логическое мышление, моделирующие виды деятельности, творческое воображение) отстают от возрастных нормативов развития. Нарушение произвольного внимания приводит к  деятельности ребенка.  

Цель ИОМ: создание условий для коррекции познавательного и личностного развития ребенка.        

Задачи индивидуального развития ребенка:

  • формировать пространственно-временные представления и совершенствовать координацию движений. В процесс проведения подобных занятий включать упражнения по развитию произвольного внимания;
  • способствовать формированию и развитию сюжетно-ролевой игры, а в ней — умению культурно общаться с окружающими и основ безопасности жизнедеятельности в детском саду и на улице;
  • продолжать работу над развивающимися в дошкольном возрасте психическими процессами, особенное внимание уделить развитию словесно-логического мышления, речи и воображения.
  • организовывать работу, направленную на формирование абстрактных, обобщающих понятий;
  • формировать мотивацию к учебной деятельности и продолжать работу по формированию произвольности поведения.

Организация индивидуального сопровождения ребенка Дмитрия С.

Реализация ИОМ

Срок реализации, режим занятий

Специалист

Направление работы

Основное содержание

Работа с родителями, рекомендации

Ожидаемый результат

Отметка о продвижении в развитии

Сентябрь

Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра

Диагностика, мониторинг, анкетирование, анамнез ФР, НПР, СА

Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики

Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка, представление разработанного ИОМ ребенка, необходимость выполнения домашних заданий в тетради ребенка.

Разработка и планирование ИОМ

Октябрь-декабрь, 2 раза в неделю по 25 минут или ежедневно по 10-15  мин. (в детском саду и дома)

Воспитатель

Развитие любознательности, широты интересов, формирование познавательной и исследовательской сферы деятельности.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Развитие игровой деятельности

Чтение художественной литературы,
дидактические игры: «Обувь», «одежда», «мебель», «дикие и домашние животные», «Правда или нет»; беседы-
разбор ситуаций, арт- терапия, песочная терапия; индивидуальные задания по созданию репортажа «Жизнь диких животных осенью».

Продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах); «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; беседа «Я мамочку люблю- я всегда ей помогу», дидактическая игра «Правила поведения в общественных местах».

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни;

«Сочинение  творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками; Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков;

В театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию;

Сюжетно-ролевые – игры: «Семья», «Больница», «Мастерская», «Магазин».

Индивидуальная консультации: «Особенности развития ребёнка 5 лет»,

«Как заинтересовать ребенка»,

«Формирование привычки к здоровому образу жизни».

Участие в проектной деятельности:

Сбор информации о жизни диких животных осенью, подготовка к празднику «День матери» (стихи, интервью)

Индивидуальные беседы:

«Словесные формы позитивной оценки действий ребенка»,

«Создание условий дома для творчества»,

Создание семейного фотоколлажа «Как я помогаю маме».

Консультация

«Учимся сочувствовать и сопереживать»,

Оформление информационных бюллетеней «Секреты здоровья»,

Семинар «Неразлучные друзья - взрослые и дети» (совместные познавательные игры).

Индивидуальные беседы.

Активное  участие в творческих конкурсах.

Консультация «Учимся сочувствовать и сопереживать».

Консультации:

«Чем играет ребенок?»,

«Воспитываем добротой»,

«Играем вместе».

Сбор предметов –заместителей для с/р игр.

Создание сенсорного центра дома. Индивидуальные художественные задания.

Развитие любознательности, стремление к познанию, получение удовольствия от результата своей работы.

Развитие положительно-эмоциональной сферы ребенка, памяти, внимания, мышления, стимулирование индивидуальных возможностей ребенка, создание ситуации успеха.

Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, развитие внимания, памяти, создание ситуации успеха и веры в свои силы.

Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, развитие памяти, мелкой моторики руки, эмоциональной сферы, творческих способностей, создание ситуации успеха.

Улучшились способности классифицировать, структурировать, систематизировать;

Ребенок использует в речи новые слова, рассказывает сверстникам о том, что узнал;

демонстрирует чтение стихотворения наизусть;

с тал увереннее

в своих силах.

Ребенок стал проявлять интерес к новым совместным играм со сверстниками, стал смелее и увереннее выражать свои мысли и желания.

Стал с желанием помогать маме по дому.

Ребенок стал правильно строить предложение, меньше путаться в словах, высказывать свою мысль до конца. Обогатился активный словарь.

Приносит рисунки из дома.

