«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
статья (подготовительная группа)

     Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Детский Сад» Солнышко» .

Павлоградского муниципального района

                                                               Омской области.

Доклад из опыта работы:  «Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

                                        Подготовила:
                                    воспитатель
                                                                   Кириченко Марина Викторовна.

Р.П Павлоградка 2021 год.

«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

«Дети будут слушать нас тогда,

 когда увидят, что мы их слушаем»

 (Джейн Нелсен)

     Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

    Проблема готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей.
      Многие ученые-практики, такие как Л.И. Божович, Н.К. Абраменко, К.А. Климова и др., указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.

    Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

  В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации. Каждая группа при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою "Образовательную программу" и материально-техническую базу.

  Основной целью специальной дошкольной организации  является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

  Организация деятельности определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения коррекционно-образовательной работы.

Дидактические и сюжетно-ролевые игра как способ подготовить ребенка с ЗПР к школе.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях  (индивидуальных и групповых) воспитателем, быть одним из занимательных элементов на прогуле, может представлять собой и основной вид деятельности.

Игра: « Что сначала, что потом?»

 Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.                                

       1) Покажи - развитие пассивного словаря.

       2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

- Какое время года недавно закончилось?

- Какое время года сейчас?                                          

- После, какого времени года приходит весна?

- С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра:  «  Чудесный мешочек» или «Узнай  цифру  на ощупь ».

   Цель:  Развитие  тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию  (только1).

   Игра: « Составь фигуру»

   Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать  геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

   

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по  размеру.

Детям предлагается найти  геометрические фигуры по  размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т.д.)

  1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху.                                

      2. Найди  предметы, которые должны находиться внизу.

      3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например:  Он резиновый, круглый, красный ит.д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

  Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых отражаются знания, впечатления, представления ребёнка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
«Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Цель: расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе

Задачи:

  1. Уточнить знания детей о профессии учителя, директора, библиотекаря, медсестры, буфетчицы.
  2. Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события, учить подчинять всех играющих общей игровой цели. Осуществлять скрытое управление игрой, приняв на себя роль директора.
  3. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
  4. Продолжать обучение умению ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
  6. Формировать мотивационную готовность к школе.

Предварительная работа:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
  3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
  4. За несколько дней до игры воспитатель (педагог) организует сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», где дети проходят медицинский осмотр. «Врачи» дают справку будущим школьникам о том, что они здоровы и могут посещать школу.
  5. Беседа о школьных принадлежностях.
  6. Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
  7. Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.
  8. Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.
  9. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».
  10. Показ мультфильма о школьной жизни.
  11. Беседа по картине «На уроке».
  12. Рисование «Наша школа»
  13. Ручной труд: подготовка атрибутов для СРИ

Оборудование: колокольчик для подачи звонка, оправа для очков, атрибуты для игры в школу, в больницу, буфет, магазин, семью, мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс», конфеты «Школьные» (сюрпризный момент)

Данная работа направлена:

  1. развить логику и мышление;

  2. развить мелкую моторику;

  3. научится ребенку самому разрабатывать более сложные      задания;

  4. осознать и придерживаться правил;

  5.тренировать память и внимание.

  С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Выводы.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушений должны осуществляется как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна, т.к. без осуществлении коррекции познавательных процессов у ребенка с задержкой психического развития невозможно полноценное усвоение программы детского сада, а затем и школы.

   Индивидуальный подход реализуется в процессе игры, а также индивидуальных занятий воспитателя, целью которых является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.      

      Благодаря систематической коррекционной работе мы достигнем положительных результатов.  И дети вы пустятся   с хорошей подготовкой к школьному обучению.

Список литературы.

  1.Баряева Л.Б. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде»- С-П- «Каро» 2006;

  2.Баряева Л.Б. Гаврилушкина О .«Программа воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью» -С-П.- «Каро» 2007;

  3.Басилова Г.А. Александрова Н.А. «Как помочь малышу со сложным нарушением развития» -М- «Просвещение» 2008;

  4. Источник: https://saytpozitiva.ru/tsitaty-pro-detey.html

  5.https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17028


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

"Роль развития мелкой моторики рук в социализации детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Сборник материалов шестой Всеросийской научно-практической конференции 2012 года....