консультация для молодых педагогов "Во что играли на Руси"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Самое важное в воспитании и обучении ребенка - это игра. Игры бывают разные: и дидактические, и подвижные, и настольные... Для развития любознательности знакомим детей с русскими народными играми. С большим желанием на Масленицу мои дети играют в "Горшки", а на Пасху - "Верба-вербочка" В консультации есть ряд игр, в которые можно поиграть с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВО ЧТО ИГРАЛИ НА РУСИ»
Консультация для родителей и молодых воспитателей воспитателя ВК Тумашевой М.П. МБДОУ д/сад №77
Игры в культуре каждого народа занимали важное место. Они помогали детям становиться взрослыми, расти крепкими и здоровыми, учили работать и веселиться. Например, с рождения в марийской семье ребенок оказывался включенным в обряды и ритуалы, которые ему казались своеобразной игрой. К рождению внука его дедушка и бабушка сажали новую березку в родовой священной роще позади усадьбы, считалось, если на одном из деревьев к этому времени появятся новые побеги, ребенок послан Богом. А вот в Астраханской губернии, оберегая народные традиции, говорили: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Особое внимание уделялось воспитанию мальчиков и юношей, так как юноше в первую очередь полагалось стать мужем и отцом. На мужчине лежало материальное обеспечение семьи, участие в сельских сходках и собраниях…В семье, где был хороший муж и отец, царило благополучие. Народная мудрость гласила: «У хорошего мужа и свинка господинка».
«Парень родился, кормилец явился».
Если в семье рождался мальчик, семья оповещалась об этом стрельбой из оружия. В играх мальчики развивали сноровку, сообразительность, ловкость. Их приучали к труду… Подрастая, юноши становились главными помощниками отцам, работали наравне со взрослыми… Праздничных забав у молодежи было много. Одна из них - качание на качелях. В каждой деревне были свои качели, а около неё площадка для танцев и игр. Качались только холостые парни и незамужние девушки. Качель делали парни, получавшие за это от девушек в знак благодарности перчатки, пояса…Сначала качель подвергали испытанию:
«Нужно нам качель проверить, выдержит ли нас на взлете,
Выдержит ли двух на спуске, платья четырех девочек,
Коль качель со слабиною, топором её разрубят и в огонь тотчас отправят».
Затем начинались игры.
Иванов день.
Иванов день(24 июня) с нетерпением ждала вся молодежь деревни.. С заходом солнца парни и девушки шли на полянку, где разжигали огонь – Иванов костер. На Иванов костер приглашались все:
«К нам огонь стеречь идите! Залетит огонь в деревню, вдруг на крышу искра прыгнет, головёшка в дом заскочит, ярко пламя сено схватит»
Вокруг костра собиралась молодежь и до самого утра веселилась, играла, прыгала через костер. Парни состязались в силе: перетягивали палки, поднимали тяжелые камни, боролись друг с другом. Девушки же этой ночью гадали на суженого, так как Иванова ночь считалась колдовской. Молодки плели венки из девяти видов цветов и надевали на головы. После этого ничего не говорили и шли домой, ложились спать, положив венок под голову. По поверью, во сне к каждой девушке приходил будущий супруг, чтобы забрать венок.
«Янушка, наш паренечек, твой - скажи – каков конечек? С белой гривой, со звездой! Всем коня ты наряжай-ка: -Надевай уздечку медну, к шорам – кисточки из шелка, в брови – бусы золотые, в гриву – денежки-медяшки, в хвост – немецкие монеты, цвет иван-да-марья – в ноги, Полевицу на копыта…».
Для разного времени и игры разные.
Существовали уличные игры, в которых участвовали только мальчики и подростки: «Редька», «Пузырь», «Царь горы», «Мяч»….
«Редька»
Все играющие садились вереницей друг за другом, ухватив находившегося перед собой за талию. Последнего называли «маткой» или «бабкой», остальных – «редьки». Между этими двумя игроками происходил диалог:
-Тук, тук! – начинал «слуга». -Кто там? – спрашивал водящий.
-Барский слуга. -Барин упал с печки, зашиб плечики, захотел редьки!
-Дергай да стряхай, на огород не кидай, свиней заманишь!
Получив разрешение, водящий подходил к первому сидящему, брал его за руки и старался вытянуть из объятий второго «редьки». Затем уже вместе они принимались за другого игрока, потом втроем за третьего и т.д., пока не «выдергивали» всех. Затем игра повторялась.
Молодняк веселится не так.
Некоторые старинные игры отличались от их современных вариаций. Прятки были любимой игрой молодежи, спрятаться полагалось не поодиночке, а парой – юноша с девушкой. Любили и хороводы. В центре водила девушка с платком в руке, а участники пели:
«Молодица, молодичка, ты же молодая! Подушка, подушечка, ты же пуховая!