Ребенок стал концентрировать внимание на длительное время на одном объекте, стал проявлять интерес к сюжетно-ролевым играм,

стал проявлять интерес к художественному творчеству.

Декабрь

Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра.

Промежуточная диагностика, мониторинг.

Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики.

Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка, необходимость выполнения домашних заданий в тетради ребенка.

Планирование ИОМ ребенка на второе полугодие.

Январь-май, 2 раза в неделю по 25 минут или ежедневно по 10-15  мин. (в детском саду и дома)

Воспитатель

Развитие любознательности, широты интересов, формирование познавательной и исследовательской сферы деятельности.

Развитие положительного отношения ребенка к окружающим его людям

Развитие коммуникативной  и социальной компетентностей ребенка

Развитие продуктивной деятельности

Развитие игровой деятельности

Формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков;

Дидактические и подвижные коллективные игры;

Оформление фотогазеты о совместном мероприятии «Как мы отдыхали на даче»;

Коллективные мероприятия (изготовление поделок из природного и бросового материала); Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»; Коллективные мероприятия (праздники, посадка лука в группе);

Игры - драматизации, трудовая деятельность (различные виды труда).

Подготовить методические рекомендации для родителей: «Использование песка и воды в коррекции эмоционально-волевой и социальной сферы детей среднего возраста», «Как играть с гиперактивными детьми» и другие.

Оформление фотогазеты о совместном мероприятии «Как мы отдыхали на даче».

Участие в творческих городских выставках:

«Правнуки Победы»,

«Жемчужина КМА», «Страна Детства».

Развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, развитие внимания, памяти, творческих способностей, создание ситуации успеха и веры в свои силы.

Ребенок может рассказать небольшой рассказ о себе, умеет выразительно прочитать стихотворение наизусть, умеет пересказать небольшую сказку, умеет застегивать пуговицы, умеет систематизировать, классифицировать и обобщать, умеет нарисовать рисунок со сложным сюжетом, умеет планировать игру, выбирать самостоятельно роль, уверенно чувствует себя в коллективе сверстников.

Май

Психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра.

Диагностика, мониторинг.

Анализ полученных результатов медико-педагогической диагностики.

Индивидуальная беседа, анкетирование, ознакомление с результатами диагностики ребенка.

Продолжать поддерживать партнерские отношения во взаимодействии с родителями, объединение усилий и ситуаций общности интересов в развитии и воспитании ребенка.

Продолжать создавать условия, побуждающих ребенка правильно организовать свою деятельность; продолжать коррекционную работу, играющую важную роль в полноценном развитии личности дошкольника.

Физкультурно – оздоровительное направление индивидуального маршрута

Рекомендации, формы работы с ребенком

Результат работы

Через день

ежедневно

Физические упражнения.

Беседы о безопасном поведении, как на улице, так и дома, о доброжелательных отношениях между людьми.

Беседы о «здоровой и вредной» пище.

Дружеские беседы со сверстниками на предложенные ребенком темы.

Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений, чистоговорок о здоровом образе жизни. Составление пересказов по картинкам.

Создана педметно-развивающая среда для индивидуальной работы с ребенком.

Способен играть  рядом с детьми.

Повышение общего уровня развития.

Отмечается позитивная динамика  к умению выслушать другого ребенка, проявляет интерес к играм с детьми.

Продолжать работать над самооценкой, но есть конфликты.

Стал более активен и инициативен при организации  общих  подвижных игр, гимнастике и т.д.

Незначительно, но снизился уровень агрессивности по отношению к сверстникам.

2 раза в неделю.

Трудовая деятельность и беседа о пользе труда с установкой на здоровый образ жизни

2 раза в неделю

Сюжетно-ролевые игры и игры в коллективе.

2 раза в неделю

Конструирование из природного материала, бумаги.

Ситуативные  разговоры, беседы: («Дружная семья», «Волшебные слова» и др.)

ежедневно

Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис» и т.д.)

Настольные игры (мелкий конструктор).

ежедневно

Дидактические игры по выбору.

Работа педагога – психолога в соответствии с оздоровительным маршрутом является:

  • Профилактика и коррекция интеллектуальных и эмоциональных отклонений ребенка.
  •  Создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенка.
  • Достижение данных целей возможно при помощи:

а) создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности;

б) методов психологического сопровождения: психогимнастики, развивающих игр.

Для достижения поставленных целей педагог - психолог использует психологические технологии, которые могут предотвратить или скорректировать отклонения в развитии ребенка.

Основные  направления работы психолога:

- психодиагностика;

- психопрофилактика и консультирование;

- психокоррекция и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...