Кого любишь, кого любишь, того поцелуешь, пухову подушку тому подаруешь.» При последних словах водящая отдавала платок парню по своему выбору и целовала его.
В Сибирь приезжали из разных мест. Кроме вещей они привозили с собой обычаи, обряды, игры. Поэтому в Сибири трудно найти забаву, которую бы не знали по другую сторону Урала. Часто у сибирских игр были местные названия, например, игра «Казак» напоминала игру в «Третий лишний»…
«Казак»
Участники игры делились на пары, брались за руки и вставали друг за другом. Перед ними спиной ко всем находился ведущий – «казак», который считал: «Раз, два, три». На последнем счете мимо него пробегали игроки, составляющие последнюю пару. Ведущий бросался за ними в погоню. Если ему удавалось схватить одного из них, образовывалась новая пара. Непойманный игрок становился ведущим. Если же разбежавшаяся пара соединялась, игра продолжалась в том же ролевом раскладе.
«Бой петухов»
Активные игры детей- подростков носили соревновательный характер: кто быстрее добежит, кто выше и дальше прыгнет, кто добросит мяч до определенной отметки и т.д. Мальчики любят игру «Бой петухов». Она позволяет продемонстрировать силу и ловкость. Ребята собирались на ровной полянке и разбивались на две одинаковые по силе команды. Если в одной из них находился крепкий мальчуган, то в другой был достойный соперник. Участники становились в две шеренги друг напротив друга. Каждый из них захватывал левую, согнутую в колене ногу, двумя руками за спиной. По команде ведущего соперники сближались и начинали толкаться плечами, прыгая на одной ноге. Тот, которому удавалось вывести противника из равновесия, получал очко, а пара выбывала из игры. Побеждала команда, набравшая большее число очков.
«Золотые ворота»
Часто в молодежные игры включались танцевальные и музыкальные элементы, как, например, в игре «Золотые ворота». Разделившись на две команды, юноши и девушки становились полукругом, взявшись за руки. В середине находились «золотые ворота». Их образовывали двое стоявших молодых людей – юноша и девушка. В поднятых руках они держали по платочку. Игра начиналась по команде ведущего и под музыку. Каждый участник пробегал между игроками и возвращался на место, а последний – добегал до «золотых ворот» и приносил платочек. Чья команда справлялась с задачей быстрее, та и побежала.
Двое тогда вместе, когда в одну сторону смотрят. «Вишенка»
На посиделках парень выбирал девушку и приглашал её для участия в игре. Она подзывала двух подруг, которые вставали рядом с ней и клали руки на плечи друг другу. На расстоянии вытянутой руки от девичьей пары в том положении становились два парня. После этих приготовлений начиналось игровое состязание. Парень, выбравший девушку, с небольшого разбега старался подпрыгнуть и упасть на руки своих товарищей так, чтобы дотянуться через руки девушек и поцеловать избранницу. В этой игре проявлялись чувства молодых. Девушка показывала отношение к парню, могла подойти ближе к подругам, либо отступить. На вечорках молодежь забавлялись посиделочными играми, которые часто сопровождались объятиями и поцелуями. Устраивали состязания парней, в которых наградой за сноровку и силу был поцелуй. К этому типу игр относились и лазанья по шесту к высокому окошку, откуда выглядывали девушки, и поднятие тяжестей( сруба за угол, бочек), и удержание на руках или плечах сразу нескольких товарищей, и другие забавы молодцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/07/picture-226610-1375888492.jpg)
Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.
Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-386898-1478792238.jpg)
Консультация для молодых педагогов. Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»
Консультация для молодых педагогов. Тема: «Организация и руководство игрой-драматизацией»...
Консультация для молодых педагогов "Подвижная игра, как средство коррекции поведения гиперактивных и агрессивных детей"
Игра – ведущий вид деятельности для любого ребенка дошкольного возраста.Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Они делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою...
Развиваем речь в игре. Консультация для молодых специалистов и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Он поможет начинающим учителям-логопедам и родителям детей дошкольного возраста разнообразить работу по развитию речи и сделать е...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963084-1508757305.jpg)
Консультация для молодых педагогов на тему: «Как вы понимаете, что такое театрализованная игра?»
В консультации представлены различные виды театрализованных игр, которые можно организовывать в различных возрастных группах....
Консультация для молодых педагогов Зачем нужны детские дидактические игры?
Консультация для молодых педагоговЗачем нужны детские дидактические игры?...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/05/picture-1082785-1696506233.jpg)
Консультация для молодых специалистов Подвижные игры для детей первой младшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24658419","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...